Огромный зеленый дом возвышается над частным сектором в микрорайоне Кудепста, его хорошо видно с трассы — торчит как свечка. И он уже почти построен — нет только внутренней отделки. Вся разводка есть, лифты установлены, поквартирные счетчики, электрика, водоотведение, водоснабжение.
В один прекрасный день на нем появился баннер с надписью: «Путин, SOS!». Так собственники квартир в ЖК «Атланта», который строился на улице Искры, 13, привлекли общественное внимание к их беде. Правда, баннеры долго не провисели, приехали сотрудники администрации и быстро все сорвали. Однако их сигнал SOS получил глава СКР Александр Бастрыкин. И поручил своим подчиненным провести проверку. Но, как известно, судебные решения в нашей стране даже не обсуждаются. Они априори законны. Сейчас администрация Сочи вышла с иском в суд о лишении 115 владельцев квартир и нежилых помещений в ЖК «Атланта» прав собственности. Мол, незаконный у вас дом, хотя строился с 2016 года. Теперь расскажем, каким образом ЖК в Кудепсте стал незаконным.
Застройщик выпрыгнул в окно и скрылся
Основным застройщиком ЖК «Атланта» был Антон Остринский — сын бывшего депутата Городского собрания Сочи Леонида Остринского. Но в документах везде числился его школьный друг — Максим Гробов, он занимал пост руководителя ЖСК, под эгидой которого строились многочисленные ЖК в Сочи и Краснодаре. Проблемы у Остринского начались именно в краевой столице, и стройки нескольких ЖК встали. Посыпались и все его объекты в Сочи.
В отношении учредителя ООО «Юг-Стройка» Антона Остринского в 2017 году возбудили уголовное дело за мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Его посадили под домашний арест, но он совершил побег через окно. Остринского объявили в международный розыск, а в 2020 году заочно приговорили к 6,5 года колонии и штрафу в 1 миллион рублей. В это же время сбежал и школьный друг Остринского. Два года Гробов был в розыске, потом его поймали и два года судили. Хоть в суде и было доказано, что часть средств пайщиков застройщики положили себе в карманы, пайщики просили за него — кому станет легче, если он сядет на 10 лет, а на свободе есть вероятность, что дом он достроит. Ему дали минималку — 4 года, а с учетом того, что он 2 года уже отсидел в СИЗО, полгода Гробов провел в колонии и вышел.
До этого у застройщика была хорошая репутация, рассказывает собственница квартиры в ЖК «Атланта» Юлия Чепурина. Он строил качественно и сдавал жилье в срок. В Сочи он в основном строил ЖСК с привлечением средств пайщиков. В 2016 году покупатели заключили договор паевого взноса на строительство многоэтажки в Кудепсте. Потом началось оформление прав собственности. В 2017 году все собственники прописались в своих квартирах, объект был поставлен на кадастр.
Пока застройщики были в бегах, по дому шли судебные разбирательства. Только вот собственники квартир ничего о них не знали. Они купили жилье и ждали, когда его сдадут.
— Хотя изначально, когда первая инстанция была по объекту, там уведомляли суд, что идет регистрация прав собственности. Это подтверждено документально, тем не менее суд не стал привлекать собственников в процесс. Мы узнали, когда председатель был в бегах, что решение о сносе существует, когда оно уже вступило в силу. Это было в октябре 2018 года. По апелляционной жалобе администрации. Она являлась третьим лицом, — рассказывает Юлия.
Истцом же выступил сосед по участку. Юлия уверена, что это был сговор, поскольку у администрации не было законных оснований подавать в суд о сносе ЖК «Атланта»: земля под многоквартирный дом, разрешение на строительство выдано, вся проектная документация была, экспертизу проект прошел, стройнадзор всё контролировал — есть соответствующие акты осмотра (в распоряжении редакции эти документы тоже есть). Сосед неожиданно вышел в суд с иском о сносе на основании того, якобы многоквартирник занял часть его земельного участка. Правда, в ходе разбирательства выяснилось, что это он как раз занял территорию ЖК «Атланта», да еще муниципальную землю отхватил. И на них построил незаконные объекты.
— Он по надуманным причинам залез в гражданское делопроизводство, а администрации только это и нужно было. Он преследовал свои корыстные интересы — квартиры поиметь. У администрации были какие-то свои интересы. Суд первой инстанции назначает судебно-строительную экспертизу. Она полностью в нашу пользу. Соседу выносят отказ в сносе. Подают апелляцию, но на этой стадии они подписывают мировое соглашение с ответчиками-застройщиками. Он обязуется отказаться от иска, на основании этого мирового, а ему должны были передать в собственность две квартиры, — рассказывает Юлия.
Милый такой сосед подает в апелляцию заявление об отказе от своей апелляционной жалобы. И это была его ошибка, либо умысел, ведь отказался он не от всего иска в целом, а только от его обжалования. И о том, что было заключено мировое соглашение, суд он не известил. Таким образом, производство по делу не было прекращено. И у администрации Сочи, как у третьего лица, появилась возможность восстановить сроки обжалования. И они это каким-то чудом сделали. Якобы их не осведомляли о датах и времени рассмотрения иска соседа к ЖК «Атланта», хотя в материалах дела черным по белому написано, что их систематически уведомляли, но ни на одно заседание они так и не явились. Несмотря на всё это, суд им восстановил срок на обжалование, и они тут же подали апелляционную жалобу на решение суда, который признал ЖК «Атланта» законным, построенным по всем правилам. Несмотря на то, что сосед уже отказался от своих требований, администрация в своей жалобе, действуя в интересах физического лица, настаивает на удовлетворении его требований.
— Прикладывают акты осмотров земельного участка, которые были составлены земконтролем давно, написанные на коленке. Я проводила рецензии на эти акты специалистами. Вывод был, что эти акты не имеют никакой юридической силы. И одну из экспертиз, которую брат соседа сам в какой-то непонятной конторе заказывал, и они это пропихнули для того, чтобы у суда было хотя бы какое-то основание для назначения повторной экспертизы. И они назначают повторную экспертизу — суд выбирает организацию, экспертиза проведена — заключение эксперта гласит, что существующие отклонения выявлены — устранимы, они существуют ввиду того, что стройка не завершена, но несмотря на это всё, суд выбирает крайнюю меру — снести, — утверждает Юлия.
Суд должен был дать время на устранение несоответствия, эта процедура предусмотрена законодательством. Но суд ей не воспользовался — снести, и точка! При этом результаты первой судебной экспертизы многоэтажки, которая признала ее годной и безопасной для проживания, никем не оспаривалась, и зачем назначалась новая экспертиза, которая делалась сомнительным экспертом, непонятно.
Были третьем лицом, стали взыскателями
Сосед не стал забирать исполнительный лист из суда, а собственники квартир ЖК «Атланта» сидели и ждали, когда выйдет трехлетний срок предъявления листа приставам. До этого счастливого дня оставалось каких-то несколько месяцев, и тут администрация выходит с заявлением в суд об изменении порядка исполнения решения суда.
— При этом они не истцы, они могли выйти как муниципальный органы власти, что их интересы затронуты. Но они сделали хитро. Они подают заявление изменения порядка исполнения решения суда, а по факту они себя сделали взыскателем. Это всё незаконно, потому что они могли бы стать взыскателями в случае смерти истца, там несколько пунктов, они не подходят ни под один. Истец мог бы передать им право взыскания, но он этого не делал, — рассказывает Юлия.
Так представители администрации Сочи волшебным образом стали взыскателями, забрали исполнительные листы, инициировали возбуждение исполнительного производства и вышли с иском об аннулировании права собственности. Но такой иск вправе подавать только собственник объекта, либо предыдущий собственник, если его права нарушены. Но это никого не интересует — как хочешь бейся, всё равно ничего не добьешься. Собственники квартир пробовали обращаться в суды, только вот их заявления даже принимать к рассмотрению не стали. Поэтому какое будет решение по иску администрации — всем уже понятно. 300 человек просто лишат собственности.
— У нас 122 помещения, 115 из них — это квартиры, все проданы. Нежилые помещения тоже люди приобретали. 300 человек пострадавших. Из них 27 семей — это те, у кого это единственное жилье. И мы в том числе. У меня собственники — несовершеннолетние дети. Мы многодетная семья и малоимущая. Если наших детей сейчас лишить собственности, то они бомжами будут, — говорит Юлия.
В своем иске (который есть в распоряжении редакции) администрация ссылается именно на иск соседа и отмечает, что как у третьего лица у них возникло право обжалования, чем они воспользовались, чтобы снести самоволку.
В мэрии Сочи сообщили, что не могут оказать никакой помощи владельцам квартир в ЖК «Атланта».
— Полномочия органов местного самоуправления по защите прав пострадавших участников строительства определены законом Краснодарского края <...> «О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края», который не распространяется на правоотношения, связанные с самовольным строительством многоквартирных домов, — приводит слова мэрии издание «Кубань Информ».
Квартиры в ЖК стоили по 2 миллиона рублей, с кого теперь взыскивать эти деньги, неизвестно, застройщик хоть и осужден, но бегает с 2017 года. В 2020 году прошла информация о его экстрадиции из иностранного государства, но в Россию его так и не вернули.