Государственная граница из России в Абхазию сильно усложняет жизнь жителям двух стран, поскольку связи между ними очень тесные. Жители Абхазии лечатся в Сочи, приезжают закупиться одеждой и обувью, материалами для ремонта, да много за чем. Жители Сочи ездят в Абхазию в гости, у кого-то там, на местных кладбищах похоронены родственники, у кого-то есть недвижимость. И вроде бы и ехать совсем недолго, но любую поездку омрачает переход государственной границы через пункт пропуска «Псоу». Особенной проблемой становится такая поездка летом, когда в Абхазию устремляются тысячи отдыхающих. Несмотря на то что пункт пропуска построили к Олимпиаде в Сочи, из-за круглосуточной его эксплуатации, конечно, он начал ветшать, да и пропускная его способность не увеличена, зато количество туристов в свете последних событий существенно выросло, в этом году ожидается вообще рекордное количество туристов на фоне ситуации в мире.
Многочасовые очереди на границе на жаре
— Мы стараемся летом вообще из Абхазии не выезжать в Россию, потому что очереди жуткие на границе. Где автомобильный пункт пропуска, там в здание пускают только зимой, летом нужно стоять в очереди на улице, на жаре и духоте. Есть навес от дождя и солнца, но нет мест для сидения. Просто люди стоят часами, старики, дети. Это мучение, конечно, — рассказала жительница Гагры Хатуна. По ее словам, при этом, несмотря на все трудности, ее знакомые граждане Абхазии не хотят, чтобы границу убирали совсем, ведь это независимое государство, а вот упростить ее проход очень надо. Тогда бы фермеры смогли перевозить в Россию свою продукцию без проблем и там реализовывать, соответственно, и сельское хозяйство стало бы развиваться в республике. И не пришлось бы завозить продукцию из России, и продукты были бы дешевле, говорят жители Абхазии.
Жительница Иркутска Светлана Боева рассказала, что в прошлом году ее дочь упала в обморок прямо во время перехода границы.
— Было очень жарко, мы простояли больше часа на ногах, сесть было некуда, девочке было тогда 14 лет. Она мне говорит: « Мама, я теряю сознание». И рухнула мне на руки, там же ее водой отлили, посадили прямо на заплеванный тротуар. Конечно, граница — это ужасное место, почему-то там всегда очень грязно, — говорит Светлана, обратно из Абхазии решили выезжать ночью, тогда народу там не было. Пешеходный пункт пропуска тоже не очень приятное место, узкий коридор из заборов под открытым небом и бесконечный мусор в кустах. В таких условиях можно стоять часами, прежде чем попадешь в задние пункта пропуска. Сесть там точно негде. В сезон, особенно в июле-августе, уже с раннего утра на улицах Адлера, которые ведут на пункт, начинают собираться пробки, так было в майские праздники, так будет с началом курортного сезона. При этом все прекрасно понимают, что убрать границу между Россией и Абхазией полностью — невозможно.
Ликвидация или упрощение?
В Госдуме РФ прошло заседание комитета по делам СНГ, обсуждали, в частности, и вопрос упрощения перехода госграницы между странами. СМИ тут же растиражировали информацию, что российско-абхазскую границу планируют открыть, пункт пропуска ликвидировать, ссылаясь на слова председателя комитета по делам СНГ Леонид Калашникова.
Абхазы напряглись, они очень трепетно относятся к своему суверенитету, который отстояли ценой жизней многих своих граждан. Но первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин поспешил прокомментировать обсуждение и заявил, что никто не думает покушаться на суверенитет независимой республики, но процедуру перехода госграницы необходимо упростить и как можно скорее, в ближайшее время в Абхазию поедут много тысяч туристов, если учесть, что транспортная доступность Крыма и южных городов, кроме Сочи, в этом году очень низкая. Депутат считает, что можно рассмотреть пример границы между Россией и Белоруссией, на которой никаких пунктов пропуска нет вообще. На реконструкцию КПП планируется потратить почти 5 миллиардов рублей, в июле Минтранс планирует заключить контракт, на создание проекта и реконструкцию уйдет несколько лет, а решать проблему с доступностью абхазских курортов нужно решать уже сейчас, считает Константин Затулин.
— Мы собираемся тратить большие деньги на переоборудование КПП, на самом деле речь должна идти о том, чтобы ее вообще снять. Наверное, к этому не прийти сразу, но к этому надо стремиться, это заложено в том договоре, который мы подписали в 2014 году, о том, что нам необходимо в течение двух лет упростить до минимального все процедуры по пересечению российско-абхазской границы, — заявил депутат в интервью «Спутник Абхазия». Он отметил, что российская служба, в том числе пограничная, привлечены совместно с абхазской к охране границы Абхазии с Грузией на реке Ингур. Там и нужно создавать серьезную инфраструктуру, считает Константин Затулин. Правда, процедура упрощения прохождения госграницы тоже процедура небыстрая, необходимо разработать множество двухсторонних документов, в любом случае последние слова и решения за главами стран. По мнению депутата, первым шагом к упрощению перехода границы может стать объединение российского и абхазского пунктов пропуска. Тем более последний работает фактически номинально, никакой базы данных у абхазских таможенников нет, они проверяют документы чисто визуально, основную работу проводит российская сторона.
— Большинство жителей Абхазии — граждане России, одновременно с тем, что они являются гражданами Абхазии. Да, в Абхазии есть оружие, надо заниматься тем, чтобы, как во времена президента Багапш, его собирали у населения, в том числе создавали стимулы, чтобы сдавали оружие. Разве в Белоруссии нет оружия, почему тогда российско-белорусская граница в одном режиме, а российско-абхазская — в другом? На самом деле это инерция предыдущего подхода и наведенные страхи. Да, в Абхазии есть преступность, с ней надо бороться, она есть и в России, но это не что-то экстраординарное, — заявил Константин Затулин.
Глава МИД Абхазии Инал Ардзинба рассказал, что о ликвидации пограничного пункта на реке Псоу решение не принято. Он отметил, что планируется создать двухстороннюю рабочую группу, которая будет работать только над процедурой упрощения перехода госграницы, а не над ликвидацией КПП «Псоу».