" src=
“ак уж сложилось, что люди воспринимают ее зачастую как актрису, воплощающую на экране образ женщины из народа. ƒостаточно вспомнить роли Ќины ”сатовой в картине «ћусульманин» или «’олодное лето 53-го». Ќо стоит только вгл€детьс€ в лукавый прищур ее глаз, как понимаешь, что эта актриса намного многограннее. “очно так же, как сложнее и глубже на самом деле ее роли в кино и театре.

—ейчас им€ Ќины ”сатовой неразрывно св€зано с јкадемическим большим драматическим театром имени √. ј. “овстоногова.

¬ будущем году исполнитс€ 20 лет с начала вашей творческой де€тельности в легендарном петербургском театре – Ѕƒ“ имени “овстоногова. ј помните ли вы свои первые роли и первые шаги на театральной сцене?

– Ёто было в городе  отлас јрхангельской области, € приехала туда из ћосквы вместе с подругой “аней  ожевниковой. ћы обе заканчивали режиссерский курс ўукинского училища при ¬ахтанговском театре. ¬  отлас мы приехали дл€ постановки дипломных спектаклей. ј поскольку пьесы включают в репертуар театра заранее, нас поставили в очередь. ѕока мы ждали своей очереди, мы были зан€ты в репертуаре как артистки. я за это врем€ сыграла столько ролей: больших, любимых, разных, причем таких, о которых даже не мечтала. я играла ћайку в «ƒне свадьбы» –озова. Ёто была роль главной героини, а € никогда не блистала длинными ногами и узкой талией. » € така€ счастлива€ была! ћоим партнером был замечательный артист  отласского городского театра драмы ¬ладимир ѕол€ков. ќн поддерживал мен€, начинающую артистку. я не играла – € переживала эту роль: и сме€лась, и плакала. ” мен€ не было ни техники, ни практики, ничего, потому что € на профессиональную сцену пришла поздно, мне было 26 лет. Ёто был первый партнер на сцене, который глазами, каждой клеткой помогал мне. “огда ведь в театре не было козней, о которых сейчас пишут и говор€т. Ѕыла сплошна€ любовь и дружба.

ѕотом € сразу получила главную роль в «—вои люди – сочтемс€», роль Ћипочки, одну из моих любимых. я ее играла в отрывках в училище и вообще мечтала когда-нибудь выйти в этой роли на сцену. ¬  отласском театре € ее вдоволь наигралась. ¬ общем, два года, которые € там провела в ожидании дипломного спектакл€, € вспоминаю с большой благодарностью.

-“€жело было расставатьс€ с этим театром ,или вы все-таки рвались в столицу, в ћоскву?

–  огда мы поставили все-таки спектакль и собрались в ѕитер, нас еле отпустили, потому что в тот момент мы уже были зан€ты во всем репертуаре. ¬ конце концов мы уехали и стали играть в молодежном театре на ‘онтанке. «десь € сразу же получала главные роли в больших серьезных спектакл€х. ” нас была маленька€ труппа, театр был новый, и мы там просто… и день и ночь репетировали. ћы убегали в общежитие, из общежити€ в театр, и все – вот така€ жизнь была. “ам не было ни зависти, ни злости. ≈ли из одной миски, и это не красивые слова, здесь же, в театре, кип€тили ведро ча€, резали бутерброды с вареной колбасой, потому что даже в общежитие сбегать не успевали. я 10 лет провела в замечательном любвеобильном коллективе. » это до сих пор мой любимый мой театр по репертуару, по актерам, по вкусу тех пьес, которые ставит режиссер —емен —пивак.

¬аш путь на сцену ведь был очень нелегким…

– я благодарна судьбе за то, что у мен€ были эти трудности в жизни, потому что за это врем€ у мен€ накопилс€ целый багаж житейского опыта. ∆ила очень трудно, почти всю молодость – в общежитии. ѕока поступала, где только ни работала и ни подрабатывала: и дворником, и душевые мыла… –аботала и на ткацкой фабрике. Ќо € не говорю, что это плохо было. Ёто все – мои накоплени€ дл€ будущих ролей. ќткрываешь свой сундучок, и тебе не надо ничего придумывать, потому что это все ты сам прошел.

≈сть ли роли, которые вам хотелось, но не пришлось сыграть?

– ¬се то, что € хочу, € сама беру. я не жду милости ни от кого. √осподь дает тебе эту роль, а все то, что € хотела выложить в другой пьесе, € отдаю этой своей героине. ¬от, допустим, все, что € хотела выплеснуть в роли мамаши  ураж, – € отдала вдове —тепановой, которую играла. я не держу в кошельке энергию и неизрасходованную любовь – € выкладываю все это в своих героин€х, отдаю направо и налево. ѕоэтому мне не жалко было, что € вот там сижу, а никто не знает, как € умею любить или страдать. Ќет. я и в маленькой роли отдам всю свою любовь, которую можно было раст€нуть на большую роль. ¬от говор€т, что актер не состо€лс€, потому что не дали большую роль… Ёто не про мен€. я не задумываюсь об этом. ” мен€ не так.

’от€, конечно, при€тно, когда получаешь большую роль и работаешь несколько лет с одним партнером, который тебе дорог, который понимает теб€ на сцене, и режиссер хороший, роль долговечна€ – тогда это хорошо, тогда ты в этой же роли сам растешь, развиваешьс€, формируешь характер, обогащаешь ее своим опытом.

¬ы часто играете в комедийных пьесах. ¬ы считает, что сейчас нужны комедии?

– Ќе знаю. »ногда и серьезную вещь надо посмотреть. ” нас есть спектакль «ћужчина, постойте», который мы играем с »горем —кл€ром уже 10 лет. я его люблю за то, что он заставл€ет людей плакать и переживать. Ёто слезы очищени€. ѕотом кто-то ко мне подходит и говорит: это про мен€ спектакль. ћожет, € кому-то помогла выйти из этой ситуации – это тоже хорошо, правда ведь?

ј комедии тоже нужны люд€м, чтоб отдохнуть.  ак бы зрители ни говорили: вот антреприза – одно, а театр – другое, мы не делаем такой разницы. ћы все из серьезных театров, все серьезные актеры. »граем на уровне. —оответствуем.

 огда смотришь на ваших героинь, кажетс€, что и в жизни вы очень эмоциональный человек...

– ƒома € стараюсь быть женщиной слабой, а как же иначе, когда окружают только мужчины. » они прекрасно со всем справл€ютс€, причем совершенно самосто€тельно.  роме того, € всегда считала, что дома должны быть тишина и уют. ѕоэтому у нас всегда тихо.

ј дома есть помощница, домработница?

– Ќет.  вартира у нас не така€ уж больша€, не требует большого ухода, справл€емс€ сами. я даже с удовольствием занимаюсь домашними делами. ј вот раньше этого не любила. ѕриезжаю с гастролей и начинаю все переделывать: расставл€ть, переставл€ть, пыль вытирать. »ногда даже больше, чем нужно, удел€ю этому внимани€. ¬от готовить не люблю, честно скажу. я готовлю быстро. Ќа первое – борщ или щи на два-три дн€. ј остальное – что есть: овощи потушу, или рыбку поджарю, или котлетки. Ќет у нас в семье какого-то пристрасти€ к еде. „то есть, то и едим.

 ака€ музыка, живопись, литература может €вл€тьс€ дл€ вас неисс€каемым источником профессионального вдохновени€?

– ¬ы лучше спросите, есть ли у мен€ свободное врем€. ’а-ха-ха! Ёто счастье, о котором € мечтаю: что-то посмотреть, что-то почитать. ƒа вы с ума сошли! ” мен€ сна-то не бывает. ¬от сегодн€, например, три часа спали, едучи из –€зани в ”фу. ѕоэтому у мен€ нет такого: сесть у камина, сложить ножки вот так, вз€ть книжечку и расслабитьс€. –азве что в самолете где-нибудь почитаешь… ƒаже то, что у мен€ сейчас лежит на книжной полке, чувствую, € уже не прочту.

ј что у вас лежит на книжной полке?

– ќоо… Ћежит классика, непрочитанна€ в молодые годы. я хотела Ѕунина всего перечитать, „ехова, то, что € не дочитала... Ќевозможно. ¬се нужно успевать в молодости, все. ј потом уже просто будут другие интересы. я бы вот и хотела – а уже право не имею на это. » времени нет, и просто это уже слишком больша€ роскошь дл€ мен€. ѕотому что надо успеть то, что у теб€ запланировано на ближайшее будущее. ”спеть ребенка довести до ума, он у мен€ еще студент (сын Ќины ”сатовой Ќиколай учитс€ в —пб√”, на юридическом факультете, – прим. автора). » еще что-то сделать в этой жизни. ѕотому что неизвестно, как √осподь рассудит, сколько тебе отведено жить.

—ейчас € дет€м говорю – вы читайте, это же наслаждение, это развивает фантазию, дает повод задуматьс€, у теб€ есть возможность отложить книгу и подумать. ј кино – промелькнуло, ты что-то уловил, а завтра пошел – все уже выветрилось. ‘ильмы – это как на блюдечке с каемочкой, книжечки-шпаргалочки, в которых можно прочитать јнну  аренину на трех листах, а потом иметь наглость сидеть перед учителем и говорить о том, что ты знаешь “олстого – да упаси Ѕог. ћы ведь читали ночами, наслаждались, падали в голодные обмороки.

— другой стороны, молодых жалко, они ведь потому еще не читают, что у них тоже нет времени. я посмотрела, сколько задают сыну. —прашиваю: « ак ты все это успеваешь?» ј он: «¬от так мама, ночами учу…»

∆изнь пошла с такой скоростью вперед. Ќо как реку времени не остановить, так и не остановить вообще ничего в жизни. Ќадо хот€ бы не прожигать это врем€ зр€. Ќадо и зар€дку успеть сделать в гостинице, и процедуры какие-то… чтоб быть в форме. „тоб на сцену выйти – и зритель не увидел твоей усталости. ќн пришел увидеть теб€ в этой роли, а завтра ты уедешь. „тобы оставить о себе хорошее впечатление, надо быть сильной.