Множество географических названий на территории Большого Сочи произошло от имен разных исторических личностей страны и города. Несколько названий осталось в память о предводителях местных племен во времена Кавказской войны. Например, Бабук-Аул — селение на реке Шахе, названо по фамилии Хаджи-Алим-Гирей-Бабукова — представителя знатной убыхской фамилии. Его аул был невелик. Он состоял из десятка небольших деревянных саклей, между которыми возвышался новый двухэтажный деревянный дом владетеля аула. На втором этаже находились комнаты Бабукова, оклеенные дешевыми разнокалиберными обоями, в спальной стояла железная широкая кровать с балдахином, увенчанным короной. Комнаты освещались окнами, в которые вставлены были рамы со стеклами. Вокруг верхнего этажа устроена галерея, на нижнем этаже были конюшни и кладовые.
Дагомыс получил название, вероятнее всего, от знатной убыхской фамилии Дагомуковых.
Названия в честь крупных военачальников и общественных деятелей
В разгар Кавказской войны русские войска высадили с кораблей Черноморского флота на сочинское побережье несколько десантов. Были построены укрепления так называемой Черноморской береговой линии. Часть из них получили «именные названия». 21 апреля 1838 года была торжественно заложена крепость, послужившая началом Сочи. Первое название крепости — Александрия — получено в честь жены царя Николая I, Александры Фёдоровны, у которой в апреле были именины.
Через год название поменяли по указанию генерала Николая Раевского, командующего Черноморской береговой линией. Генерал хотел исправить путаницу, возникавшую из-за сходства названий Александрии и Александровского укрепления. Кроме того, он считал, что незначительному укреплению на реке Сочи не стоит носить имя высокой особы. Переименование сильно расстроило генерала Андрея Михайловича Симборского, заложившего крепость и предложившего название Александрия. 12 ноября 1839 года «Высочайшим повелением присвоены следующие названия укреплениям на восточном берегу Черного моря:
<…>
2. Укреплению на реке Субаши — форт Головинский.
3. Укреплению на реке Псезуапе — форт Лазарев».
Генерал Головин Евгений Александрович — с 1838 года командующий Отдельным Кавказским корпусом. В первые годы командования он уделял главное внимание военным действиям на Черноморском побережье. Тем временем на Северном Кавказе начались серьезные успехи Шамиля.
Так Илья Тимофеевич Радожицкий, офицер-артиллерист, описывает Головинское укрепление в 1842 году:
«Само укрепление прячется в роще ольховых и шелковичных дерев, около которых изобильно вьется виноградник, составляющий внутри укрепления, около казарм, тенистые галереи так, что роскошные кисти винограда висят перед окнами. Кроме того, здесь растут насажденные генералом Раевским преизящной красоты розы, лириодендр и другие цветущие кустарники…»
Лириодендрон — это официальное название знаменитого тюльпанового дерева.
Адмирал Михаил Петрович Лазарев командовал Черноморским флотом как раз во время высадки русских десантов на сочинское побережье. Название крепости перешло «по наследству» курортному поселку Лазаревское. Впрочем, в 1937 году это название чуть было не репрессировали. 30 сентября 1937 года на общем собрании рабочих и служащих Лазаревской судоверфи был поднят вопрос о переименовании села Лазаревского.
— Так как село Лазаревское носит название царского генерала-палача Лазарева, просим райисполком ходатайствовать, чтобы село переименовали в Ежово-Шапсугск, — писали активисты.
Коллектив сельхозартели имени Сталина Лазаревского сельсовета и на своем общем собрании принял аналогичную резолюцию.
— Это название просим дать нашему селу в честь славного чекиста, соратника великого Сталина — товарища Ежова, который так умело выкорчевывает троцкистско-бухаринских бандитов, вредителей, диверсантов и прочих врагов народа, — добавило общее собрание колхозников сельхозартели «Красная звезда».
Переименовать хотели и село Марьино. 11 декабря 1929 года состоялось общее собрание граждан села Марьино о желании переименовать село Марьино в село Ткачёво. Гражданин Махотко сказал, что имя было царское, и предлагал назвать село в честь погибшего председателя сельсовета Ткачёва.
Марьино и лежащие ближе к морю по реке Псезуапсе селения — Татьяновка и Алексеевка — были названы по именам царских детей. Названия сохранились до наших дней. Алексеевский карьер поставлял песчаник, который широко применялся на строительстве сочинского железнодорожного вокзала, санатория «Металлург», использовался как бордюрный камень.
Целый ряд сочинских названий были даны в честь царских сановников. Например, Ермоловка образовалась от имени Ермолова Алексея Сергеевича, министра земледелия и государственных имуществ, ученого, одного из устроителей Черноморского побережья Кавказа, почетного председателя Сочинского сельскохозяйственного общества.
В 1924 году Ермоловск предлагали переименовать в Батрацк с аргументацией, что Ермолов — царский, «белый» генерал. То есть нашего министра земледелия Алексея Сергеевича Ермолова еще и перепутали с генералом Алексеем Петровичем Ермоловым.
Тихоновка — селение на левом берегу реки Аше названа в честь первого губернатора Черноморской губернии, образованной 23 мая 1896 года из Черноморского округа. Образована она была в составе трех округов — Новороссийского, Туапсинского и Сочинского. Губернатором 19 мая 1896 года был назначен Евграф Филиппович Тиханов. Он управлял губернией до 1901 года. В 1903 г. Е. Ф. Тиханов пожертвовал 500 рублей на постройку церкви в деревне, названной в его честь. Сейчас по какому-то недоразумению селение именуется Тихоновкой.
В честь еще одного губернатора — Евгения Николаевича Волкова была названа Волковка. Он в разное время был губернатором Черноморской, Московской, Таврической губерний.
Издание «Черноморское побережье» в № 349 от 19 марта 1904 года писало:
— Весьма ценный дар заслужила себе деревня новопоселенцев Волковская. Жители этой деревни пожелали назвать свое поселение именем нового губернатора Е. Н. Волкова. Последний дал на это свое согласие неохотно, обусловив его обязательство оправдать такое согласие путем хорошей земледельческой деятельности. Каково же было удивление г. губернатора, когда он вскоре увидел между волковцами прекрасных хозяев, основавших сады и даже питомнички и увлекших и других односельцев к занятию садоводством. В поощрение такой хозяйственной деятельности Евгений Николаевич Волков подарил жителям селения своего имени отборных древесных саженцев на сто рублей.
Название «Волковка» тоже было почти утеряно. 29 декабря 1925 года Президиум Лоо-Волковского сельсовета утвердил протоколы собраний граждан Волковского района о переименовании 3-й роты в Краснозеленую Рота, а Волковку — в Красную деревню.
Но больше всех повезло наместнику Кавказа графу Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову. В его честь в Сочинском округе появилось пять топонимов: Графское, Илларионовка, Ивановка, Воронцовка и Дашковка! Графа сочинцы весьма уважали и на всякий случай дали ему еще и звание почетного гражданина Сочи.
В сочинских топонимах сохранились имена бывших землевладельцев
Селение Голубева Дача получило название от фамилии владельцев имения — Голубевых.
Лев Викторович Голубев был человек весьма образованный. Камергер двора его императорского величества, он имел дипломы Рейнского университета, Королевской Прусской земледельческой академии, Королевского высшего земледельческого училища, считался знатоком сельского хозяйства, о чём говорит и факт его членства в Императорском Российском обществе плодоводства и во Всероссийской сельскохозяйственной палате. Был Лев Викторович и в списке награжденных на выставке «Русская Ривьера» в 1913 году за вино, полученное в имении на берегах реки Аше. О винах Голубева многие отзывались с большой похвалой, особенно хвалили белое каберне. Вина выдержкой по 6–7 лет продавались в Киеве, Одессе, Варшаве и Петербурге. Бутылки заказывались в Финляндии. Скорей всего, что какая-то доля имения принадлежала брату Льва Викторовича — Виктору Викторовичу — видному востоковеду, археологу, совершившему экспедиции в Турцию, Египет, Индию.
Зубова Щель — название поселка, данное по имени получившего здесь в конце 60-х годов XIX века надел в 2741 десятину инженера, действительного статского советника Николая Михайловича Зубова. Он был автором одного из проектов строительства шоссе Туапсе — Сочи. У брата — Эраста Михайловича Зубова — тут же 813 десятин.
В районе бывшей усадьбы Зубова сохранилась старинная липовая аллея. Всё в округе сейчас перекопано местным «чудиком», который ищет какие-то клады. Соседом Зубовых был знаменитейший журналист и издатель Михаил Никифорович Катков, по имени которого местность названа Каткова Щель.
Солоники — поселок в устье реки Цусхвадж, получил название по фамилии первопоселенца, войскового старшины (это довольно высокий чин у казаков) Соляник-Красса Афанасия Васильевича.
Вторая часть фамилии Соляник-Красса своеобразно запечатлелась в названии ручья и долины Чудо-Краса или Чудо-Красотка, левого притока реки Цусхвадж.
Сергей-Поле — поселок между Мамайкой и Дагомысом. Одним из первых поселенцев, получивших земельный надел в 70-е годы XIX столетия, был отставной морской офицер Сергей Андреевич Поль. В землемерных документах его участок сначала именовался как «надел Сергея Поля».
Барановки — это всё владения Барановских Александра Ивановича, действительного статского советника, Николая Ивановича — тайного советника, Ольги Андреевны, жены последнего, Егора Ивановича Барановского.
В честь графа Мусин-Пушкина Владимира Алексеевича, получившего в 1900 году контракт на отвод земли в Катково-Леонтьевском урочище, названа сейчас Мусин-Пушкинская балка в районе пансионата «Нева». А приток реки Мацесты — ручей Де Симона, вдоль этого ручья проходит дорога на Орлиные скалы. Де Симон — фамилия владельцев земельного участка.
Сёла Краевско-Армянское и Краевско-Греческое получили первую часть своих названий от имен трех братьев — землевладельцев Краевских. А река Верещагинка, которая протекает в районе «Светланы», получила свое имя от известных героев сочинской истории, братьев Арсения и Петра Васильевичей Верещагиных. Арсений Верещагин был отставным статским советником, его брат Петр — агрономом. В Сочи они занимались развитием земледелия.
В Советское время появились новые герои и новые названия
В советские времена появилось очень много именных названий в честь более или менее известных деятелей тех времен.
Колхоз им. Микояна, Буденного, Сталина № 1, Сталина № 2, Фрунзе, Шаумяна, Мясникяна, Степана Разина, Фабрициуса, Мичурина, Цхакая, Крупской, Ворошилова, Атарбекова № 1 и 2, Куйбышева, Красина, Горького, Шеболдаева. Но жемчужина нашей коллекции — название колхоза «6 лет без Ильича»!
Существовала также сельскохозяйственная артель имени Блинова, в честь героя Гражданской войны Михаила Блинова, геройски погибшего в 1919 году под Воронежем. Имя Блинова сохранилось в названии района Блиново в Адлерском районе.
Несколько «именных» названий в Сочи и его окрестностях даже краеведы не могут достоверно объяснить. Например, Бочаров ручей — без всяких сомнений назван в честь землевладельца Бочарова, но кто он — никаких сведений пока не найдено. Голицыно Адлерского района предположительно названо в память князя Григория Сергеевича Голицына — главноначальствующего гражданской частью на Кавказе. А Абазинка — скорее всего, в честь Николая Саввича Абаза, отца-основателя сочинского курорта. Но пока документальных подтверждений этому нет. Именем Абаза была до революции названа набережная реки Сочи, сейчас это улица Чайковского. В Туапсе — центральная улица, которая сейчас носит имя Карла Маркса.