Как рождались вертолеты
В России в течение почти двух столетий ученые и практики летного дела упорно трудились над созданием вертолета. Благодаря их усилиям к началу Первой мировой войны были созданы схемы основных типов вертолетов, позже принятых в практике мирового вертолетостроения.
Русские ученые под руководством Николая Егоровича Жуковского создали законченную теорию винта. Были выяснены вопросы физической сущности несущего винта, определены его наиболее выгодные параметры, тяга и потребная мощность для взлета.
Опираясь в своей работе на вихревую теорию Николая Жуковского, русские ученые и конструкторы Борис Николаевич Юрьев, Игорь Иванович Сикорский, Константин Александрович Антонов и другие накануне первой мировой войны уже построили опытные вертолеты. Было установлено, что основными средствами для управления машиной в полете должны служить наклон оси несущего винта, изменение и направление его тяги и, наконец, тяга специального винта. Низкий уровень техники того времени и отсутствие государственной поддержки не позволили до конца довести работу над этими машинами.
В период Первой мировой войны отечественные деятели авиации и практики-новаторы продолжали трудиться над созданием вертолетов.
Аппарат для пронизывания воздуха из села Веселого
В сентябре 1915 года в Центральный военно-промышленный комитет поступили проекты вертолетов-амфибий изобретателя Ф. С. Бурьяна из села Веселого Сочинского округа. Один из них был продольной, другой — соосной схемы.
Корпус первого предложенного аппарата имел форму лодки. Над ней укреплялись два шестикрылых винта («колеса»), которые вращались с помощью двигателя в противоположные стороны.
— Движение одного колеса должно быть вправо, а другого — влево. Приведением в движение означенных колес аппарат получает возможность подниматься с места отвесно, прямо вверх, уменьшив ход колес, аппарат станет в неподвижном положении в воздухе, а если еще уменьшить ход колеса, то аппарат станет плавно опускаться вниз, — писал изобретатель.
Кроме вертикальных несущих винтов, на корме был предусмотрен водяной винт, благодаря чему аппарат мог передвигаться по воде в случае посадки на нее. Поворот аппарата в воздухе осуществлялся с помощью специального руля.
Второй вариант того же аппарата имел вид торпеды, как писал изобретатель, «для удобства пронизывания воздуха». Интересно были запроектированы валы для приведения в движение несущих роторов: основной вал был пустотелым, а внутри его находился другой вал, передававший тягу на второй винт. Изобретатель предлагал снабдить вертолет специальным шасси в виде четырех колес для передвижения по земле и запасными крыльями — на случай вынужденной посадки.
От военного министра проекты попали в отдел изобретений Военно-промышленного комитета. Председатель отдела, инженер Шевалев, рассмотрев проекты, писал изобретателю о том, что идею создания аппарата геликоптерного типа отдел считает при современном состоянии техники воздухоплавания вряд ли осуществимой. Ссылаясь на недостаточную техническую разработанность проектов, отдел отказал изобретателю в поддержке.
Вертолетные линии перевозили за лето по 30 тысяч туристов в Сочи
Появились вертолетные линии в Сочи в 1959 году. И уже в первое же лето вертолеты Адлерского аэропорта перевезли 30 тысяч пассажиров на Красную Поляну, в Гагру, Лазаревское, Макопсе, Архипо-Осиповку. Часть из этих маршрутов пролегала над селом Веселым.
Вертолет Ми-4 для слепых и ночных полетов был построен в 1951 году. Именно он стал главным перевозчиком на Черноморском побережье. В 1960 году самым популярным маршрутом стала линия Сочи-Геленджик. Ежедневно воздушным путем перевозились сотни курортников. В самом Сочи первый вертодром находился на месте улицы Гагарина, на старом аэродроме, затем построили вертодром на Навагинке, павильон для пассажиров был открыт 30 июля 1961 года.