Лонгриды лонгрид Как сквозь пальцы. Куда утекли миллионы рублей, выделенные на защиту Крымска от наводнений

Как сквозь пальцы. Куда утекли миллионы рублей, выделенные на защиту Крымска от наводнений

История невыполненных обещаний по грандиозному проекту берегоукрепления после потопа 2012 года

Масштабный проект вылился в затяжную и скандальную стройку

В ночь с 6 на 7 июля 2012 года в Крымском районе резко поднялся уровень воды реки Адагум. Погиб 171 человек, а еще тысячи людей остались без домов и имущества. Портал 93.RU подготовил серию публикаций к 10-летию трагедии: фоторепортаж сразу после наводнения, рассказы очевидцев и волонтеров, а также репортаж о новых микрорайонах Крымска, которые построили для пострадавших.

Этот материал цикла посвящен проблемам берегоукрепления, которые власти обещали решить в кратчайшие сроки после потопа, но воз и ныне там.

После наводнения был разработан проект «Защита территорий Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка». К 2022 году его так и не реализовали

Сразу после


Через неделю после трагедии, 13 июля 2012 года, вице-губернатор Кубани Джамбулат Хатуов сообщил местным жителям, что в Крымск прибудет специальная комиссия, которая займется решением вопроса по строительству дамбы для защиты города от воды. В тот же день в оперштабе рассказали, что правительство поручило разработать проект очистки, углубления русла и берегоукрепления реки Адагум.

Спустя 10 дней губернатор Александр Ткачев уточнил, что на участке протяженностью 400 метров реку углубят на 2–3 метра, также будет расширено русло. Чиновник отметил, что на это потребуется более 1 миллиарда рублей. Кроме того, вокруг Крымска хотели построить дамбу или обводной канал.

«Такое природное стихийное явление не должно повториться никогда: ни через сто, ни через двести лет, когда будут жить наши внуки, правнуки»

Проект на скорую руку


Проект по защите Крымска от наводнений разработали довольно быстро: уже 5 февраля 2013 года президент России Владимир Путин сообщил о том, что он готов. Тогда же прошло совещание, где обсуждались подробности реализации проекта и откуда брать на него деньги.

На совещании вице-премьер Дмитрий Козак рассказал, что над проектом работали администрация Краснодарского края, сотрудники Росводресурсов и Минприроды. Его закончили к концу декабря, рассмотрев шесть вариантов и выбрав самый оптимальный из них: для его реализации не требуется глобального изъятия земельных участков, нужно отселить всего лишь 19 домов, на месте которых будут построены гидротехнические сооружения, уверил Козак.

По данным системы «Контур.Фокус», контракт на разработку проектной документации стоимостью 49,9 миллиона рублей достался проектно-изыскательскому институту «Кубаньводпроект». Также с ним заключили три контракта в общей сложности на 26,3 миллиона рублей на разработку документации для расчистки русел рек Неберджай, Баканка и Адагум — эти работы нужно было выполнить, чтобы приступить потом к строительству.

Подробнее о проекте президенту доложил Александр Ткачев. Губернатор объяснил, что русло реки Адагум расширят вне границ населенных пунктов, а в самом Крымске на протяжении более четырех километров проведут бетонирование берегов. Кроме того, планировалось расчистить русло реки, построить защитные гидротехнические сооружения и реконструировать пять мостов.

Все эти работы оценили в 4,3 миллиарда рублей. Ткачев попросил денег из госбюджета на реализацию проекта.

Совещание по ситуации в Крымске проходило в Сочи

Назывались и сроки реализации. Руководитель Росводресурсов Марина Селиверстова рассказала, что к проекту приступят уже в этом, 2013, году, а полностью завершат к 2015-му. Такие же сроки озвучил и губернатор Александр Ткачев.

«Работы по берегоукреплению, они будут в этом году, и к 2015 году мы закончим полностью»

Вице-премьер Дмитрий Козак уточнил, что работы непосредственно по берегоукреплению завершат к концу 2014 года, а реконструкцию всех мостов, включая железнодорожный, закончат не позднее второго квартала 2015-го.

Нашли подрядчиков на свою голову


Сроки, озвученные Путину, изначально звучали фантастически, ведь контракты на работы заключили только весной — летом 2014 года. Больше всего денег досталось сочинской фирме «Тоннельдорстрой», которая до этого строила дороги к Олимпиаде.

Сначала с компанией 8 мая 2014 года краевое ГБУ «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» заключило контракт на выполнение инженерно-геодезических работ стоимостью 297,6 тысячи рублей. Согласно документации с сайта госзакупок, «Тоннельдорстрой» до конца июля должен был вынести трассы в районе рек Адагум, Баканка и Неберджай.

Еще два контракта (самых главных) более чем на 1,6 миллиарда рублей достались компании в июле того же года. Речь идет о подрядных работах по канализации реки Адагум.

За работы на первом пусковом комплексе предусматривалась оплата 878,5 миллиона рублей, за работы на втором — еще 810,5 миллиона. Согласно графику работ, строительство нужно было закончить до конца 2015 года. Однако дополнительным соглашением в декабре 2015 года работы продлили еще на год.

После того как «Тоннельдорстрой» выиграл два крупнейших тендера по защите Крымска от наводнений, всплыли подробности о том, что фирма находится в стадии банкротства, а еще имеет крупные задолженности по выплате зарплат сотрудникам.

Подробнее о банкротстве, долгах и уголовном деле «Тоннельдорстроя»

В августе 2014 года пресс-служба краевой прокуратуры сообщила, что ООО «Тоннельдорстрой» и «Горная инженерно-строительная компания» погасили задолженность по зарплате перед работниками на общую сумму 74 миллиона рублей.

В сентябре того же года Краснодарский арбитражный суд ввел конкурсное производство на предприятии из-за того, что единственный собственник «Тоннельдостроя» (Кубанская финансовая компания) решила ликвидировать фирму, имея 14-миллионный долг. К моменту банкротства имущество и дебиторская задолженность «Тоннельдостроя» составляли в общей сложности 1,8 миллиарда рублей.

Спустя почти два года, в апреле 2016-го, против «Тоннельдорстроя» возбудили уголовное дело о преднамеренном банкротстве. По версии следствия, из ООО перед банкротством были выведены наиболее ликвидные активы, оцениваемые более чем в полмиллиарда рублей. В офисе компании прошли обыски.

В марте 2020-го конкурсный управляющий ООО «Тоннельдорстрой» также подал в суд о взыскании с двух бывших учредителей компании почти 170 миллионов рублей, а чуть раньше, в августе 2019-го, по иску прокурора были взысканы 36 миллионов рублей задолженности по налогам.

По тому же адресу в Сочи, где был зарегистрирован «Тоннельдорстрой», находилась фирма с похожим названием, ООО «Управление механизации “Тоннельдорстрой”». Дела у компании тоже шли не очень — в 2019 году ее конкурсный управляющий через суд хотел взыскать с шестерых учредителей 1,8 миллиарда рублей.

В 2017 году контракты с «Тоннельдорстроем» были расторгнуты через суд, так как подрядчик выполнял обязательства ненадлежащим образом. Правда, за работы на реке Адагум фирме всё равно выплатили внушительную сумму — более миллиарда рублей. В пользу краевого ГБУ «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» Арбитражный суд постановил взыскать порядка 377 миллионов рублей.

По данным системы «Контур.Фокус», общество с ограниченной ответственностью «Тоннельдорстрой» было образовано в Сочи еще в 90-х. За всё время своего существования фирма получила 32 госконтракта на общую сумму 18,4 миллиарда рублей. 23 июня 2022 года общество прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией.

Отметим, что авторский надзор за работами выполняло ООО «Кубаньводпроект». Согласно контракту от 21 августа 2014 года, за это компании должны были заплатить 2,7 миллиона рублей. В декабре 2016-го договор был расторгнут по соглашению сторон, а фирме выплатили только 960 тысяч.

За вынос инженерных коммуникаций отвечала другая фирма — «Искра». Соответствующий контракт с ней заключили 6 июня 2014 года. Подрядчик должен был выполнить работы до конца декабря 2015-го, а заплатить ему за это полагалось 116,9 миллиона рублей. Когда пришел срок исполнения договора, контракт был расторгнут по соглашению сторон, а «Искра» получила всего 23,3 миллиона за работы.

Фирма была зарегистрирована в Сочи в 90-х. Директор и учредитель — Ваграм Есаян, у которого сейчас есть еще две компании в Сочи, связанных со строительством. В 2021 году чистая прибыль компании составила всего 118 тысяч рублей.

Также в рамках проекта по защите Крымска от будущих наводнений 9 июня 2014 года со ставропольской фирмой «Кавказстройинвест» заключили два контракта: на канализацию русла реки Неберджай (цена — 32,9 миллиона рублей) и на канализацию русла реки Баканка (252,4 миллиона рублей). Подрядчик должен был выполнить работы на обоих объектах до конца февраля 2016 года, но не сделал этого.

За работы, хоть и не выполненные должным образом, «Кавказстройинвест» кое-какие деньги получил: за Неберджай фирме выплатили 23 миллиона рублей, а за Баканку — 117,4 миллиона.

«Кавказстройинвест» был образован в 2004 году в Ставрополе. Директор и учредитель — Ирина Ефремова. Последний раз о финансах фирма публично отчитывалась в 2019 году, показав чистый убыток в 1,9 миллиона рублей.

В итоге оба контракта с «Кавказстройинвестом» пришлось расторгать через суд. Подрядчик пытался оспорить законность решений и подавал апелляцию в Пятнадцатый арбитражный суд Ростова-на-Дону, который впрочем, ее отклонил. С «Кавказстройинвеста» взыскали более 142 миллионов рублей, в том числе задолженностей, штрафов и неустоек.

Времени на раскачку нет


30 марта 2015 года вице-губернатор Джамбулат Хатуов проинспектировал ход строительства многокилометрового канала в Крымске. После осмотра объекта Хатуов отметил, что нужно придерживаться графика работ и завершить масштабное строительство в следующем году.

«Учитывая масштабы проекта, времени на раскачку у нас просто нет»

Однако осенью того же года работы на некоторых участках были приостановлены. Руководитель проекта Михаил Туркатов рассказал, что решается вопрос о продлении сроков контракта, так как на всём протяжении реки подрядчик может выполнить только до 70% работ, а оставшиеся объемы «невозможно осуществить из-за ряда факторов».

Так выглядел проект в 2015 году, после чего он «завис»

Так выяснилось, что грандиозный проект нуждается в корректировке. Кроме того, заявил Туркатов, строители начали работать себе в убыток, потому что заказчик не может оплатить многие выполненные объемы, ведь они не были изначально учтены в смете.

Контракты по корректировке проекта, а также по переустройству инженерных коммуникаций достались уже знакомому вам «Кубаньводпроекту». Первый стоил более 17 миллионов рублей (но подрядчик получил в итоге 14,6 миллиона), второй — свыше 20 миллионов. Работы по обоим нужно было выполнить к концу 2015 года.

В общей сложности с «Кубаньводпроектом» было заключено контрактов, связанных с проектом по защите Крымска от наводнений, на сумму более 118,8 миллиона рублей

Ситуация вызывает беспокойство, но сделать ничего не можем


После того как грандиозный проект отправили на корректировку, работы по берегоукреплению остановились. Местные жители и СМИ гадали, когда возобновится строительство. Как писала в августе 2016 года газета Крымского района «Призыв», подрядчики не спешили законсервировать объект или хотя бы обезопасить его на время простоя. Журналисты сообщали, что уже были случаи, когда люди срывались с берега.

На совещании в администрации Крымского района в октябре 2016 года депутат ЗСК Николай Кравченко рассказал о том, что «Тоннельдорстрой» переживает процедуру банкротства, а работы ведутся одной субподрядной организацией — ООО «Краснодаравтодорсервис».

«Мы не являемся ни заказчиками проекта, ни плательщиками, не вмешиваемся ни в проект, ни в освоение денег»

Сергей Лесь, на тот момент исполняющий обязанности главы Крымского района, отметил, что технические перемычки на объекте во время осенних паводков могут создать угрозу подтопления города. Участники совещания решили, что до 1 ноября 2016 года подрядчик демонтирует все перемычки. За выполнением этого должны были проследить соответствующие комитеты ЗСК (подрядчик не выполнил в срок поручение чиновников, против него составляли протокол. — Прим. ред.)

Кроме того, министр природных ресурсов Кубани Сергей Еремин рассказал на совещании, что, когда завершится корректировка проекта, масштабные работы по берегоукреплению реки должны возобновиться. Но сделать этого без решения вопроса о выкупе частных земель, входящих в зону берегоукрепления, не получится.

В связи с этим в Водный кодекс РФ были внесены поправки, которые дали основания изъять земли для окончания строительства. В 2019 году выяснилось, что изъятию подлежат не «всего лишь 19 домов», а 244 земельных участка и 27 объектов недвижимости на территории Крымска и станиц Неберджаевской и Нижнебаканской.

Деньги были, а объектов нет


О ситуации с проектом высказалась и глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Журналист «Российской газеты» в декабре 2016 года спросил, результаты какой из проверок больше всего возмутили Голикову. Та ответила, что ход восстановления Крымска после наводнения.

«Деньги на новое строительство водохозяйственных объектов государством были выделены, объектов — нет»

Позже подробности проверок рассказали «Интерфаксу» в пресс-службе Счетной палаты. В ответе ведомства говорится, что в результате бесконтрольности со стороны администрации Краснодарского края и срыва строительства объекта возникли предпосылки неисполнения положений указа президента, создается угроза многочисленных человеческих жертв и ущерба экономике в случае повторного возникновения ЧС.

По данным Счетной палаты, основной подрядчик, «Тоннельдострой», получил за фактически невыполненные работы 540 миллионов рублей. Кроме того, свыше миллиарда фирме выплатили уже когда компания начала процедуру банкротства. Всё это привело к тому, что срок завершения работ перенесли с 2016 на 2018 год, отмечали в ведомстве.

Грандиозные планы канули в Адагум


6 июля 2017 года, к пятилетию наводнения, многие СМИ выпустили материалы про крымский потоп, где рассказывали, как живет город после страшной трагедии. Как написал ТАСС, к моменту, когда остановилась реализация проекта по берегоукреплению, работы по устройству железобетонного лотка по реке в черте города были выполнены на 50%, земляные работы по формированию русла — на 60%.

Михаил Туркатов (уже бывший руководитель проекта) объяснил, что работы застопорились из-за того, что на землях, где должно производиться берегоукрепление, расположены участки жителей. Кроме того, строители наткнулись на старые советские коммуникации, не указанные в планах.

Работы по берегоукреплению реки Адагум в Крымске

Тогда же в беседе с «Медузой» (СМИ признано иноагентом. — Прим. ред.) Туркатов заявил, что получил от государства половину обещанных денег и выполнил половину работ. При этом владелец одной из субподрядных компаний, Геннадий Орехов, рассказал, что «Тоннельдорстрой» проработал на объекте всего лишь месяц, «а дальше всем уже начал рулить их главный субподрядчик "Краснодаравтодорсервис"».

Научно-проектно-производственная фирма «Краснодаравтодорсервис» была создана в краевом центре в 90-х. Учредили ее Сергей Трускавецкий и Максим Фролов. В 2021 году убыток компании составил 65,5 миллиона рублей, она была признана банкротом и в ее отношении открыли конкурсное производство. В решении арбитража отмечается, что фирма имеет долговые обязательства на сумму 3,8 миллиарда рублей.

Хотя по документам «Краснодаравтодорсервис» принадлежит двум бизнесменам, ее конечным бенефициаром является депутат ЗСК Кубани Роман Баталов — зять экс-губернатора Кубани Александра Ткачева, рассказали «Медузе» сразу несколько источников.

Нарушений не установлено


Согласно отчету Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, власти региона в 2015–2017 годы не освоили 274,9 миллиона рублей, выделенные на защиту от наводнений Крымского района. В ответ на это в пресс-службе краевой администрации сказали «РБК Краснодар», что причиной стали недостатки в разработанной проектной документации.

Также в администрации заявили, что Счетная палата РФ, прокуратура, СК, МВД и ФСБ проводили проверки касательно использования средств, выделенных на строительство, но нарушений не нашли.

После корректировки работы усилили (но проблемы не закончились)


Ход берегоукрепительных работ в Крымском районе в ноябре 2018 года проинспектировал уже другой вице-губернатор края, Сергей Болдин.

Как рассказали тогда в пресс-службе региональной администрации, объект имеет общую протяженность более 43 километров и разделен на 140 участков. В том году планировалось выполнить работы на четверть: на 30 участках.

После осмотра стройки Болдин поручил усилить работу и завершить ее в срок. Чиновник заявил, что работать нужно круглосуточно: в две, а то и в три смены.

Так выглядел объект в 2018 году

В ноябре 2019 года министр природных ресурсов Кубани Сергей Еремин сообщил, что работы на объекте завершат в 2021 году. А летом 2020-го Правительство решило дать Краснодарскому краю еще немного бюджетных средств на злополучный проект. Деньги (речь идет о 69,1 миллиона рублей) поручили выделить в следующем году на корректировку проекта.

Но сложности с реализацией масштабного проекта не закончились

В конце июня 2020 года с ООО «Фасмер» краевое ГБУ «Управление по эксплуатации и капитальному строительству ГТС» заключило контракт стоимостью 5,2 миллиона рублей и сроком исполнения до 10 декабря. Фирма должна была снова подкорректировать проект в части переустройства инженерных коммуникаций. Но в декабре заказчик в одностороннем порядке расторг договор, так как «Фасмер» не выполнил обязательства в срок и вообще не отчитывался должным образом о ходе работ.

По данным системы «Контур.Фокус», воронежская фирма была образована в 2013 году, директор и учредитель — Арсений Пигалков. В 2021 году чистая прибыль «Фасмера» составила всего 94 тысячи рублей при выручке в 56,4 миллиона.

Также в конце сентября 2020-го власти заключили контракт стоимостью 267,2 миллиона рублей на строительство гидротехнических сооружений на русле реки Адагум. Дата окончания контракта — 31 декабря того же года. Он достался ООО «Академия безопасности».

Подрядчик выполнил работы на 597 тысяч рублей, ему выплатили эту сумму, но в ноябре контракт был расторгнут по соглашению сторон: «Академия безопасности» заявила о невозможности исполнить взятые на себя обязательства. Так, например, во время выноса осей гидротехнического сооружения выяснилось, что участок, на котором по проекту должна располагаться одна из стройплощадок, находится в частной собственности, и работы там невозможны. Полученные деньги пришлось вернуть.

По данным системы «Контур.Фокус», «Академия безопасности» была образована в августе 2013 года, директор и учредитель — Александр Шеховцов, который является участником еще свыше 10 фирм. В 2021 году чистая прибыль «Академии безопасности» составила всего 2,9 миллиона рублей при выручке в 373,8 миллиона.

Будет ли прогресс?


Спустя время власти Кубани нашли нового подрядчика, который взялся за масштабный проект по защите Крымска от наводнений. Им стала краснодарская фирма «Прогрессор».

ООО «Прогрессор» было образовано в 2009 году. Гендиректор и учредитель — Игорь Стягов. В 2021 году чистая прибыль компании составила всего 7,5 миллиона рублей при выручке в 2,9 миллиарда. В 2021 году «Прогрессор» стал лидером по сумме заключенных контрактов с администрацией Кубани — фирма заключила семь договоров общей ценой 3,3 миллиарда. При этом ранее против руководства компании возбуждали уголовное дело из-за долгов по налогам на общую сумму в 131 миллион рублей. «Прогрессор» погасил задолженность, и дело закрыли.

Так, в августе 2017 года краевое ГБУ«Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» заключило с «Прогрессором» контракт на переустройство инженерных коммуникаций на объекте. Его цена — более 261 миллиона рублей, а срок исполнения — до конца 2019 года. Подрядчик сорвал сроки, за это ему начислили более полутора миллионов рублей пени (а за сами работы заплатили только 69,1 миллиона).

В следующем году «Прогрессор» получил контракт на канализацию русла реки Адагум на первом пусковом комплексе стоимостью более 488,3 миллиона рублей. Срок исполнения — до декабря 2020 года. По данным с сайта госзакупок, фирма выполнила работы на 361,4 миллиона рублей, а получила более 488,3 миллиона.

Авторский надзор за работами выполнял «Кубаньводкомплекс». По контракту компании полагалось чуть больше 433 тысяч рублей. Фактическая стоимость работ составила 185,5 тысяч, но подрядчику заплатили столько, сколько было указано изначально. За надзор на другом объекте был заключен контракт стоимостью 809,4 тысячи рублей.

В марте 2021-го краевые власти заключили еще один крупный контракт с «Прогрессором». За сумму свыше 301 миллиона рублей к 23 декабря 2022 года на первом участке пускового комплекса подрядчик должен построить гидротехнические сооружения, выполнить работы на железобетонном лотке и заниматься берегоукреплением.

В июне того же 2021 года «Прогрессор» получил контракт на строительство гидротехнических сооружений на третьем участке пускового комплекса. Его цена — 248,7 миллиона рублей, а срок исполнения — также в 20-х числах декабря 2022 года. Стоит отметить, что подрядчик допускает просрочки по контрактам, ему начисляются пени.

В феврале этого года река Адагум размыла берег и вплотную подошла к двухэтажному дому, где проживают двое инвалидов

Работы на втором участке выполняет другая фирма — «Спецтех-Полтава». Соответствующий контракт с ней (цена — 85,9 миллиона рублей) истекает 25 декабря 2022 года

ООО «Спецтех-Полтава» было образовано в 2013 году в Красноармейском районе. Директор — Валерий Маслаков, а учредители — Ирина Федорова и Ольга Бастрыгина. В 2021 году чистая прибыль составила 9 миллионов рублей при выручке в 301,7 миллиона.

Также в рамках работ по защите Крымска от наводнений до конца декабря 2022 года в русле русле реки Баканка должны обустроить монолитный железобетонный лоток. Контракт на эти цели стоимостью 152,4 миллиона рублей был заключен в феврале этого года с ООО «Габион».

Фирма появилась в 2013 году в Краснодаре. Директор — Юрий Баналист (ему принадлежит 1% акций). Учредители — Любовь Цыбуля и Эдуард Сиверский. В 2021 году прибыль составила 6,4 миллиона рублей при выручке в 190 миллионов.

Авторский надзор за строительством лотка на Баканке ведет «Кубаньводпроект» за 271,4 тысячи рублей.

После того как проект был откорректирован, работы по берегоукреплению возобновили

На 10 лет позже обещанного


2 июня этого года глава Крымского района Сергей Лесь рассказал о ходе строительства железобетонного лотка русла реки Адагум. По его словам, окончание работ запланировано на декабрь 2023 года.

Работы на реке Баканке завершат в декабре этого года, а вот все остальные — к концу 2025-го. Лесь также уточнил, что будет разыгран еще один подряд — по устройству входного оголовка.

Так выглядит берег реки Адагум сейчас

Кроме того, администрация района после окончания работ хочет попросить пересмотреть зоны затопления и подтопления.

Подробности про зоны затопления

Сейчас любое строительство в зоне затопления в Крымске запрещено. Еще в 2014 году Крымский райсуд запретил выдавать разрешения на строительство и реконструкцию объектов в зоне затопления, образованной в результате стихийного бедствия.

В апреле 2019 года департамент архитектуры Кубани заключил контракт с ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации» стоимостью 489,6 миллиона рублей. Согласно ему, институт должен был подготовить предложения по определению зон затоплений и подтоплений в регионе.

Осенью 2021-го такие границы были утверждены во всех населенных пунктах. Это позволяет информировать людей о возможных рисках при покупке недвижимости, например. Каждый человек бесплатно онлайн может проверить свой участок на угрозу подтопления — сведения размещены на Публичной кадастровой карте Росреестра.

Крымск на карте Росреестра

Урок выучили?


В десятую годовщину наводнения губернатор Вениамин Кондратьев сказал, что «важно помнить страшный урок Крымска и делать всё, чтобы подобное никогда не повторилось».

Упомянул губернатор и реализацию проекта по инженерной защите Крымского района от наводнений. Кондратьев отметил, что это самое масштабное и сложное строительство, в процессе которого власти столкнулись с недобросовестными подрядчиками и необходимость корректировки проекта.

По словам чиновника, завершить строительство планируют в 2024 году.

К 10-летию трагедии журналисты осмотрели русло реки с воздуха и показали, как выглядит незавершенный проект, который должен защитить Крымск от наводнений

27 тысяч лет


В Краснодарском крае около восьми тысяч рек общей протяженностью более 29 тысяч километров. Чтобы минимизировать последствия ЧС, нужно заранее расчищать русла. Деньги на эти цели, согласно Водному кодексу, выделяют из госбюджета. Какой регион и сколько получит средств, решает федеральная структура — Росводресурсы.

Так, в 2021 году Краснодарскому краю выделили 102,5 миллиона рублей на работы по расчистке четырех рек и на разработку проектов для еще трех, рассказывал исполняющий обязанности министра природных ресурсов края Сергей Еремин. На 2022 год регион получил 125 миллионов.

Расчистка русла реки Адагум после потопа 2012 года

После потопа, который случился на Кубани летом прошлого года, деньги на расчистку также решили выделить из краевого бюджета. В пресс-службе администрации региона рассказывали, что 9 муниципалитетов получат 50 миллионов рублей.

Отметим, что на расчистку одного километра нужно свыше миллиона рублей. Об этом говорил журналистам Сергей Еремин. По его словам, при нынешнем финансировании (из федерального бюджета) на расчистку русел потребуется около 27 тысяч лет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления