Lada Vesta SW Cross — одна из дес€тка моделей, которые доступны по госпрограммам
Lada Vesta SW Cross — одна из дес€тка моделей, которые доступны по госпрограммам

¬ –оссии только возобновились программы «ѕервый автомобиль» и «—емейный автомобиль», а люди уже потекли в автосалоны. »х привлекает скидка в 10% от цены автомобил€. Ќо оказалось, что красивый дисконт существует больше на бумаге. ¬от истори€ одной покупки, котора€ в итоге не состо€лась.

¬адим решил приобрести Lada Vesta SW Cross 1.6 ћ“ в комплектации Luxe Multimedia. “акой автомобиль стоит 858 900 рублей, то есть попадает под услови€ обеих программ, лимит по которым теперь составл€ет 1 миллион рублей. ” самого ¬адима автомобили уже были, а вот его супруга никогда машиной не владела, поэтому могла купить его по программе «ѕервый автомобиль». ѕри этом скидка даетс€ только покупател€м автомобилей в кредит.

ѕлан ¬адима был таким: продать имеющуюс€ у него машину за 240 000 и использовать деньги в качестве первоначального взноса, добавив к нему скидку в 85 890 рублей (10% от цены).

ќн обратилс€ в один из автосалонов Lada в „ел€бинске, где ему в дополнение к госсубсидии предложили скидку в 40 000 рублей по программе Trade-in. Ќо иллюзии рассыпались сразу: за его нынешний автомобиль вместо 240 000, что сто€т в объ€влени€х аналогичные модели, ему предложили лишь 200 000.

— ѕотом они выстав€т машину в салоне за 210 000, а сверху получат компенсацию в 40 000 рублей от ј¬“ќ¬ј«а, — рассуждает ¬адим. — “акой вот незатейливый бизнес.

ѕредставитель дилерской сети Lada јлександр ћещер€ков настаивает, что цену нашему герою предложили вполне адекватную:

—  онечно, когда клиенту предлагают сумму меньше той, на которую он рассчитывал, его это расстраивает, — говорит јлександр ћещер€ков. — Ќо нужно понимать, что не всегда эта сумма €вл€етс€ рыночной стоимостью, и пыта€сь продать через объ€влени€, клиент точно так же вынужден снижать сумму. ѕоэтому справедливее говорить о том, что добросовестные дилеры всЄ же предлагают адекватную стоимость оценки по системе Trade-in, исход€ из рыночных реалий. ќриентироватьс€ на сайты объ€влений € бы не стал, потому что большинство объ€влений в них — частные, то есть выражают больше желани€ людей продать за эту стоимость, а не реальную цену модели. 

ѕрограмма скидок при сдаче прошлой машины по системе Trade-in изначально тоже была государственной, сейчас скидки предлагаютс€ за счет дистрибьютора или самого дилера
ѕрограмма скидок при сдаче прошлой машины по системе Trade-in изначально тоже была государственной, сейчас скидки предлагаютс€ за счет дистрибьютора или самого дилера

— программой «ѕервый автомобиль» тоже всЄ оказалось непросто: рекламируема€ ставка от 0% дл€ ¬адима оказалась недоступна (требовалс€ большой первоначальный взнос), и вместо неЄ предложили обычную — 12,9% годовых. Ќо чтобы претендовать на неЄ, ¬адим должен был ежегодно оплачивать страховку каско в размере 35 000 рублей и страховку жизни в 40 000 рублей. —умма страховок в 75 000 рублей почти съедала госскидку в 86 000 (10% стоимости машины) уже с первого года пользовани€ кредитом.

— —корее всего, если повоевать с кредитным отделом, можно снизить цену страховок за счЄт франшиз или ещЄ каких-то условий, но мне резко расхотелось покупать, — смеЄтс€ он. — ѕока эти госсубсидии выгл€д€т разводом на деньги: загон€ют покупателей в кредит под видом скидок, а реальна€ выгода — почти нулева€. »грают на финансовой безграмотности населени€. 

ћы решили проверить факты и позвонили в один из автосалонов Lada с просьбой рассчитать услови€ кредита на п€ть лет при первоначальном взносе 200 000 рублей. –езультаты получились чуть другими, но тоже любопытными. Ќам предложили ставку «в районе 12%» годовых, страховку каско за 38 000 рублей и страховку жизни за 2700 рублей в мес€ц (32 400 рублей в год). »того обе страховки пот€нули на сумму 70 400 рублей в год, что съело 80% от государственной субсидии.

— Ёто очень предварительные расчЄты, — заверила кредитный специалист ќльга, подразумева€, что стоимость страховок при уточнЄнном расчЄте может как уменьшитьс€, так и возрасти.

— ј можно застраховать жизнь в другой страховой компании? — спрашиваю. — ѕросто у мен€ страховка жизни по ипотечному договору на пор€док дешевле, чем ваша.

— Ќет, услови€ диктует банк, поэтому принести страховку чужой страховой нельз€.

— Ќо есть ли какие-то варианты?

— ¬арианты всегда есть, вам нужно подъехать с документами, чтобы мы сделали уточнЄнный расчЄт.

ѕо программе Lada Finance работают несколько банков, но услови€ кредитовани€, по словам специалиста, плюс-минус одинаковые, так что рассчитывать на серьЄзные отличи€ не стоит.

»з бонусов: возможность включить страховку каско в сумму кредита, а страховку жизни — в сумму ежемес€чного платежа. ƒл€ нашей Lada Vesta SW Cross ценой 858 900 рублей итогова€ выплата с учетом процентов, страховок, основного долга и первоначального взноса получаетс€ на уровне 1,262 миллиона рублей.

»дЄт ли речь о «разводе»? Ќе совсем: специалист ќльга по€снила, что аналогичные услови€ действуют при покупке в кредит и без программ «ѕервый/—емейный автомобиль».

 роме того, можно обойтись и без страховки жизни, но тогда процентна€ ставка возрастЄт с «примерно 12% до примерно 15%». »нтересно, что добавка этих 3% увеличивает ежемес€чный платЄж всего на 1200 рублей, что значительно меньше 2700 рублей, которые предлагаетс€ отдавать за страховку жизни. ѕоэтому не гонитесь за низкой процентной ставкой: об€зательно уточн€йте, не съедаетс€ ли она страховками.

јлександр ћещер€ков считает, что требовани€ банков застраховать автомобиль по каско вполне оправданны:

— Ѕанк защищает свои риски, ведь фактически вы ещЄ не расплатились за автомобиль, и если через три дн€ пользовани€ кредитом он будет разбит о ещЄ более дорогой автомобиль по вашей вине, если не хватит ќ—ј√ќ, суд об€жет погасить долг перед потерпевшим, и это не счита€ долга банку. Ќо если вы настолько богаты, что можете найти деньги на всЄ, почему бы тогда не купить автомобиль за наличные? » никого не настораживает, что до трети автомобилистов колес€т по дорогам с липовыми полисами ќ—ј√ќ либо вообще без страховки! ј если такой автомобилист повредит ваше с банком имущество — автомобиль? ƒл€ рискованных людей, в конце концов, есть потребительские кредиты. 

ѕравда, на потребительские кредиты не действуют программы «ѕервый автомобиль» и «—емейный автомобиль». 

¬адиму нравитс€ Lada Vesta SW Cross, но не нрав€тс€ непрозрачные услови€ 
¬адиму нравитс€ Lada Vesta SW Cross, но не нрав€тс€ непрозрачные услови€ 

¬адим решил отказатьс€ от сделки:

— ѕочему эту скидку не дают при покупке за наличку? — рассуждает он. — ¬от пришЄл условный д€д€ ¬ас€, у него двое детей, хочет купить без кредита, но ему скидку не дают. ѕолучаетс€, оп€ть банкам кость кинули, а не люд€м. ј если не прив€зыватьс€ к госпрограммам, можно найти ставку в районе 11,9% без лишних страховок, в итоге выплата будет тыс€чи на полторы меньше, и на круг получитс€ выгоднее, чем с государственной субсидией.

ѕроблема не нова. ѕрежние госпрограммы субсидированного кредитовани€, которые действовали после кризиса 2008–2009 годов, провоцировали банки задирать процентные ставки, что позвол€ло им забирать субсидию себе. ѕоэтому дл€ программ «ѕервый/—емейный автомобиль» процентна€ ставка сразу была ограничена величиной 18%. Ќо банки и страховые нашли другие пути «откусить» от правительственной субсидии, так что будьте внимательны при заключении договора.

— ¬ любом случае нужно переходить к цивилизованному рынку, чтобы клиент имел выбор: есть наличные — покупайте за наличные, а если нет — банки-партнЄры предлагают решение. ¬ыбор всЄ равно за вами, — считает јлександр ћещер€ков. 

 онечно, приведЄнный пример — частность, потому что услови€ кредитовани€ завис€т от банка, выбранной марки и самого клиента, поэтому уточн€йте параметры кредита дл€ ваших исходных данных. ѕросто имейте в виду, что за сказочными предложени€ми нередко кроютс€ подвохи. 

¬первые программы «ѕервый/—емейный автомобиль» заработали в июле 2017 года. —прос на них оказалс€ высоким, и уже через три мес€ца выделенные государством деньги подошли к концу. ѕрограммы продлили на 2018 год, но в урезанном варианте, который действует и сейчас.