Судьба знаковых для Сочи Воронцовских пещер, Агурских водопадов и еще 26 памятников природы по прежнему под угрозой
Всегда казалось, что в наше время все удивительные открытия уже сделаны. По крайней мере, сочинцы о городе и его окрестностях уж точно знают все. К примеру, Агурские водопады: любому известно, что это – одно из красивейших мест, популярный экскурсионный маршрут, ежегодно притягивающий тысячи курортников со всей страны. Нет сомнений и в его общенациональной природной ценности - шлагбаум и касса, через которую Сочинский Национальный парк собирал средства за проход к водопадам, служили тому дополнительным подтверждением. Оказалось, что это не так. Во-первых, хоть они и считаются памятником природы, но только краевого значения, а главное – и ценности-то особой с недавнего времени не представляют.
Поводом для удивительных открытий стала размещенная около двух месяцев назад неприметная информация в газете с небольшим тиражом, о том, что в городе назначены общественные слушания, на которых 28 памятников природы в окрестностях Сочи собираются лишить статуса особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Воронцовский пещерный комплекс и Ахунская пещера, Аибгинское эталонное коренное насаждение, гора Большой Ахун, Тисо-самшитовая роща, реликтовые самшитовые леса – все это мы привыкли считать своим, национальным достоянием. Даже мысль о том, что все это в один прекрасный момент будет признано «утратившим ценность», допустить было бы сложно. Тем не менее, именно такая формулировка, значилась в анонсе общественных слушаний – «Комплексное экологическое обследование особо охраняемых природных территорий в связи с утратой ими своей ценности как природных объектов или вхождением в границы более крупной особо охраняемой природной территории».
Исследования 28 памятников природы Сочи проводил НИИ Прикладной и экспериментальной экологи по заказу Министерства природных ресурсов Краснодарского края. Рекреационные объекты предлагалось лишить статуса ООПТ, и передать из краевого ведения в Сочинский национальный парк. По официальной версии, это необходимо для того, чтобы соблюсти законодательные нормы, по которым природные объекты, имеющие более низкий статус, не могут находиться в границах территории статусом выше.
28 природных объектов, решение о судьбе которых вынесено на общественные слушания, долгие годы значились на балансе края, хотя фактически были расположены на территории Сочинского национального парка, который является федеральной структурой. Поэтому их и предлагают передать парку, правда, лишив попутно статуса особо охраняемых территорий.
Чем такая передача, сопровождаемая еще и лишением охранного статуса, может грозить нашим памятникам природы? Превращением в «объекты хозяйственной деятельности» со всеми вытекающими печальными последствиями, а в худшем случае – и вовсе переходом окружающих их территорий в частную собственность. К такому мнению пришли представители общественной организации «Закон и Порядок» после изучения информации, предоставленной к первым слушаниям о лишении памятников природы охранного статуса. Общественников ждало удивительное открытие: де-юре этих памятников природы вообще нет. То есть по факту они, конечно же, есть, и где расположены, всем известно, а вот всех необходимых документов на них нет.
- Ни один из 28 памятников природы, не поставлен на кадастровый учет, - говорит член движения «Закон и Порядок» Валерий Сучков. – Это грубейшее нарушение действующего законодательства. По сути дела, никто не знает границы каждого из объектов. Законом об ООПТ установлено обязательное образование охранных зон вокруг памятников природы. Их границы должны быть обозначены не только на картах, но и на самих территориях специальными информационными знаками. Для того чтобы было понятно, в каких границах действует более жесткий охранный режим. Все эти требования долгие годы не соблюдались. То есть, по документам, этих памятников природы просто нет. Это может привести к тому, что при передаче ценные природные уголки, просто растворятся на территории Национального парка, в границах которого можно вести хозяйственную деятельность и которым неоднократно нарушались требования природоохранного законодательства. Объекты, долгие годы считавшиеся общенациональным достоянием страны, могут быть захвачены, отчуждены, использованы в личных целях, в том числе и для создания новых земельных участков, и, в конце концов, даже приватизированы и застроены.
С таким подходом к вопросу никто не даст гарантии того, что рано, или поздно группа туристов, решившая совершить поход на Агуры, на своем маршруте не встретит чей-то забор.
Согласно информации, размещенной на сайте Сочинского национального парка, его территория делится на пять функциональных зон – зону заповедного режима, особо охраняемую зону, зону регулируемого рекреационного использования, и зону хозяйственного назначения. При этом нет никаких данных о том, где заканчивается одна и начинается другая. Карта зонирования Национального парка относится к общедоступной для всех информации и также должна быть вывешена на сайте, но, как оказалось, Нацпарк предпочитает хранить эти сведения в тайне. Вопрос о том, что информацию о границах зон с разными режимами использования и охраны найти нигде нельзя, поднимали и члены Сочинского отделения русского географического общества. Также ничего не известно о том, в границах каких зон расположены 28 природных объектов, в отношении которых были проведены комплексные исследования. В настоящее время члены общественной организации «Закон и Порядок» отправили запрос в Министерство природных ресурсов РФ с целью получить информацию о границах функциональных зон Сочинского Нацпарка. Прошел месяц, ответа так и нет.
Около двух месяцев назад публичные слушания по вопросу лишения статуса особо-охраняемых территорий 28 сочинских памятников природы были признаны несостоявшимися. Одна из основных причин, по которой они были отменены – отсутствие кадастрового учета и необходимой документации для того, чтобы передать памятники природы из одного ведомства другому. Тогда слушания было решено перенести на два месяца. Но за это время ничего не изменилось.
- Есть Положение, разработанное Министерством природных ресурсов РФ, которым определен порядок кадастра особо охраняемых природных территорий, - говорит Валерий Сучков. – Это огромная работа, которая требует большого количества времени и средств и провести ее за два месяца невозможно.
Не так давно на официальном сайте администрации Сочи появилось постановление главы города о проведении вторых общественных слушаний по обсуждению судьбы 28 сочинских природных объектов. Они назначены на 25 ноября. Представители сочинской общественности считают, необходимости в их проведении нет, так как нарушения существовавшие ранее, устранены не были.
Представители движения «Закон и Порядок» подали судебный иск к Министерству природных ресурсов Краснодарского края. Основные требования – поставить на кадастровый учет 28 памятников сочинской природы, установить для каждого из них функциональное зонирование и установить на местности специальные информационные знаки. По мнению участников движения, проводить общественные слушания по вопросам передачи объектов из одного ведомства в другое можно будет только после того, как эта работа будет проведена.
Несколько дней назад в городе прошло судебное заседание, на котором рассматривался иск движения «Закон и Порядок». Длилось оно всего несколько минут. Сославшись на то, что Министерство природных ресурсов Краснодарского края не предоставило суду необходимые документы для подробного изучения вопроса, судья перенес заседание на 21 ноября, всего за 4 дня до того, времени, как в Сочи должны состояться слушания. Представителей ответчиков на заседании не было.