Сегодня мы публикуем очередной исторический очерк сочинского краеведа Владимира Костиникова. Он решил рассказать нам о Петре Карловиче Клодте — авторе знаменитых скульптурных групп «Укротители коней», установленных на Аничковом мосту Санкт-Петербурга, поблизости от библиотеки, где Владимир готовит большинство краеведческих статей для SOCHI1.RU, сейчас он живет в Северной столице. И о том, как имя Клодта связано с Сочи.
Для восьми строившихся в Петербурге 11-пушечных винтовых корветов Петр Карлович изготовил так называемые «кормовые накладные доски», изображавшие животных, соответствующих названиям судов: «Волк», «Зубр», «Рысь», «Вол», «Медведь». Работы Клодта стали последними образцами резной деревянной корабельной скульптуры. Последующие корабли несли на корме типовое изображение царского герба.
Шесть из восьми корветов «звериной эскадры» из Балтийского моря перевели в Черное. После проигранной Россией Крымской войны практический весь русский Черноморский флот был на дне моря. По Парижскому договору Россия имела право на шесть кораблей водоизмещением по 800 тонн для охраны границ и борьбы с контрабандой. Поэтому в 1857 году отряд судов в составе корветов «Рысь», «Зубр» и «Удав» под командованием капитана 1-го ранга Лихачёва, и в 1858 году второй отряд под командованием капитана 1-го ранга Винка («Вепрь», «Волк» и «Буйвол») двинулись вокруг Европы в Черное море.
Это были однотипные корабли. Водоизмещение было чуть больше 800 тонн, вооружены 11 гладкоствольными пушками. Мощность паровых двигателей — 200 лошадиных сил, скорость под парами (не поднимая имеющихся парусов) — 9 узлов («Буйвол» — 6 узлов). Укомплектованы корветы были личным составом флотских экипажей, которые еще в декабре 1856 года пешим порядком были отправлены из Николаева в Петербург.
На «Удаве» служил будущий контр-адмирал Александр Иванович Вальд. Он участвовал в переходе из Кронштадта, затем в 1860, 1862 и 1863 годах, с перерывами, когда он служил на других флотах, на «Удаве» крейсировал возле сочинских берегов.
На том же «Удаве» служил у сочинских берегов и будущий вице-адмирал, географ Владимир Григорьевич Басаргин. Его именем названы сейчас морская рыба, гора, мыс, полуостров, маяк. Во Владивостоке его именем названа улица. Недавно во Владивостоке построен жилой комплекс «Маяк Басаргина». Любопытен адрес комплекса — Сочинская, 15.
Корвет «Рысь» отличился в 1862 году в событиях на Мамайке. В последний период Кавказской войны, когда уже был пленен Шамиль, черкесы решили отстоять свою независимость не только оружием, но ещё внутренними преобразованиями. Абадзехи, шапсуги и убыхи послали своих выборных старшин в Сочи, где 13 июня 1861 года они сговорились действовать объединенными силами. На этом совещании черкесы единогласно решили учредить чрезвычайный союз. Для управления союзом был учрежден меджлис, названный «великим свободным заседанием». Весь край был разделен на 12 округов, в каждом из них назначали ответственных лиц. Здания меджлиса построили на берегу реки Псахе (Мамайка).
Русское командование посылает отряд под командой кутаисского генерал-губернатора Николая Петровича Колюбакина для уничтожения меджлиса. В середине июля он прибыл в Сухум. По его приказу войска грузились на паровые суда: корвет «Рысь», шхуну «Туапсе» и транспорт «Эльборус».
Погрузив войска, отряд кораблей пошел к урочищу Псахе. Пароходы вели на буксире десять азовских баркасов. Шли малым ходом, соблюдая всевозможную тишину. Пароходы стали в одну линию: корвет и шхуна на ближайший орудийный выстрел, а транспорт — на дальний. Затем весь десант пересажен с судов на баркасы. Все лодки почти одновременно подошли к берегу; стрелки выскочили на прибрежный песок, а баркасы, отойдя саженей на 15, бросили якоря и выстроили также линию. Десант успешно уничтожал здания меджлиса.
После возвращения баркасов десанта эскадра пошла в обратный путь, взяв опять гребные суда на буксир. Горцы, собравшись в большом количестве, выбегали на берег пешие и выезжали конные. По мере того как суда двигались вдоль берегов, скакали около 500 всадников по направлению к Сочи, предполагая, вероятно, как бы там не сделали новую высадку. По временам корвет на ходу бросал в них гранаты. Погоня за судами продолжалась почти до самой реки Сочи, где пароходы пошли полным ходом, а у горцев устали кони, пробежавшие по песку около 20 верст.
31 июля 1862 года корветом «Рысь» захвачена контрабандная кочерма у берегов Сочи и на ней 65 человек горцев джигетского, убыхского, шапсугского и натухайского племен. Все эти горцы по приказанию командующего армией объявлены военнопленными, отправлены на содержание в Константиновское укрепление и предназначены к размену на наших пленных с тем, что если обмен не состоится в течение трех месяцев, то необменные должны быть высланы на поселение в отдаленные губернии империи.
Корветы «Зубр», «Вепрь» (гипсовую модель, к сожалению, разбили при переселении Центрального Военно-Морского музея), «Волк» участвовали в самых последних событиях Кавказской войны. 21 марта 1864 года младший флагман черноморской флотилии, контр-адмирал Дюгамель, был назначен начальником отряда судов, предназначенных для экспедиции у восточного берега Черного моря. Эскадра направилась к месту высадки в Адлер, или укрепление Святого Духа, оставленное русскими в начале Крымской войны. 29 апреля в 7 часов утра эскадра стала на якорь, был совершенный штиль, ближайшая к берегу колонна стала на глубине 28 футов в полутора кабельтовых от берега. Высадили успешно войска, которые двинутся вверх по Мзымте к аулу Кбааде — месту окончания Кавказской войны.
Приказ по кавказской армии № 183, мая 11-го дня 1864 года. В лагере на реке Мзымте.
— Получив донесение от командующего войсками в кутаисском генерал-губернаторстве о быстроте и порядке, с которыми произведена была высадка войск у Адлера, причем весь отряд, из 8 батальонов и 4 орудий состоящий, был высажен на берег в течение 2 часов. Я с особенным удовольствием объявляю благодарность мою командующему эскадрою, контр-адмиралу Дюгамелю, командирам судов и всем офицерам, в эскадре состоявшим. Нижним чинам мое душевное спасибо, — написал в приказе главнокомандующий, генерал-фельдцейхмейстер Михаил.
Срок службы корветов закончился к концу 60-х годов XIX века. Гипсовые модели украшений, выполненных Петром Карловичем Клодтом, можно увидеть в Петербурге, в Центральном Военно-Морском музее.