Сочинский краевед Владимир Костиников возмутился теми небылицами, которые придумывают в Сочи о выдающихся и очень приличных людях из своей истории. И решил перечислить все сплетни в одной статье.
Самая гнусная клевета — на героического казачьего офицера, одного из первых автомобилистов Черноморского побережья, садовода, винодела — на Андрея Валерьяновича Квитко, хозяина дачи-замка на «Красном штурме».
Пересказываются отвратительные сплетни о каких-то изнасилованиях в его доме. То этим занимаются группы жандармов, то управляющие и сторожа дачи, то группа отдыхающих чекистов, которых потом убивает из нагана мать изнасилованной и сама вешается тут же. Приплетается к этим сплетням Алла Борисовна Пугачева, которая якобы хотела купить дачу, но почувствовала плохую энергетику, обратилась к астрологу, которого тоже, как понимаете, на этой даче — того!
Часто приличных людей в Сочи считают лудоманами. Великому Федору Ивановичу Шаляпину приписывают болезненную страсть к картежной игре. Рассказывают и пишут, что якобы он выигрывал в карты вначале дачу Куропаткина, а потом — дачу Солдатёнковых. В обоих случаях на следующий день он эти дачи проигрывал. А однажды Шаляпин отправился играть в карты на дачу Квитко! Вы представляете, какие последствия это имело?
Лудоманом сочинцы считают и Даниила Васильевича Драчевского. Он якобы выиграл в карты у еще одного лудомана, принца Ольденбургского, участок земли на берегу Мзымты и потому прозвал имение «Случайное». Но ведь земли эти Драчевский купил (не украл, не вымогал) у Гарбе во время первой революции. По случаю тревожных событий Гарбе очень дешево продал участок, оттого — «Случайное».
Легендарного основателя сочинского чаеводства Иуду Кошмана разоблачили в познавательной передаче «Наш Сочи». Оказалось, что Кошман жил до Сочи в Батумском царстве (именно так в передаче и сказано!). Там он, разумеется, совершил чудовищные преступления. Для начала, по его вине упали стропила на строительстве дома. Потом за ним гонятся жандармы (а как вы понимаете, политическая полиция не за стропила преследует, а за государственные преступления). Убегая от жандармов в Сочи, Кошман напоследок еще раз проявил свою преступную сущность: он украл мешок чайных семян.
Сочинский архитектор Наталья Захарова «разоблачила» крупное мошенничество владельцев известной дачи в мавританском стиле. Первого владельца — замечательного костромского губернатора Алексея Порфирьевича Веретенникова — архитектор почему-то называет купцом.
«Купец», желая скрыть имущество, записал дом на знаменитого оперного певца Шевелёва, а Шевелёв, не будь дураком, тут же «отжал» имущество.
Текст архитектора Н. Захаровой, из которого мы понимаем причины подобных публикаций: «…тем интереснее!» Есть, есть у нас люди, которым интересно рассказать глупую сплетню.
В рассказе про архитектуру пансиона «Светлана» мы узнаем еще о двух сочинских знаменитостях, «разоблаченных» как ординарные жулики. Цитирую: «Фронштейн и его жена были сосланы в Сочи как „народовольцы“. Там ему знакомый по университету немец Гарбе предложил поработать на строительстве дачи купца Мамонтова. При этом Гарбе сообщил, что „у моего хозяина денег много — строй заодно и дом для себя“. Фронштейн отстроил 20-комнатный особняк».
Каково? Жулик на жулике! Интересно-то как! И никого не смущает, что между постройками у Мамонтова и строительством у Фронштейна прошло около 30 лет.
Это что же, позвольте спросить, будут рассказывать про нас и наши времена будущие поколения сочинцев?