Дороги и транспорт Как изобретатель из сочинского села Веселое не вошел в историю. Его проекты вертолетов были слишком современными для 1915 года

Как изобретатель из сочинского села Веселое не вошел в историю. Его проекты вертолетов были слишком современными для 1915 года

Подробности — в историческом очерке краеведа Владимира Костиникова

Вертолеты Ми-4 в 50–60-х годах в Сочи были самым популярным транспортным средством

Как рождались вертолеты

В России в течение почти двух столетий ученые и практики летного дела упорно трудились над созданием вертолета. Благодаря их усилиям к началу Первой мировой войны были созданы схемы основных типов вертолетов, позже принятых в практике мирового вертолетостроения.

Русские ученые под руководством Николая Егоровича Жуковского создали законченную теорию винта. Были выяснены вопросы физической сущности несущего винта, определены его наиболее выгодные параметры, тяга и потребная мощность для взлета.

Опираясь в своей работе на вихревую теорию Николая Жуковского, русские ученые и конструкторы Борис Николаевич Юрьев, Игорь Иванович Сикорский, Константин Александрович Антонов и другие накануне первой мировой войны уже построили опытные вертолеты. Было установлено, что основными средствами для управления машиной в полете должны служить наклон оси несущего винта, изменение и направление его тяги и, наконец, тяга специального винта. Низкий уровень техники того времени и отсутствие государственной поддержки не позволили до конца довести работу над этими машинами.

В период Первой мировой войны отечественные деятели авиации и практики-новаторы продолжали трудиться над созданием вертолетов.

Вертолеты-амфибии сочинца Бурьяна

Аппарат для пронизывания воздуха из села Веселого


В сентябре 1915 года в Центральный военно-промышленный комитет поступили проекты вертолетов-амфибий изобретателя Ф. С. Бурьяна из села Веселого Сочинского округа. Один из них был продольной, другой — соосной схемы.

Корпус первого предложенного аппарата имел форму лодки. Над ней укреплялись два шестикрылых винта («колеса»), которые вращались с помощью двигателя в противоположные стороны.

— Движение одного колеса должно быть вправо, а другого — влево. Приведением в движение означенных колес аппарат получает возможность подниматься с места отвесно, прямо вверх, уменьшив ход колес, аппарат станет в неподвижном положении в воздухе, а если еще уменьшить ход колеса, то аппарат станет плавно опускаться вниз, — писал изобретатель.

Кроме вертикальных несущих винтов, на корме был предусмотрен водяной винт, благодаря чему аппарат мог передвигаться по воде в случае посадки на нее. Поворот аппарата в воздухе осуществлялся с помощью специального руля.

Второй вариант того же аппарата имел вид торпеды, как писал изобретатель, «для удобства пронизывания воздуха». Интересно были запроектированы валы для приведения в движение несущих роторов: основной вал был пустотелым, а внутри его находился другой вал, передававший тягу на второй винт. Изобретатель предлагал снабдить вертолет специальным шасси в виде четырех колес для передвижения по земле и запасными крыльями — на случай вынужденной посадки.

От военного министра проекты попали в отдел изобретений Военно-промышленного комитета. Председатель отдела, инженер Шевалев, рассмотрев проекты, писал изобретателю о том, что идею создания аппарата геликоптерного типа отдел считает при современном состоянии техники воздухоплавания вряд ли осуществимой. Ссылаясь на недостаточную техническую разработанность проектов, отдел отказал изобретателю в поддержке.

Вертолет Адлерского аэропорта, который вмещал 12 пассажиров

Вертолетные линии перевозили за лето по 30 тысяч туристов в Сочи


Появились вертолетные линии в Сочи в 1959 году. И уже в первое же лето вертолеты Адлерского аэропорта перевезли 30 тысяч пассажиров на Красную Поляну, в Гагру, Лазаревское, Макопсе, Архипо-Осиповку. Часть из этих маршрутов пролегала над селом Веселым.

Вертолет Ми-4 для слепых и ночных полетов был построен в 1951 году. Именно он стал главным перевозчиком на Черноморском побережье. В 1960 году самым популярным маршрутом стала линия Сочи-Геленджик. Ежедневно воздушным путем перевозились сотни курортников. В самом Сочи первый вертодром находился на месте улицы Гагарина, на старом аэродроме, затем построили вертодром на Навагинке, павильон для пассажиров был открыт 30 июля 1961 года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем