Водитель автобуса с полотенцем на шее, который вытирает струящийся по лицу пот, — обычная картина в сочинском автотранспорте. Постой-ка в пробках на жаре! При этом водители редко включают кондиционеры, даже в тех автобусах, где они установлены, — берегут бензин. Корреспондент SOCHI1.RU проехала в общественном транспорте в Адлерском районе, честно, ехать в Сочи в душных, вонючих автобусах по многочисленным заторам не решилась. И поговорила с пассажирами.
Проблемы начинаются еще на остановках, которые в Сочи почему-то в основном с прозрачными крышами, от солнца они не спасают, наоборот, нагреваются, и находиться в них просто невозможно. Такой павильон находится на остановке «Автошкола».
— Нет даже тенька вокруг, автобусы идут переполненные, уже 30 минут стою на остановке. Спряталась за нее, а там «общественный туалет», воняет, просто невозможно. Уже голова кружится, жду автобус с кондиционером, но пока такого не увидела. В основном переполненные, люди там все мокрые стоя едут, — рассказала стоящая на остановке жительница Адлера Лариса, она говорит, что в основном автобусы там ходят такие, что и окна не открыть, потому что оборудованы кондиционерами, которые не включают. В результате открыты всего два окна и люки в крыше. Но когда на улице больше +30, это мало помогает, в конце салона вообще душегубка.
— У меня дочь на прошлой неделе в таком автобусе в обморок рухнула, хорошо, что люди помогли, просили водителя включить кондиционер, но он даже не подумал этого сделать, говорит, что если работает кондиционер, то лимита топлива, выделенного на день, не хватает. А за свой счет он не намерен возить пассажиров. Ее вытащили из автобуса на остановке, там кое-как в чувство привели. Говорит, что в салоне рядом с водителем табло показывало +36, а в конце автобуса наверняка все 40 градусов было, — говорит Лариса.
Дождаться автобуса с кондиционером и непереполненного ни Лариса, ни корреспондент SOCHI1.RU не смогли, пришлось протискиваться в забитый людьми 560-й. Ехали долго, несколько остановок, на Ленина был глухой затор. Водитель, утирая пот дежурным полотенцем, на чем свет ругал туристов, которые прогулочным шагом «гуляют» по пешеходным переходам. Но у него даже мысли не возникло включить кондиционер, который был установлен в салоне. Поскольку автобус почти не ехал, а медленно плелся, салон не проветривался, а только нагревался еще больше. Совершенно мокрые люди, которые стояли вплотную друг другу, просили включить кондиционер. «Не работает!» — сообщил водитель и включил у себя маленький вентилятор. А мы продолжали буквально прилипать друг к другу. Лично я вышла на «Южном взморье», не смогла терпеть еще две остановки, не выдержала, уж лучше идти пешком по жаре, чем умереть в автобусе.
Туристы недовольны
Остановка рядом с известным санаторием еще советская — тенистая и большая. Там я и еще несколько человек приходили в себя после поездки. Разговорились с семьей из Саратова Юлией и Владимиром Куриловыми. Они ехали на таком же автобусе из Сочи, медленно и печально, простояли очень долго в традиционной пробке, которая начинается уже в районе «Спутника», а заканчивается в Курортном городке.
— Такси в Сочи ужасно дорогое, поэтому мы пользуемся только общественным транспортом. И только несколько раз мы сели хорошо, в чистый автобус с кондиционером. Все остальное время ждешь транспорт на остановках часами на жаре, а потом лезешь в переполненный автобус и понимаешь, что на остановке было еще прохладно. Автобусы ходят очень редко, после 21:00 вообще уехать нереально. У нас тоже в городе транспорт не очень, но он там ходит хотя бы нормально. А здесь курорт, куча людей, — говорит Юлия Курилова.
А приезжая из Курска Людмила Аксенова с двумя внучками ждала автобус, чтобы уехать в Сириус, в совхоз «Россия», там они живут в гостинице.
— Там особо делать нечего, поэтому мы ездим по городу, смотрим все. Я согласна с предыдущим оратором, действительно, уехать сейчас очень трудно, мы вот уже полчаса сидим на остановке, ни одного автобуса в наши края еще не было. И ни одного не видела с кондиционером. Хоть я и противница кондиционеров, от них все простывают и болеют. Но в транспорте Сочи без них никак! — говорит Людмила, особенно проблематично уехать в Имеретинку по вечерам, поэтому на прогулках они стараются не задерживаться.
Про сельские автобусы и говорить нечего, водители про кондиционеры вообще не вспоминают. И даже запугивание сообщением на горячую линию по транспорту не действует. Пробовала лично.
Изношенность автобусного парка Сочи 53%
Власти признают, схема движения автобусов в Сочи должна быть обновлена, некоторые маршруты нужно вообще убирать и добавлять новые. По сообщению департамента транспорта курорта, оптимизацию работы общественного транспорта проводили в далеком уже 2019 году. Сейчас якобы схему движения пассажиропотока снова детально изучили. В итоге на определенных участках из-за отсутствия прямых пассажиров, то есть тех, кто ездит от конечной до конечной, маршруты сократят. Необходимо серьезно обновлять автопарк, сейчас его изношенность составляет 53%. Олимпийские автобусы, видимо, выработали свой ресурс.
Немного Сочи поможет нацпроект «Безопасные качественные дороги», в его рамках на курорт поступят 26 автобусов большого класса и выйдут на линию в начале 2023 года.
— Это начало реорганизации маршрутной сети. Автопарк будут обновлять поэтапно, так же как и схему маршрутов. В целом комплексная оптимизация рассчитана до 2030 года, — торжественно заявил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Сочи Вячеслав Бауэр.
В комментариях к публикации в телеграм-канале городского департамента транспорта поднялась волна возмущения сочинцев, которые в прожекты и отчеты мэрии уже не верят.
— Когда закончится это безобразие с маршрутом № 18? Ну не может «Сочиавтотранс» наладить работу маршрута! Пустите какой-нибудь частный автобус. Ну невозможно так, — написала Татьяна.
— Установите электронное табло прихода автобусов на остановке «Дагомыс» в сторону Сочи на морской стороне. Там сейчас в сезон ждут автобусы до 40 туристов и садятся на первый приходящий, чаще почему-то № 81. Он маленький, неудобный, без кондиционера, трясущийся. Залезают как сельди в бочке, ругают сочинский автотранспорт, говорят, что больше не приедут. А следом едут почти пустые 76, 77, 169. Почти везде есть табло, а на самой ходовой остановке нет, — пишет Елена.
— Видимо, этот пост написали после того, как у автобуса маршрута № 103 отказали тормоза? Читаем про обновление автопарка регулярно. А результат видим ежедневно. В жару автобусы без кондиционеров, старые, изношенные, — пишет Марина.
— Закупают не автобусы, а душегубки. Окна цельные, не открываются. Кондиционеров нет, или водилы их не включают. На остановках, особенно на вокзале, стоят подолгу на солнце, курят, общаются между собой, по телефону. А пассажиры плавятся на солнцепеке, — написала Ольга Сергеева.
— Уже который год рассказывают сказки об обновлении автопарка. Обновляют-обновляют, а автобусы становятся все хуже и хуже. А работающих кондиционеров в сочинских автобусах в этом веке точно не дождемся. В небольшом проценте автобусов кондеи работают, но по большому счету только в отчетностях, — написала Ольга Рыбкина.