До появления маяка, если в Сочи заходили ночью пароходы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) или суда Российского общества транспортирования кладей и если сообщение с берегом было возможно, работники РОПиТ зажигали белый огонь в обыкновенном фонаре на козлах, а при невозможности сообщаться с берегом — жгли красные фальшфейеры.
В мае 1874 года организатор строительства сочинского храма Михаила Архангела Арсений Васильевич Верещагин предложил начальству идею размещения маяка в колокольне строящегося храма. Идею довольно долго обсуждали в Главном управлении Черноморского флота и портов, в дирекции Черноморских и Азовских маяков. Строитель маяков подполковник Самойлов считал, что реализовать идею маяка в колокольне возможно, если обеспечить возможность отдельного доступа к колокольне с маяком для работников маяка.
11 сентября 1874 года главный командир Черноморского флота и портов Николай Андреевич Аркас сообщил начальнику Черноморского округа Дмитрию Васильевичу Пиленко, что, побывав в августе в Сочи, лично осмотрел местность и не нашел удобным приспособить маячный фонарь на колокольне сооружаемой церкви.
Место для маяка выбрано инженер-капитаном Н. П. Розановым совместно с капитаном флотских штурманов Мордвиновым. Розанов сделал изыскания грунта и подготовил проект. В пользу выбранного места Розанов указал наличие большого галечного пляжа перед склоном, на вершине которого будет построен маяк. Галечный пляж хорошо гасит волны и не даст разрушать склон. Маяк расположится сзади земляной батареи (остатки от крепости, с которой началась история Сочи), которая стоит уже более 50 лет без всякой порчи, что подтверждает безопасность обрыва от обвалов. 5 апреля 1890 года Морским строительным комитетом был утвержден чертеж проекта Сочинского маяка, составленный Н. П. Розановым. На чертеже стоит подпись председателя Морского строительного комитета Николая Леонтьевича Эйлера.
Чертежи маяка находятся в Российском государственном архиве ВМФ, любезно предоставившим копии документов автору статьи.
Строить маяк инженер-капитану Розанову уже не удалось, так как он был занят на строительстве в Одессе здания для сирены (дублирующий тамошний знаменитый электрический маяк во время тумана).
26 июля 1890 года в Сочи были устроены торги на право строить сочинский маяк. Предложена была смета в 55 105 рублей. Но никто на торги не явился. Тогда 8 августа 1890 года главный командир Черноморского флота и портов Аркас ходатайствует перед управляющим Морским министерством о разрешении поручить строительство маяка инженер-капитану Леопольду, уже производящему подобную работу в 35 верстах от Сочи, на мысе Пицунда, и потому уже имеющему необходимые приспособления и нужных работников. Управляющий согласился. Так строителем сочинского маяка стал инженер-капитан Константин Иванович Леопольд. К работам он приступил 20 сентября 1890 года.
Участок для строительства понадобился в 1200 квадратных саженей. Место принадлежало Министерству государственных имуществ. Находящееся в черте участка каменное полуразрушенное здание находилось во владении Военно-инженерного ведомства. Здание хотели снести, а годный материал использовать для постройки маячных зданий. Но выяснилось, что здание было уже передано в гражданское ведомство, уступить его для маяка не могли, так как годный материал собирались использовать для окончания постройки церкви и школы. Были какие-то незначительные проблемы с границами участков после ошибок межевания, которое проводил уже знакомый нам Арсений Васильевич Верещагин.
Важнейшей заботой была осветительная аппаратура маяка. По проекту нужна была аппаратная лампа петролеумного, то есть керосинового освещения с постоянным огнем красного цвета. Впрочем, посчитав, что красное стекло уменьшает силу огня в 5 раз, решили сделать свет маяка белым.
К военно-морскому агенту России во Франции, капитану 2-го ранга Николаю Александровичу Римскому-Корсакову 12 января 1891 года обратилось Главное гидрографическое управление. Просят «запросить фирму «M. M. Sautter, Harle & Cie» изготовить и доставать маячный аппарат со всеми принадлежностями и запасными вещами».
30 мая 1891 года Римский-Корсаков осмотрел в парижской мастерской фирмы «M. M. Sautter, Harles & Cie» по адресу № 26 Avenue de Suffren, Paris аппарат для Сочинского маяка. Затем дал разрешение разбирать и отправлять в Россию. Заплатил 25 400 франков. Отправили морем, в 38 ящиках.
Должность смотрителя Сочинского маяка с содержанием 600 рублей в год была учреждена с 1 июля 1891 года. Работы по постройке маяка по подписке, данной инженер-капитаном Леопольдом, должны были быть окончены 15 июля того же года, а потому лицу, коему будет вверен этот маяк, необходимо прибыть туда ранее этого срока для принятия от г. Леопольда маяка. Но сдача маяка несколько затянулась, вероятно, из-за трудности доставки оборудования из Франции.
Первый известный смотритель маяка (документ 1898 года с его именем Владимир Костиников видел в архивах, возможно, что он и был смотрителем с открытия) коллежский советник Иван Николаевич Годзи через несколько лет станет городским старостой. Смотритель на маяке появился раньше, чем закончены были работы. Надо было, чтобы смотритель познакомился получше с его устройством.
15 ноября 1891 года Сочинский маяк начал регулярное освещение.