Город мнение Историк рассказал о появлении первой женщины-водолаза в Сочи при строительстве морпорта

Историк рассказал о появлении первой женщины-водолаза в Сочи при строительстве морпорта

Руководительница строительной бригады опустилась на дно, чтобы самой контролировать работы

Многие трудоемкие работы во время строительства морпорта велись вручную

В Сочи, в дни строительства морпорта и, в частности, берегоукрепления страна получила первую леди-водолаза. Ею стала Нина Васильевна Соколова. Произошло это в 1938 году.

Женщина приехала в Сочи после окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта. Попала в легендарный ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения). Инженер Соколова была одним из руководителей строительства Сочинского морпорта. За рулем своей «Эмки» она будто успевала всюду. Минуту назад ее видели в порту, и вот уже она на пляже «Новый Сочи» следит за установкой бетонных массивов бун. Многие трудоемкие работы в то время велись вручную.

Нина Васильевна Соколова

Водолазы гидротехнической группы Соколовой готовили каменную «подушку» на дне под бетонные массивы. Постоянно докладывали начальнице о состоянии дна. Руководить «вслепую» было трудно, и однажды Нина Васильевна сказала старшине водолазов:

— Готовьте меня на дно, опущусь вместе с вами!

— Как? — опешил старшина.

— Вы ведь женщина. И, потом, нужна специальная подготовка, разрешение.

— Делайте то, что вам приказывают!

На несколько месяцев погружения на дно стали для Соколовой привычным делом. Она могла теперь руководить стройкой, не пользуясь чужой информацией.

Соколова провела под водой 644 часа

Через полгода главный специалист из управления ЭПРОНа сделал ей за подобную «самодеятельность» серьезный выговор. Но затем удовлетворил просьбу: направил на курсы водолазов в Балаклаву.

Во время войны она на разных должностях служила в блокадном Ленинграде. Поднимала со дна Ладоги машины, орудия. Дежурила на «дороге жизни», опускалась там много раз в прорубь, спасая ценные грузы.

От Волховской электростанции по дну Ладожского озера во время блокады протянули в Ленинград электрический кабель. В водолазных работах участвовала Нина Васильевна.

Мемориальная доска в городе Волхов

Сооружение бензопровода к блокадному Ленинграду через Ладожское озеро стало одной из самых ярких страниц обороны города. К зиме 1941 года в Ленинграде особенно стал сказываться дефицит горючего.

Из-за нехватки автоцистерн бортовые автомобили загружали металлическими бочками с топливом. Под перевозку нефтепродуктов были переоборудованы ассенизационные и поливочные машины, молочные и другие емкости.

Прокладку бензопровода по дну озера предложили специалисты Ленинградского отряда ЭПРОН Балтийского флота, где служила Соколова. Ничего подобного не существовало ни в нашей, ни в зарубежной практике. Трубы сваривали в плети, буксировали к месту укладки. Водолазы привязывали 50-килограммовые грузы к трубам для закрепления их на дне.

После войны Нина Васильевна участвовала в разминировании и восстановлении мостов, строительстве причалов в самых разных частях страны. Последние годы службы преподавала в Военно-Морском училище им. Фрунзе.

Всего провела под водой 644 часа. Побывала Соколова на дне Черного, Азовского, Балтийского, Баренцева морей, Ладоги, Невы, Татарского пролива.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем