Сочинский краевед, кандидат педагогических наук Владимир Костиников скрупулезно восстановил историю создания первой Сочинской гимназии, в которой, в отличие от всей Российской империи, мальчики учились совместно с девочками.
К началу ХХ века в Сочи детей учили начальные учебные заведения: двухклассное нормальное мужское училище, одноклассное начальное женское училище, церковно-приходская школа.
В окрестных селениях работали народные школы. Газета «Черноморское побережье» писала про учителей народных школ: «В темной, бедной деревне учитель — почти единственный культурный работник, и к нему предъявляется множество всевозможных требований со стороны населения, для удовлетворения которых нужна масса опыта и знаний.
Учитель — это ходячая энциклопедия в деревне, и за всем обращаются к нему как за должным. Он должен иметь знания и по сельскому хозяйству, и по гигиене, по кооперативному делу, юридические, педагогические и пр.».
5 октября 1901 года Собрание уполномоченных Сочинского городского упрощенного управления под председательством городского старосты И. Д. Годзи слушало заявление почетного блюстителя городского училища инженера В. К. Константинова, в котором он заявил, что, желая в посильной мере оправдать доверие и сочувствуя вообще делу образования и воспитания, он ознакомился с положением учебного дела в посаде Сочи и свои выводы по этому излагает в следующем: в течение прошлого учебного года и в особенности нынешнего, едва начавшегося, обращает на себя крайняя теснота помещения и переполнение классов. Учитель ведет занятия одновременно с тремя отделениями.
Развитие жизни в Сочи, развитие административных функций, приток состоятельных людей и усложнение деятельности местного населения требует по необходимости и высокого уровня образования. Известная часть поселяющихся на дачных и культурных участках могли бы жить здесь постоянно, если бы их дети могли получать образование среднего класса, то есть среднего учебного заведения. В настоящее время до 30 человек нуждаются в средней школе. Через год-два число таковых детей вырастет до 69–70 человек.
В. К. Константинов обращается к Городскому управлению с просьбой возбудить ходатайство при Министерстве народного просвещения об открытии в Сочи среднего учебного заведения.
Постановили: возбудить ходатайство перед Министерством народного просвещения об открытии в городе Сочи среднего учебного заведения.
В Министерстве народного просвещения при обсуждении этой инициативы возник вопрос, не отвечает ли потребностям местности училище, которое планировали открыть в Гаграх.
Высочайше учрежденное совещание для обсуждения мероприятий по развитию Черноморского побережья Кавказа под председательством министра земледелия и государственных имуществ Алексея Сергеевича Ермолова 29 марта 1902 года обсудило вопрос «Об открытии прогимназии в г. Сочи» и признало различие учебных заведений в Сочи и Гаграх по существу. Гагринское училище устраивалось для слабогрудых (то с болезнями легких), но состоятельных учеников. Предусматривалось климатическое лечение 50 мальчиков и 50 девочек.
Кроме того, велико расстояние — около 60 верст. Таким образом, «Совещание» поддержало идею создания в Сочи среднего учебного заведения. Предложили открыть прогимназию с 4 классами.
Городское управление должно было выделить участок из городской земли. Но средств содержать за свой счет прогимназию не было, требовалось финансирование из казны.
В мае 1906 года переписку с министром народного образования по делу открытия мужской прогимназии в Сочи ведет Кавказский наместник Илларион Иванович Воронцов-Дашков.
Первые учителя
4 сентября 1906 года прогимназия в Сочи открылась в составе приготовительного, первого и второго классов (41 ученик). В последующие годы классы будут добавляться. Дойдет до восьми.
Алексей Ермолов пишет министру народного просвещения П. М. Кауфману о финансовых проблемах открывшейся прогимназии. Без помощи Казначейства учебное заведение не сможет существовать. Кроме того, здание было выделено городским управлением только временно, до 1908/09 учебного года.
Нужды сочинской прогимназии живо интересовали М. А. Зиновьеву, владелицу замечательного дома (ныне ул. Виноградная, у остановки «Горбольница».). Она переслала члену Госсовета барону Э. Ю. Нольде письмо исполняющего обязанности инспектора (заведующего) прогимназии Антона Иосифовича Маргайтиса с подробным описанием нужд учебного заведения.
Список первых учителей Сочинской прогимназии:
Инспектор (то есть заведующий) — Владимир Васильевич Бутыркин.
Иван Петрович Аверин — учитель приготовительного класса.
Валериан Петрович Севрюк — письмоводитель.
Василий Константинович Константинов — преподаватель.
Дмитрий Иванович Коченовский.
Александр Павлович Ильинский — священник.
Иван Александрович Шмелёв — учитель пения.
Сергей Иванович Иванов — врач.
Позже состав учителей менялся.
Отец-основатель гимназии, знаменитый инженер Василий Константинович Константинов был депутатом I Государственной думы, которую распустил царь. Часть депутатов уехала в Выборг, где было составлено воззвание к населению страны с призывом неповиновения властям, отказу от уплаты налогов и службы в армии. После полицейских мер депутаты до суда вернулись в родные места. Константинов успел некоторое время поработать в прогимназии, но после суда были назначены запреты на профессию.
С августа 1907 год в гимназии преподавал князь Алексей Николаевич Енгалычев. Будучи классным наставником, не помогал начальству по проверке учащихся в выполнении религиозного обряда говения. Неправильно относился и к другим обрядам, например, к установленным панихидам. Не пришёл на панихиду по Гоголю. Ну и самое страшное злодейство Енгалычев совершил вместе с Коченовским. Они должны были к юбилею Гоголя украсить помещение цветами и венками, но портрет императора остался без венка! Начальство прогимназии лично украсило портрет венком и цветами, но в момент начала празднования венок и цветы… исчезли! В январе 1910 года А. Н. Енгалычев и Д. И. Коченовский были уволены. Поступок этот не помешает Коченовскому в 1914 году стать городским старостой.
С сентября 1915 в гимназии работает Владимир Павлович Данкевич — преподаватель русского языка и словесности.
В 1915 году по инициативе директора гимназии А. Л. Рукавишникова был уволен священник А. П. Ильинский. Уволили его от должности настоятеля приходского храма, а заодно и от должности законоучителя в гимназии по причине того, что от Александра Павловича … ушла жена.
Новым приходским священником стал о. Сергий Смарагдов. Сочинцы тогда не знали, что о. Сергий — автор самой скандальной выходки в истории Оптиной пустыни, случившейся в 1904 году. Во время богослужения в главном храме монастыря через западные двери внезапно вскочил в церковь совершенно нагой кандидат права Московского университета С. Я. Смарагдов и моментально пробрался на клирос. Довольно долго он ловко уворачивался от послушников, пытавшихся его поймать. Со временем ему простили его временное умопомешательство, в Сухуми его рукоположили в священники, а потом он был назначен в Сочи. Вместо несчастного Ильинского, которого покинула жена.
Александр Ильинский был оставлен в гимназии после того, как за него вступились статс-секретарь А. С. Ермолов, лейб-хирург Е. В. Павлов, родительский комитет гимназии. Решающим было слово Епископа Сухумского Сергия.
Совместное обучение
1 февраля 1907 года Императорскому Величеству благоугодно было разрешить по ходатайству генерал-адъютанта графа И. И. Воронцова-Дашкова допустить временно (на два года), до открытия в Сочи женской гимназии, совместное обучение в местной мужской гимназии детей обоего пола.
Поскольку у посада не было средств на строительство женской прогимназии, а также, поскольку опыт совместного обучения детей не вызвал никаких нежелательных последствий, действие Высочайшего повеления затем продлили. Это было первое в стране казённое учебное заведение с совместным обучением.
Первые годы прогимназия размещалась в арендованном здании недалеко от церкви, ближе к Турецкому оврагу. С увеличением количества классов становилось всё теснее. Владелец здания не хотел продлевать аренду. 3 сентября 1910 года Сочинская прогимназия была преобразована в шестиклассную. А затем появилась идея преобразования прогимназии в полную гимназию. В феврале 1912 года Министерство Народного Просвещения сообщаем Наместнику Кавказа И. И. Воронцову-Дашкову о прошении уполномоченных (депутатов) Сочинского городского управления В. Ф. Подгурского и Н. А. Костарева о преобразовании Сочинской 6-классной прогимназии в гимназию с отпуском от казны средств на содержание учебного заведения и на постройку для него здания.
Новое здание
Много лет городское управление не могло решить вопроса о строительстве собственного здания для гимназии. Было много обещаний, рассматривался даже проект здания архитектора А. Я. Буткина, но он не был утвержден. Заказывали новый проект железнодорожному архитектору Ковальскому.
В результате нашли выход. С января 1914 года на Московской улице (теперь Орджоникидзе) по проекту инженера А. А. Иона строили трёхэтажный доходный дом для Ермолова. Статский советник согласился немного изменить проект и отдать здание в аренду гимназии, в делах которой он принимал личное участие много лет.
21 августа состоялось Собрание городских уполномоченных, на котором было решено арендовать здание за 8000 рублей в год.
История Сочинской гимназии продолжалась до апреля 1920 года. Во время революций и гражданской войны многие выдающихся деятели культуры и науки уезжали от бурных столичных событий в Сочи. Поскольку соответствующих их статусу учреждений в городе не было, почти все они находили работу в школах.
Александр Александрович Фишер фон Вальдгейм, ботаник, директор Императорского Санкт-Петербургского ботанического сада, статский советник, почетный член нескольких иностранных ботанических общества, автор более ста научных статей.
Во время революционных событий 1917 года Фишер фон Вальдгейм получил отставку с поста директора Петроградского ботанического сада. В сентябре 1917 года с семьёй уехал в Сочи. Через год, осенью 1918 года Александр Александрович начал преподавать ботанику. Также он устраивает Сочинский сельскохозяйственный музей. Жизнь становилась всё труднее, не хватало денег, продуктов, начались болезни. Александр Александрович умер от «испанки» в феврале 1920 года. Его гроб несли школьники. Место могилы на сочинском кладбище теперь утеряно. В марте 1920 года в Сочинской гимназии ведут занятия профессора, художники, скульптуры, актёры. В апреле в Сочи пришли войска Красной армии, установилась советская власть. 1 октября 1920 года в здании гимназии открыта школа 2 ступени.