Историк раскрыл интересные факты о происхождении названия поселка Зубова Щель, расположенного в Сочи. Исследования эксперта подчеркивают значимость сохранения культурного наследия города и необходимость осознания истории мест, где мы живем.
Сочинские помещики Зубовы
Зубова Щель — это название села Лазаревского района. Находится оно в долине реки Чемитоквадже (в статье встретится несколько вариантов названия этой долины).
15 октября 1872 года военный инженер, надворный советник Николай Михайлович Зубов, заключил договор с начальником Черноморского округа в том, что покупает в этом округе участок в две тысячи шестьсот десятин в бассейне реки Шмитокуадже (я предупреждал!).
Сразу внес 2600 рубублей. Остальные 23 400 рублей. будет выплачивать частями за условленный срок.
Род Зубовых, ведущий начало с XIII века, знаменит немалым количеством талантливых представителей: государственных и общественных деятелей, музыкантов и художников, певцов и композиторов, поэтов и артистов, юристов, инженеров и военных.
Николай Михайлович строил железные дороги, участвовал в устройстве Батумского порта. Женился на дочке предводителя Кутаисского дворянства Имеди Церетели. Жили некоторое время в Кутаиси, а потом много лет — в сочинском имении. У них родилось 9 детей.
Меньшая часть долины принадлежала брату Николая Михайловича — Эрасту Михайловичу Зубову. Он также был инженером, строил мост через Дон в Ростове, участвовал в строительстве моста в Петербурге, который сейчас называется Литейным.
Был одним из руководителей Николаевской железной дороги. Автор нескольких учебников по мостостроению. Как часто он бывал в имении, мне пока не удалось узнать (документы семьи Зубовых находятся сейчас в архиве Вологды, где обязательно поищу сведения со временем).
Н. М. Зубов энергично принялся обустраивать имение.
В следующем, 1873, году имение посетил знаменитый сочинец А. В. Верещагин (тот самый, который прокладывал первые улицы Сочи и строил храм):
«Ущелье реки Шмитокуадж, несмотря на окружающие его вначале высокие горы, произвело на меня весьма хорошее впечатление. Оно богато лесом, …еще более богато условиями для ведения сообразно местности хозяйства, которое у г. Зубова, владельца этого участка, идет на полном ходу. Здесь постоянно работают до 30 человек имеретин, которыми засеяна большая площадь кукурузою, устроена мельница, планируется на скатах гор места для дома и морани, в которой, как мне сказали, предполагается закопать в землю до 120 кувшинов, вместимостью по 40 ведер каждый. Кувшины изготавливаются на месте, в участке, из собственной превосходного качества глины. К тому же и для выделки вина в таком большом размере, как мне объясняли, предполагается воспользоваться готовым виноградом, находящимся в изобилии на участке, со времени выселения черкесов. Скажу только, что г. Зубов не ошибся, приобретя ущелье Шмитокудж».
Сочинский округ был тогда мало заселен. Самой большой проблемой было отсутствие дорог. Приходилось передвигаться верхом по берегу моря или фелюгами по морю.
В 1874 году начальник Черноморского округа генерал-майор Д. В. Пиленко обращался в Главное управление кавказского наместника с ходатайством о разрешении немедленно приступить к проведению прибрежной дороги между Туапсе и Сочи и при этом представил проект инженера Н. М. Зубова; но это ходатайство не было уважено, так как будто бы оказалось, что проект инженера Зубова «основан на совершенно гадательных данных».
Производство вина было главной статьей дохода имения. Правда, виноград, оставшийся от черкесов, было всё труднее собирать, подступы к виноградным лозам быстро зарастали колючкой. Стали высаживать виноград на плантациях. Сажали кукурузу, табак, разводили пчел. В лесу собирали грецкие орехи и каштан.
Скот на лето гоняли к главному кавказскому хребту. Ловили рыбу — лосось, кефаль, камбала, сельдь. В реке — форель.
Охота в имении и в окрестностях была очень разнообразна. Из дичи попадались фазаны, вальдшнепы, перепелки, утки и разные морские птицы. В изобилии водились кабаны, дикие козы. Попадались изредка и серны, которые преимущественно живут вблизи главного хребта, где можно было встретить оленей и туров. Из хищных зверей можно отметить медведей, шакалов и куниц.
В имении было немало хозяйственных построек и два барских дома.
В 1890 году Николая Михайловича навестил еще один брат, Юлий. По его воспоминаниям, контора уже произведенного в генералы Николая находилась в «довольно большом и прекрасно расположенном» одноэтажном кирпичном доме. Кругом зеленели и высились горы, образуя в «небольшом виде почти такую же декорацию, как вокруг рио-де-жанейровского рейда».
Эраст Михайлович умер в 1887 году. Николай Михайлович стал действительным статским советником, состарился, стал болеть (онкология) — и 17 февраля 1899 года продает довольно уже запущенное имение Чемитоквадже (теперь так!) графу Александру Дмитриевичу Шереметеву. Видел отчеты имения за следующие пару лет — расходы раза в полтора превышали доходы. Разницу покрывали из главной конторы графа.
А имя Зубовых осталось на карте нашего города.