В 2022 году дорожный фонд Краснодарского края составил 46,7 миллиарда рублей. Из этой суммы на содержание дорог регионального значения выделили 850 миллионов рублей, сообщала пресс-служба краевой администрации в июне этого года.
Но это далеко не полная сумма. По подсчетам 93.RU, на эти цели потратят в пять раз больше — свыше 4,4 миллиарда.
Что должны делать за эти деньги и где
Речь идет про различные дорожные работы на региональных трассах и содержание их в надлежащем состоянии. Это нужно для того, чтобы снизить риск ДТП, например.
Так, подрядчик должен обследовать дороги и устранять дефекты покрытия: латать ямы, заделывать трещины, швы и выбоины; очищать их от грязи и мусора, а в зимнее время года — от снега и льда, посыпать песком и реагентами; восстанавливать гравийное и щебеночное покрытия; укреплять обочины, скашивать траву, убирать кустарники, сухостои и аварийные деревья; прочищать кюветы и канавы; следить за дорожными знаками, ограждениями и перилами, мыть их водой, а при необходимости — заменять на новые; менять сигнальные столбики, наносить стершуюся разметку.
Дорожные службы должны следить и за искусственными сооружениями (мостами) на региональных трассах, а также за надземными пешеходными переходами. При необходимости подрядчику следует заменять опасные автобусные остановки или устанавливать их там, где их нет. Полный список работ и участки, где надлежит их выполнить, прописаны в техзаданиях к госконтрактам.
Перечень дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, можно посмотреть здесь.
Кому достались контракты — наглядная карта
Мы решили рассказать, каким дорожным службам достались госконтракты на содержание местных трасс. Выяснилось, что в этом году краевой Минтранс выбрал 14 фирм для этих целей. На интерактивной карте видно, как подрядчики поделили свои интересы различные муниципалитеты.
Давайте подробно остановимся на фирмах, а точнее, их владельцах, получивших больше всего денег на содержание краевых дорог.
Дочь депутата Госдумы
Лидером по сумме контрактов стала производственно-коммерческая фирма «Дорожно-транспортная компания» (ПКФ ДТК), зарегистрированная в 2000 году в Армавире на улице Карла Маркса, 88ж.
ПКФ ДТК получит в этом году 685,6 миллиона рублей за содержание кубанских дорог. Компания будет отвечать за трассы в Северском и Апшеронском районах, а также в Горячем Ключе (354 миллиона рублей). Кроме того, в зону ответственности ДТК попали дороги в Лабинском, Курганинском и Отрадненском районах (331,6 миллиона).
Директором ДТК является Милана Дорошенко, а учредителем — ООО «Арма-Лайн». Эта компания занимается перевозкой грузов специализированным транспортом. Зарегистрирована фирма по тому же адресу, что и ДТК — улица Карла Маркса, 88ж в Армавире. С 2021 года Милане Дорошенко принадлежит половина долей в компании.
По всей видимости, акции достались Милане от дедушки — Николая Дорошенко, который учредил «Арма-Лайн» и является сейчас директором компании.
Другая половина акций принадлежит Алине Щегловой, дочери Виталия Щеглова, тесно связанного с бизнесом семьи Дорошенко. Так, например, мужчина работает гендиректором в АО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (ПАТП № 1). Фирма зарегистрирована в Армавире по тому же адресу, что и ПКФ ДТК и «Арма-Лайн». Также Виталий Щеглов владеет примерно 10% акций в ПАТП. Доли в этом ООО есть и у, по всей видимости, его жены Светланы Щегловой, а другие акции принадлежат Николаю Дорошенко и его сыну Андрею.
Андрей Дорошенко долгие годы был директором ПКФ ДТК, пока его не сменила на этом посту дочь Милана. Также мужчина был депутатом Заксобрания края, а ныне является депутатом Госдумы.
Еще 273,7 миллиона рублей Милана Дорошенко получила за содержание дорог в Абинском, Крымском и Славянском районах через Северское дорожное ремонтно-строительное управление.
Компания была зарегистрирована в 2012 году в станице Северской, а дочка депутата Госдумы сейчас является ее владелицей. За всё время фирма получила 96 госконтрактов на сумму 5,4 миллиарда рублей. В 2021 году чистая прибыль компании составила 31,3 миллиона рублей при выручке в 1,6 миллиарда.
Мы писали о том, что Северское ДРСУ с 2019 по 2021 год получило 1,4 миллиарда рублей за ремонт дорог в Краснодаре в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Правда, не так давно прокуратура внесла представление мэрии за некачественно сделанную улицу Янковского, которую в 2021-м эта фирма отремонтировала за сумму свыше 54 миллионов рублей.
Подытожим: в этом году две фирмы дочери депутата Госдумы получат за содержание кубанских дорог 959,3 миллиона рублей.
Дети бывшего дорожника и мэра Сочи
332,2 миллиона рублей получит Красноармейское дорожное ремонтно-строительное управление. Оно будет отвечать за дороги в Калининском и Красноармейском районах (161,2 миллиона рублей), а также в Анапе, Новороссийске и Темрюкском районе (171 миллион).
ООО «Красноармейское ДРСУ» было образовано в 2007 году и зарегистрировано в станице Полтавской Красноармейского района. Директор — Александр Немна. В 2021 году прибыль компании составила 60,5 миллиона рублей при выручке в 3,1 миллиарда. За всё время с фирмой было заключено 657 госконтрактов на общую сумму в 24,4 миллиарда рублей.
По данным системы «Контур.Фокус», акциями Красноармейского ДРСУ владеют несколько человек. Это Игорь Сердюк (33,3%), Елена Юрьевна Кияшко (16,7%), Николай Владимирович (20%) и Татьяна Владимировна (13,3%) Афанасенковы.
Последние, судя по всему, брат и сестра. Их отец — тезка и однофамилец человека, которого в 2001 году губернатор Александр Ткачёв назначил руководителем Краснодарского краевого госучреждения «Дорожный комитет».
Затем Владимир Афанасенков был начальником Управления федеральных автомобильных дорог по краю, возглавлял Дирекцию по строительству и реконструкции дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства и Дирекцию по реализации федеральной целевой программы развития Сочи как горноклиматического курорта в 2006–2014 годах.
В феврале 2008 года Афанасенкова назначили вице-губернатором края по вопросам подготовки Сочи к проведению Олимпиады-2014. В апреле того же года он занял должность исполняющего обязанности главы Сочи, а в июне одержал победу на досрочных выборах мэра.
Правда, уже в конце октября Афанасенков подал заявление об отставке. Как писала «Новая газета», одной из причин отставки Афанасенкова могло стать недовольство федеральных властей темпами возведения олимпийских объектов на курорте.
Но вернемся к дорогам. Красноармейское ДРСУ учредило в 2021 году Ялтинское ДРСУ в Крыму, а в 2016-м — Усть-Лабинское ДРСУ. Именно последнему предприятию достались 292,15 миллиона рублей за содержание в этом году дорог в Усть-Лабинском и Кореновском районах.
В 2021 году выручка компании составила 790,2 миллиона рублей, а прибыль — 9,1 миллиона. За всё время с фирмой заключили 82 госконтракта на сумму 5,8 миллиарда рублей.
По данным системы «Контур.Фокус», 50% акций в Усть-Лабинском ДРСУ в разных долях владеют Игорь Сердюк, Анатолий Юрьевич и Елена Юрьевна Кияшко, а также Николай Владимирович и Татьяна Владимировна Афанасенковы.
Сердюк, Афанасенковы и Кияшко связаны между собой через еще ряд фирм в станице Полтавской. Например, они учредили компанию «Спектр-М» по производству готовых металлических изделий (прибыль 33,9 миллиона рублей в 2021 году), компанию «Долстрой» по строительству жилых и нежилых зданий (в прошлом году ничего не заработала), а также фирмы «Дорполтавсервис» и «Маркер», занимающиеся строительством дорог (прибыль 265 тысяч и 14,6 миллиона рублей соответственно).
Еще 50% в Усть-Лабинском ДРСУ принадлежат Евгению Никогда. Он фигурировал в расследовании Глеба Пьяных про бывшего вице-губернатора Кубани и министра транспорта Анатолия Вороновского, которое журналист выпустил пару лет назад.
Пьяных рассказал, что в 2019-м было проведено сканирование трассы между станицами Выселки и Кирпильская. Выяснилось, что на дороге есть 150 квадратных метров поврежденного полотна. После этого краевые власти объявили тендер на ремонт трассы. Правда, отремонтировать подрядчику почему-то нужно было 37 тысяч квадратов — это в 330 раз больше выявленной площади повреждений.
Ремонтом трассы за 162 миллиона рублей занялось как раз-таки Усть-Лабинское ДРСУ. Глеб Пьяных увидел в превышении сметы сговор Вороновского и Никогда. Он утверждал, что после того как Никогда передали Усть-Лабинское ДРСУ, компанию «завалили заказами на миллиарды рублей».
Как бы то ни было, Красноармейское и Усть-Лабинское ДРСУ получат за содержание кубанских дорог в этом году 624,35 миллиона рублей.
Фирма, из-за которой у бывшего вице-мэра Краснодара были обыски
Самый первый контракт в этом году стоимостью 40 миллионов рублей и сроком исполнения до 29 апреля на содержание дорог в Динском районе, Краснодаре и Горячем Ключе достался непубличному акционерному обществу «Дорожно-строительное управление № 1» (ДСУ № 1).
Затем ДСУ № 1 получило контракт стоимостью 218,5 миллиона рублей на содержание дорог до конца года в Краснодаре и Динском районе, а Горячий Ключ «отошел» другому подрядчику. В сентябре с компанией был заключен второй контракт стоимостью 319 миллионов на дороги в краевом центре и в Динском районе.
Таким образом, в этом году за содержание кубанских трасс фирма получит 577,5 миллиона рублей.
По данным «Контур.Фокуса», ДСУ № 1 было образовано в 2005 году и зарегистрировано в Краснодаре. В 2021 году выручка компании составила 1,4 миллиарда рублей, а чистая прибыль — всего 40,2 миллиона.
Мы подробно рассказывали о фирме в этом материале. Так, с 2019 по 2021 год ДСУ № 1 получило 1,2 миллиарда рублей на ремонт дорог в Краснодаре в рамках нацпроекта БКД.
В октябре прошлого года у вице-мэра Артема Доронина прошли обыски, которые были связаны с возбуждением уголовного дела против гендиректора предприятия, который похитил 880 тысяч рублей при ремонте дорог в городе. «РБК Краснодар» со ссылкой на источники писал, что речь идет про ДСУ № 1 и его директора Игоря Титаева. Спустя недолгое время после обысков Доронин покинул пост вице-мэра, а вот Титаев, судя по всему, по-прежнему руководит компанией.
Кто еще содержит кубанские дороги
С тройкой подрядчиков, которой досталось больше всего денег, разобрались. Теперь кратко пробежимся по остальным компаниям и их зонам ответственности.
За дороги в Выселковском, Кущевском, Павловском и Крыловском районах будет отвечать Павловское ДРСУ. За это фирме заплатят 478,2 миллиона рублей.
НАО «Павловское ДРСУ» было зарегистрировано в 2005 году в станице Павловской. Гендиректор — Игорь Морозов. В 2021 году выручка компании составила 458,9 миллиона рублей, а прибыль — 5,9 миллиона. За всё время с фирмой заключили 198 госконтрактов на общую сумму 4,5 миллиарда рублей.
В зону ответственности ДСУ № 7 вошли дороги в Гулькевичском, Кавказском, Тбилисском и Новокубанском районах (207,7 миллиона рублей), а также в Мостовском и Белореченском (155,7 миллиона).
АО «ДСУ-7» образовали в 1998 году в Гулькевичах. Гендиректор — Михаил Правда. В 2021 году выручка компании составила 1,4 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 5,1 миллиона. За всё время фирма получила 234 госконтракта на общую сумму 9,5 миллиарда рублей.
За дорогами в Каневском и Тимашевском районах будет следить Каневское ДРСУ (325,5 миллиона рублей).
НАО «Каневское ДРСУ» зарегистрировали в 2005 году в станице Каневской. Гендиректор — Сергей Надеин. Выручка компании составила 856,1 миллиона рублей в 2021 году, а прибыль — 7,9 миллиона. За всё время с фирмой было заключено 317 госконтрактов на общую сумму 6,4 миллиарда рублей.
Содержание сочинских дорог обойдется бюджету в 291,58 миллиона рублей на этот год. Контракт достался Дагомысскому ДРСУ.
ГУП КК «Дагомысское дорожное ремонтно-строительное управление» было образовано в 1994 году в Сочи. Директором с этого года является Дмитрий Бекетов. В 2021 году фирма показала убыток в 287,8 миллиона рублей. За всё время своего существования компания получила 256 госконтрактов на общую сумму 19,3 миллиарда рублей.
Отметим, что в октябре этого года ростовское ООО «Звезда» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании Дагомысского ДРСУ банкротом.
С начала марта и по конец апреля за содержание дорог в Геленджике отвечала фирма «Дортранссервис». За это ей заплатили 36,9 миллиона рублей. Затем за город-курорт взялся другой подрядчик, а «Дортранссервис» стал отвечать за содержание дорог до конца года в Ейском, Староминском, Щербиновском и Ленинградском районах. Для этого с фирмой заключили два контракта общей стоимостью 250,8 миллиона рублей.
ООО «Дортранссервис» было образовано 6 апреля 2005 года и зарегистрировано в адыгейском ауле Понежукай. Директор — Аскер Хабаху, брат адыгейского депутата Юрия Хабаху. В 2021 году выручка фирмы составила 4,2 миллиарда рублей, а прибыль — 98,8 миллиона.
«Дортранссервис» хорошо известен краснодарцам. Именно эта фирма в последние годы заработала больше всего денег на ремонте дорог в городе в рамках нацпроекта БКД, а в 2022-м стала единственным исполнителем такого рода контракта. В рамках нацпроекта на 2023 год, который уже выполняют досрочно, «Дортранссервису» достался контракт стоимостью почти в миллиард рублей.
За содержание дорог в Белоглинском, Новопокровском и Тихорецком районах в этом году будет отвечать Новопокровское ДРСУ. Дорожной службе заплатят за это 182,8 миллиона рублей.
НАО «Новопокровское ДРСУ» было образовано в 2006 году в станице Новопокровской. Гендиректор — Александр Радаев. В 2021 году выручка компании составила 598,6 миллиона рублей, а чистая прибыль — 6,3 миллиона. За всё время ДРСУ получила 311 госконтрактов на общую сумму 4,8 миллиарда рублей.
Не сказать, что ДРСУ содержит дороги в идеальном состоянии. Так, в январе этого года в Новопокровском районе на скользкой дороге машина скорой помощи попала в ДТП, пострадали четыре человека. Как заявили в краевом ГИБДД, причиной аварии стали недостатки эксплуатационного состояния проезжей части, которые не устранило ДРСУ.
Фирме «АНТ» достались дороги в Брюховецком и Приморско-Ахтарском районах (142,5 миллиона рублей).
ООО «АНТ» было образовано в 1995 году в Приморско-Ахтарске. Директор с этого года — Николай Андрощук. Единственный ныне учредитель — Андрей Дмитриевич Шикора. В 2021 году выручка компании составила 791,5 миллиона рублей, а прибыль — 44,6 миллиона. За всё время с фирмой заключили 187 госконтрактов на общую сумму 7 миллиардов рублей. Также «АНТ» входит в число учредителей приморско-ахтарской телерадиокомпании АТВ.
С июля месяца и до конца года за дороги в Геленджике и Туапсинском районе отвечает «АльфаСтрой». За содержание трасс в этих муниципалитетах фирма получит 122,5 миллиона рублей.
ООО «АльфаСтрой» зарегистрировали в 2007 году в селе Мессажай Туапсинского района. Директор — Сергей Баранов. По данным системы «Контур.Фокус», 50% принадлежат Александру Александровичу Фролову (он также является гендиректором и одним из учредителей фирмы по строительству мостов и тоннелей «Мостобурстрой»), еще 50% — ООО (какому именно — не указано). В 2021 году выручка компании составила 312,9 миллиона рублей, а прибыль — 22,6 миллиона. За всё время фирма получила 33 госконтракта на общую сумму 2,4 миллиарда.
В зону ответственности ДСУ № 4 вошли дороги в Армавире и Успенском районе (117,8 миллиона рублей).
ООО «Дорожно-строительное управление № 4» было образовано в 2008 году в Армавире. Гендиректор — Андрей Киселев. Учредители — Валентина Нехай и Адам Ниров. Им в равных долях принадлежат почти все акции. Также микродолей владеет Асланбек Кашиев. В 2021 году выручка составила 916 миллионов рублей, чистая прибыль — 34,7 миллиона. За всё время фирма получила 114 госконтрактов на сумму 3,8 миллиарда рублей.
Ранее портал 93.RU писал о том, что Краснодарский край занял третье место в России по качеству автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Рейтинг составили аналитики РИА «Рейтинг».