Культура Открытие первого кинотеатра сочинцы приняли в штыки, а потом полюбили. Расскажем, как Сочи стал столицей немого кино

Открытие первого кинотеатра сочинцы приняли в штыки, а потом полюбили. Расскажем, как Сочи стал столицей немого кино

Интересные подробности в историческом очерке краеведа Владимира Костиникова

Сочи стал столицей немого кино

Первые известия о строительстве в сочинском городском парке электробиографа вызвали у жителей некоторое беспокойство. Раздавались разные пророчества.

— Да, еще теперь сей биограф молчит, ибо не начинал функционировать, а вот когда там завоет шарманка или граммофон, вот тогда сочинцы узнают всю прелесть! — говорили сочинцы.

Построил первый синематограф на курорте предприниматель Хлебников. Назвал он свое предприятие «Французский театр Модерн».

Открытие состоялось 29 июня 1908 года. Был приглашен оркестр «колонской» музыки. Колонкой, или Навагинкой именовали немецкое селение, где теперь «вертодром» или, пардон, «низ Макаренко». Знатоки утверждали, что от этой музыки «дети соседних с парком дачников по целым ночам не спят и ревут».

Открытие не задалось! Не стал гореть в аппарате какой-то новый усовершенствованный свет. Пришлось возвращать деньги любителям нового вида искусства. В последующие дни аппарат капризничать перестал и, хотя немного тускловато, но уже занимал зрителей довольно интересными картинами.

Кинематографическая горячка


Владелец «Модерна» через некоторое время сменился. Новым стал Ф. И. Молоко. В 1912 году в Сочи открылся второй кинематограф — «Монплезир» З. А. Григориади. В начале 1913 года в Сочи уже пять электробиографов. Новые кинопредприниматели — Политов и Мелькумьянц.

12 февраля открылся биограф «Олимпия». Тут же случился «небывалый казус». На экране демонстрировался журнал событий мира. Один из присутствовавших, некто Д., увидел на экране свою супругу с одним молодым человеком, неравнодушным к жене. Это обстоятельство дало для Д. повод возбудить процесс о разводе, и в виде фактического доказательства измены была приложена лента кинематографа.

Осенью того года в Сочи началась просто уже «кинематографическая горячка». Открываются новые электробиографы. Горячка охватила даже благотворительное общество, в надежде на барыши сдавшее Народный дом И. В. Вербату под иллюзион. Помощь бедным, таким образом, временно отошла на задний план. Вслед за Вербатом потянулись и владельцы нескольких мануфактурных магазинов — греки. Ликвидировав свою торговлю, они открыли кинематограф. Однако, вероятно, в городе было уже перепроизводство биографов, и кинематографическая компания греков лопнула.

В условиях такой конкуренции владельцы стали выпускать умопомрачительные, пятисаженные рекламы, рисуя кровавые моменты картины, забрасывали обывателя с ног до головы рекламой, в которой сообщали, что рекламируемая картина есть единственный экземпляр, «монопольная», настоящая, а вместо этого преподносили «какую-то дребедень». Владелец «Модерна» пригласил как-то в свой театр играть оркестр из соседнего эстонского селения, но оркестр не явился. Потом стало известно, что его конкурент заплатил музыкантам за вечер, лишь бы они не играли у его конкурента. Но конкуренты не ограничивались лишь такими «мелкими пакостями», но еще и разнообразили свои сеансы разными номерами и аттракционами. Так, например в электротеатре «Монплезир» доставил большое удовольствие импресарио-администратор Л. В. Ракитин. С ним приехала «русско-малорусская и цыганская капелла М. И. Борисова» в составе 22 человек. Были хорошие певцы, певицы и танцоры. Выступали в капелле солисты-виртуозы на ручных и ножных хроматических гармониях И. И. и М. Д. Извековы.

Электротеатр «Модерн» ответил выступлением жонглеров. Поразительная ловкость манипуляций с цилиндрами и жонглирование массой тарелок через партер, а также и другие приемы очень понравились публике, вызывавшей артистов на бис.

В сочинском биографе «Модерн» в 1913 году проходили с большим успехом новые аттракционные номера кинодекламаторов Ждановых. Яков Алексеевич Жданов — автор идеи озвучивания фильмов во время сеансов живыми актерами (хотя во Франции уже были такие эксперименты, но в России тогда об этом не знали). С этой идеей он обратился вначале к кинопредпринимателю Чардынину. Тот заявил, что нечего засорять кинематограф всякой ерундой, а затем воспользовался идеей Жданова, снял два фильма для декламации, но самому ездить по городам было некогда, и поручил это дело своей жене — актрисе Новицкой.

А Жданов нашел общий язык с кинопредпринимателем Дранковым. Снимались специально фильмы, затем приходилось много репетировать, чтобы звучание совпадало с происходящим на экране. В каждом новом городе приходилось репетировать заново из-за разной скорости тогдашних кинопроекторов. После успеха Жданова появилось еще несколько групп кинодекламаторов, гастролировавших по всей стране.

Кинодекламатор Жданов придумал озвучивать немые фильмы живыми актерами прямо во время сеанса

Что представляли собой тогдашние кинотеатры, можно прочитать в «Вестнике кинематографии» № 90 от 22 мая 1914 года:

«На юге всюду в любом кинотеатре — расписные стены и потолки. Живопись этого рода не всегда бывает на высоте призвания, но иногда выдерживает стиль.

Огромное большинство городов европейской России обладает кинематографами, которые по помещениям и обстоятельствам я, по принятой мною градации театров, отнес бы к третьему разряду.

Сюда принадлежат кинематографы губернских городов севера, второстепенные электротеатры в городах: Казани, Баку, Владикавказе. Сюда же надо отнести театры Екатеринодара, Бердянска, Батума, Сочи и других городов Черноморского побережья.

На сценах кинемотеатров, рассыпанных по Черноморскому побережью, живописцы любят писать виды Черного моря. Здесь всегда можно увидеть и седую волну, и одинокий парус, и обрывистые береговые утесы. Иногда тема меняется: морские виды сменяются сельским ландшафтом, горами Кавказа или усатым турком... И. Ряпасов.»

О всех новинках дореволюционной киноиндустрии писали в специальном издании

В Сочи демонстрировали картины о Сочи


В газете «Сочинский листок» 29 ноября 1912 года сообщалось, что в электробиографе «Модерн» идет драма «Отверженный» по роману В. Гюго.

17 января 1913 года издание писало, что «в нескольких городах России демонстрируется кинематографическая картина под названием "Курорт Сочи"». А 5 октября 1913 года сообщало, что в театре «Модерн» будет демонстрироваться лента, изображающая жизнь летом в Сочи знаменитых артистов, среди них видна масса сочинцев.

А как вам нравится название фильма режиссера Владислава Старевича — «Женщины курорта не боятся даже чёрта»?

Вечером 25 октября 1913 годав театре «Модерн» по просьбе городского управления демонстрировалась новая картина «Город Сочи», предназначенная для выставки «Русская Ривьера», снятая Евгением Бауэром.

Евгений Францевич Бауэр, северянин, был влюблен в южный черноморский пейзаж, в Ялту и еще малопопулярный тогда у москвичей город Сочи. Эта натура, трудная для кино из-за своей «олеографической» красивости и пышности, в фильмах Бауэра полна воздуха и лиризма: черные глыбы прибрежных скал в контрасте с кипенью морской пены, колонны и лестницы вилл, узорная, диковинная, разнообразная листва, пальмы — это бауэровская кинонатура. Он оставил более 80 фильмов и для кино Ивана Мозжухина, Веру Каралли, Витольда Полонского, олицетворявшего эталон мужской красоты и элегантности тех лет. И всех затмила одна — Вера Холодная — «Королева экрана».

«Королева экрана» Вера Холодная затмила всех звезд немого кино

Бауэр собирался снимать «Песнь торжествующей любви» по повести Ивана Тургенева — мистическую любовную драму. И на главную роль ему требовалась женщина необыкновенной красоты — причем опыт и умение играть его не интересовали. Когда к нему привели Веру Холодную, он был потрясен. Он тут же взял ее на роль. Ее партнерами были Витольд Полонский и Осип Рунич. В августе 1915 года пришло извещение о том, что поручик Владимир Холодный тяжело ранен в бою под Варшавой и находится при смерти. Вера немедленно бросает работу, детей — и едет к мужу в госпиталь. Она заботилась о нём, поражая своей самоотверженностью профессиональных сестер милосердия, и практически вытащила его с того света. В Москву супруги вернулись вместе — Владимира отправили в отпуск по ранению.

А Вера была вынуждена срочно выехать с киногруппой в Сочи на натурные съемки. Ей даже не дали отдохнуть — из-за ее отсутствия вся группа простаивала…

— Вера Васильевна любила всё красивое — цветы, деревья, море. Когда она была на съемках в Сочи, писала из гостиницы «Ривьера» письма нам домой о том, что море такое чудесное, но наводит на нее какую-то непонятную тоску, а прибой лишает ее сна и покоя, — вспоминала ее сестра Софья.

Снимал Евгений Бауэр и свою жену — Лину Анчарову (Бауэр), например в фильме «Приключение Лины в Сочи». По словам кинокритиков того времени, первая часть этого фарса, повествующая о том, как Лине захотелось съездить на Кавказ, как она заболела «курортной лихорадкой» и как без памяти влюбленный в нее муж собрал консилиум врачей, была разыграна в таких живых, легких, веселых тонах — в стиле изящной буффонады, была так прекрасно снята, так удачно заполнена остроумными надписями, что ее можно было бы считать образцовым для данного жанра. Но, к сожалению, дальнейшие три части, изображающие пребывание Лины в Сочи и комические ухаживания за ней кавказского Дон Жуана, получились гораздо слабее первой. Здесь и растянутость, и грубый юмор (например, эпизод с городовым, переодетым в женское платье), и слабая игра актера, исполняющего роль Дон Жуана. Но благодаря хорошим съемкам и красивым пейзажам картина смотрелась легко, хотя и не оправдывала ожиданий, связанных с первой частью.

В фильме «Умирающий лебедь» множество красивых и до сих пор узнаваемых уголков Сочи

Фильм «Умирающий лебедь» был снят Бауэром в Сочи в 1916 году. Лента начинается с прогулки Гизеллы с отцом по берегу реки Сочи. Тут им повстречался герой Витольда Полонского.

Лента «Умирающий лебедь» начинается с прогулки Гизеллы с отцом по берегу реки Сочи

Затем разворачиваются самые драматические события: Гизеллу, танцующую Умирающего лебедя, увидел в театре «Кавказской Ривьеры» сумасшедший художник, рисующий смерть. Он приглашает балерину позировать в свою мастерскую, расположившуюся на вилле «Вера»...

Роль балерины Гизеллы исполняла солистка Большого театра Вера Каралли

Роль балерины Гизеллы исполняла солистка Большого театра Вера Каралли.

— Прекрасный дар судьбой ей дан, мы с удовольствием узнали: с балетной сцены на экран перепорхнула вдруг Каралли, — говорилось в одном из стихотворений, посвященных фильму.

Вера Каралли была одной из самых модных женщин начала века

Вера Каралли была одной из самых модных женщин начала века. Балерина Большого театра. Кинобогиня, потеснившая на троне Веру Холодную. Самая «дорогая» актриса России. И, наконец, просто красавица. Она безукоризненно вписалась в галерею «лиц эпохи» (Ида Рубинштейн, Тамара Карсавина, Вера Холодная). Настолько, что на фотографиях ее легко с ними спутать. Темные очи, тени и бледность рисовали в воображении угар бессонных ночей. Об этот образ дружно точили перья сатирики.

— Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой «для цианистого кали», стилет за воротником, четки на локте и портрет Оскара Уайльда на левой подвязке, писала Тэффи. Молва числила Каралли роковой приманкой, увлекшей Распутина во дворец убийцы-Юсупова. Публика валила в синематографы. Всего за несколько лет Каралли снялась почти в тридцати немых лентах, густо замешанных на любви, крови, очах и ночах. В этой эстетике она сыграла даже Наташу Ростову. Станцевала все ведущие партии в Большом театре.

Когда фильм «Умирающий лебедь» демонстрировался в Сочи, зрители начинали шумно выражать свой восторг по поводу самых неподходящих для веселья сцен. Всё объяснялось тем, что они просто узнавали на экране некоторые уголки своего города.

Большую часть фильма «Приключение принца Флоризеля» снимали в Сочи и Абхазии

В последующие годы в Сочи были сняты многие десятки фильмов и сериалов с узнаваемыми не только местными жителями видами. Это «Старик Хоттабыч», «Бриллиантовая рука», «Будьте моим мужем», «Приключение принца Флоризеля». Резиденцию и оранжерею принца снимали в сочинском дендрарии. Декорации американской конторы — в окрестностях Пицунды, а историю с драгоценностями в Адлере. Походный обед — в Гагре.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем