89 лет назад — 1 июля 1935 года, в Сочи был торжественно открыт Верещагинский виадук. Сочинский краевед рассказал, в каких тяжелых условиях велось строительство переправы, без которой невозможно представить курорт.
Упорным,
ударным
трудом тысяч рук,
и волею
точных расчетов
повис
над ложбиной
гигант-виадук, —
пять
легких
высоких пролетов…
(П. Бернацкий)
Про Митропольского ни слова
До появления виадука старое Сухумское шоссе делало резкий поворот и спускалось узкой лентой в глубокий Верещагинский овраг. По количеству аварий автомашин эта «петля» занимала одно из первых мест на курорте. Проект Верещагинского виадука менялся. По первому варианту длина моста балочного типа была 100 метров. Но окончательно был принят проект 144-метрового (сколько получилось в итоге, после всех последующих уточнений, не знаю) арочного пятипролетного моста, который был сделан профессором Николаем Михайловичем Митропольским. К огромному стыду сочинцев, на мосту висит сейчас мемориальная доска, которая называет автором проекта Ю. С. Львова. Имя Н. М. Митропольского не названо ни на доске, ни в многочисленных публикациях про Верещагинский виадук. Можно было бы предположить, что профессор попал в опалу, но нет — он прислал поздравительную телеграмму при открытии виадука, продолжал работу, выпустил множество пособий по мостостроению. Ю. С. Львов в своих публикациях о Верещагинском виадуке никогда имя автора проекта не называл.
В августе 1934 года проект профессора Н. М. Митропольского был утвержден в Цудортрансе и передан уполномоченному ЦИК СССР А. Д. Метелёву. В том же августе начались земляные работы, а 28 сентября — бетонные. Фундаменты для опор заглубляли на 10–15 метров в тяжелых условиях грунтовых вод.
Кадры строителей, как тогда говорили, «выковывались» прямо на стройке. Молодые колхозники, раньше не имевшие никакого опыта строительства, стали бетонщиками.
Работали и ночью под проливным дождем
Про условия работы становится всё понятно из воспоминаний инженера по плотничьим работам Степашова С. П.: «Это было в феврале. Беспрерывно шли дожди. Чередуясь с незначительным снегопадом. Мы строили опалубки для ригеля на 4-й опоре. Брезентовых курток было недостаточно. Да и в них нельзя было работать под дождем, плотники, промокшие, сходили с опоры. Но задерживать строительство нельзя. Надо было работать и ночью под проливным дождем, в холод.
Обращаюсь я ночью к бригадиру плотников тов. Алексееву.
— Петр Дмитриевич, надо людей на 4-ю опору, ригель надо закончить.
И вот, несмотря на дождь и снег, бригада Алексеева немедленно собирается и поднимается на 4-ю опору. Опалубка ригеля заканчивается, несмотря на крайне неблагоприятные условия погоды».
На стройке использовали новейшие достижения техники мостового строительства. Вместо сплошных лесов в качестве опор для пролетного строения были установлены деревянные кружальные фермы (понадобилось на 100 вагонов меньше леса!). В целях экономии придумали еще и использовать гальку и песок прямо с пляжа (что автор статьи считает возмутительным). Руководили строительством молодые специалисты.
Начальник строительства Ю. С. Львов в 1928 году окончил Московский институт инженеров транспорта. В 1930 году был «командирован в Америку», где 7 месяцев изучал строительство мостов. Старший инженер Б. А. Козак окончил в 1929-м Ленинградский политехнический институт. До Сочи успел поработать на строительстве мостов в Белоруссии.
Все приветствовали героев-строителей
За час до торжественного открытия моста тяжелый каток закончил укатывать асфальтобетон. Перед въездом уже столпились сотни людей. Стояли легковые автомобили и курортные автобусы, украшенные цветами и зеленью. В начале митинга начальник Стройшосдора т. Вишневский и старший инженер стройки т. Козак кратко рассказали о том, как строился виадук. Потом выступил секретарь горкома партии т. Гутман, уполномоченный ЦИК СССР т. Метелёв. Все они приветствовали героев-строителей. Прислал приветствие автор проекта виадука профессор Митропольский: «Поздравляю строителей виадука с окончанием постройки одного из крупнейших сооружений в Союзе. Строительство Верещагинского виадука является большим достижением советского мостостроения, не только потому, что создан один из величайших в Союзе виадуков, но и потому, что самый процесс постройки является блестящим образцом освоения наиболее совершенных приемов современной техники мостостроения...»
После всех речей бригадир Алексеев разрезал ленту, перетянутую через проезжую часть, и открыл движение. Вначале проехала колонна автомобилей. Затем на виадук хлынули сотни людей. Строительство виадука было важной частью реконструкции Сочи-Мацестинского курорта.