В Сочи отмечается массовая гибель прекрасных пальм, которые давно прочно у всех ассоциируются с курортом. В конце XIX века они были завезены в город основателем «Дендрария» Сергеем Худековым и до сих пор прекрасно себя чувствовали. Теперь же смотреть страшно,на столбики мертвых пальм.
Недавно Жители Адлера заметили, что в центре на улице Ленина в сквере у многоквартирного дома между ЗАГСом и Главпочтамтом гибнут пальмы. Они были настоящей достопримечательностью Адлера, у каждого отдыхающего, да и местного жителя обязательно есть фотография этих шикарных пальм. Мы рассказывали о том, что у ЦУМа в центре Сочи спилили знаменитую пальму.
Директор департамента окружающей среды Сочи Александр Гиньковский рассказал автору программы «Наш Сочи» Александру Блинову, что в этом году совместно с институтом садоводства администрация разработала новое техническое задание по обработке зеленых насаждений, в частности пальм, которое подразумевает четырехкратную обработку всех зеленых насаждений и шестикратную обработку пальм.
— Учтен температурный режим. Мы понимаем, что есть проблемы, в частности в Адлере, там пальмы подверглись пальмовому мотыльку. Сейчас мы их попробуем реанимировать, сделаем внутри капельную пропитку. Летом это повлияло позитивно, у этих пальм появилась точка роста, но сейчас с ними возникли опять проблемы. Полномочия по техконтролю находятся в ведении внутригородских районов, они должны контролировать этот процесс. Мы, когда выявляем, что с пальмами что-то не так, пишем в районную администрацию о том, чтобы инициировали претензионную работу, — рассказал Александр Гиньковский. Пока сочинские чиновники пишут друг другу о погибших пальмах, выносят претензии подрядчику, долгоносик активно точит пальмы. Специалисты считают, что контроля за обработками никакого нет, выделяются десятки миллионов рублей на борьбу с вредителями из бюджета, но специалистов, которые бы следили за дозировкой, методикой обработок, в принципе нет.
Начальник участка по озеленению Дагомысского ДРСУ, эксперт Городского собрания Сочи Александра Баева рассказывает, пальмовый долгоносик откладывает до 300 яиц за один раз, уругвайский мотылек — до 150. Продолжительность жизни уругвайского мотылька — 12 месяцев, у долгоносика — 4 месяца. Из-за того что эти насекомые ведут скрытый образ жизни, они живут внутри стволов пальм, борьба с ними должна вестись активно.
— Высокие пальмы — более 5 метров, нужно обрабатывать только с вышки. Это удорожание работ идет, не все фирмы, которые берутся за обработку, заказывают эти вышки. Непонятно, что там в этих баковых смесях, которые они используют, потому что это обязательно должен быть системный препарат. Точка роста требует тщательного пролива. Если не вышка, то только стволовые инъекции, — рассказала Александра Баева. Видели когда-нибудь, как с вышки обрабатывают пальмы? Хотя бы в отчетном сюжете по телевидению? Скорей всего, нет, потому что так точно не делают.
Руководитель проекта «ЭкаоБио Технологии» Александр Зюзин рассказал, что в одной пальме находили несколько сотен личинок. По его информации, гибель финика наступает через полгода-год. Он считает, что пальмы массово гибнут на муниципальной территории, поскольку не проводились никакие мероприятия по защите. А они разработаны Субтропическим центром РАН, даны правильные рекомендации.
— Если мы посмотрим, как делают обработку наши подрядные организации — они издалека брандспойтом. Дело в том, что эти действующие вещества не доходят до самой личинки, ведь это внутристволовой вредитель. Для того чтобы его уничтожить, нужно, чтобы вещество дошло до его рогового аппарата. Самый лучший способ — это внутристволовые инъекции, которыми обкалывается ствол пальмы, и вещество поднимается вверх и попадает в точку роста, где в основном они питаются, — рассказал Александр Зюзин.
Начальник отдела в «Дендрарии» Дмитрий Маслов рассказал, что в парке последние 5 лет ведется систематическая предупредительная борьба с вредителями ,и практически ни одна пальма — это финики, бутии и большие вашингтонии, не пострадала.
— Есть такие случаи, была такая информация, что чуть ли не простой водой просто обрызгивают под видом химобработки. Когда конкретно у нас идет обработка этими организациями, то препарат добавляют в воду при мне. Я вижу, что добавляют, в какой концентрации. Нельзя обрабатывать в плохую погоду, накануне дождей, — рассказал Дмитрий Маслов. Но вся пятилетняя работа в «Дендрарии» может пойти насмарку, если пальмы на муниципальных и частных территориях продолжат гибнуть. Сейчас мы с горечью наблюдаем, как уничтожают шикарные пальмы на Навагинской, которые растут практически напротив администрации Сочи.
Чиновники отчитываются, что в этом году в бюджете города на обработку пальм было заложено 20 миллионов рублей. По сообщению пресс-службы администрации, в Сочи обработка проводится шесть раз в год. Утверждается, что специалисты сочетают внутристволовую пропитку с опрыскиванием кроны. В августе был проведен очередной этап. Но пальмы продолжают гибнуть.