Многодетные семьи из Сочи, которые получили бесплатные земельные участки в микрорайоне Кудепста, обратились в Адлерский районный суд с коллективным иском к Росавтодору и Министерству транспорта РФ. Они не согласны с изъятием их земли под строительство тоннеля автомобильной дороги «Обход Адлера» — первого этапа новой платной трассы Джубга — Сочи.
По словам представителей многодетных семей, они встречались в Горсобрании Сочи с представителями администрации, Росавтодора, депутатами. Однако никакой точной информации о компенсациях так и не получили. Многодетные не исключают, что весь их массив отдадут под дорогу, а не 23 участка, как сообщалось ранее. Потому приняли решение идти в суд.
В своем иске, который есть в распоряжении SOCHI1.RU, истцы отмечают, что земельные участки, расположенных на улицах Семейная и Гостеприимная в Адлерском районе Сочи, были предоставлены им в 2016 году в качестве мер социальной поддержки с целью улучшения жилищных условий граждан, имеющих трех и более детей, в соответствии с Указом президента РФ.
Выдача земельных участков многодетным в Сочи на правах аренды сроком на 20 лет, до 2036 года, произведена на основании решения депутатов Городского собрания Сочи. Сначала им выделили землю в Лазаревском районе, а потом — в Кудепсте. Всё это время люди не могли там строиться, потому что через реку не было моста, как только его построили, началось изъятие земель. В своем иске многодетные указывают, что существовало несколько вариантов прохождения новой дороги по территории Сочи. Росавтодор якобы выбрал самый оптимальный и экономичный — с минимальным изъятием земли.
— Проектирование и строительство федеральной автодороги обхода Адлера напрямую затрагивает все наши земельные участки, так как эта автотрасса проектируется через 23 земельных участка и вплотную или в непосредственной близости от земельных участков других многодетных семей по улицам Семейная и Гостеприимная, — говорится в иске.
Многодетные просят суд признать необоснованными действия по проектированию и строительству обхода Алера через массив, где им выделили участки, а также признать необоснованным и отменить распоряжение Росавтодора от 12 февраля 2024 года об изъятии для нужд РФ их земельных участков. Известно, что исковое заявление поступило в суд, но пока неизвестно, принято ли оно к производству.
Мы сообщали, что 23 участка уходят под дорогу, 11 из них находятся в собственности, 9 — в аренде, 3 лишены права аренды и собственности, у них нет никаких прав. На остальные участки многодетных наложено резервирование, вдруг они тоже понадобятся под дорогу, в ближайшие три года строить на них ничего нельзя. Ранее часть земель многодетных попала под арест по уголовному делу о выводе земель из состава Сочинского национального парка. С 2021 года люди не могли распоряжаться своими участками, в том числе оформить в собственность. Им неоднократно обещали снять аресты, но это получилось только у Росавтодора, да и то через Генпрокуратуру РФ. Сняли исключительно с тех, кто попадает под строительство обхода Адлера.
Мы рассказывали, что Росавтодор публиковал распоряжения, подписанные заместителем директора Федерального дорожного агентства Виктором Тимофеевым, об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в Сочи и объектов недвижимости для строительства автомобильной дороги «Обход Адлера». Этап 1. Транспортная развязка с федеральной автомобильной дорогой А-149 Адлер — Красная Поляна. И даже приводили ссылки на них, которые сейчас оказались неактивными.
В ноябре прошлого года также было подписано распоряжение о резервировании земель в Сочи для строительства обхода Адлера. В списке 160 кадастровых номеров.
В распоряжениях говорилось, что ответственные лица Росавтодора должны направить его копию правообладателю изымаемого участка и объектов недвижимости письмом с уведомлением, а также в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Кроме того, обеспечить внесение в ЕГРН сведений о подлежащем образованию земельном участке, права на который прекращаются в соответствии с этим распоряжением. Кроме того, изменено назначение участка: теперь он отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта и т. д. В документе ничего не сказано о компенсации владельцу участка.
В прошлом году на 59 миллиардов рублей увеличили субсидию на строительство трассы Джубга — Сочи, такая сумма вошла в материалы к проекту федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 года.
По предварительной информации, построить обход должны до 30 декабря 2026 года, начальная стоимость первой очереди масштабного проекта, скоростной трассы Горячий Ключ — Адлер, составляет 69,4 миллиарда рублей. Протяженность первого участка дороги составит 7,7 километра. Скоростная автодорога Горячий Ключ — Адлер станет платным дублером трассы А-147 Джубга — Сочи.
За три года ГК «Автодор» планирует направить на строительство новой скоростной платной автотрассы Джубга — Сочи 525 миллиардов рублей. Это лишь треть от необходимой на строительство суммы. Общая стоимость проекта — около 1,5 триллиона рублей. Остальные средства будут вложены до конца февраля 2028 года.
Средства на строительство платной трассы будут выделяться из федерального бюджета, Фонда национального благосостояния и внебюджетных источников. До конца 2026 года из бюджета на строительство объекта выделят 230,4 миллиарда рублей.