Нынешний «шторм века», который пронесся по побережью Черного моря 27 ноября 2023 года, не единственный такой мощи. Попросили сочинского краеведа Владимира Костиникова написать статью про страшный ураган, который вошел в историю XIX века.
Крушение «Варны» и «Мессемврии»
Шторм 30 мая 1838 года погубил корабли, которые привезли войска генерала Андрея Михайловича Симборского, основавшие в устье реки Сочи крепость Александрию. Не помогло даже то, что обрасопили рудер-пис кнехтовыми канатами!
В «Журнале отряда Симборского» сообщалось, что 30 мая первый раз со времени нахождения отряда в устье реки Сочи подул ветер, сначала слабый, но при этом в полдень начала сильно усиливаться зыбь, к 8 вечера ветер развел сильное волнение, и вода покрывала уже весь морской берег.
Сначала вся забота была о спасении лежащего на берегу строевого леса и разных стройматериалов, привезенных из Ростова. Но в 10 вечера на берег было выброшено первое одномачтовое купеческое судно, потом другое, двухмачтовое, затем трехмачтовое и остальные купеческие двухмачтовые. Все к югу от строящегося укрепления. Люди с купеческих кораблей по мере того, как последние выбрасывало, были спасаемы снаряженной от отряда командой под распоряжением флотского лейтенанта Скоробогатова и спасены все до одного в числе 91 человека.
Фрегат «Варна» и корвет «Мессемврия» еще держались на якорях, но часто жгли фальшфейеры, извещающие о близкой опасности. Сразу после полуночи стало заметно, что огни «Мессемврии» отдаляются в сторону Адлера и перестали быть видны.
Из рапорта командира «Варны», капитана 2-го ранга А. А. Тишевского известно, что сняться с якоря и уйти на парусах в море не смогли из-за слабого ветра при сильной зыби, относившей к берегу. Решили держать якорную стоянку. Кроме даглистового якоря, был брошен плехтовый якорь. Когда начался сильный ветер, начались сильные повреждения на фрегате, валы воды переходили поперек и вдоль. Воду приходилось откачивать помпами. В полночь фрегат стал дрейфовать, бросили еще и бухтовый якорь. Но и это не помогло. Когда корабль стало бить о берег, стало понятно, что надо спасать команду. Это продолжалось до 8 часов утра. Погибло 17 матросов. Последними бросились с фрегата боцман и четыре матроса (двое погибли), с которыми покинул фрегат и капитан Тишевский.
«Варна» была выкинута на берег в двухстах саженях от последнего купеческого судна. В час ночи от спасшегося вплавь матроса узнали, что выкинут на берег и корвет «Мессемврия».
Для спасения людей с фрегата «Варна» Симборским было послано три роты Мингрельского Егерского полка под командой майора полка Резанулова, которым пришлось, спасая своих, защищаться от нападающих горцев. Помощниками майора Резанулова были: лейтенант Скоробогатов, инженер-капитан Горбачевский. Резанулов получил сильный ушиб ноги бревном и вынужден был оставить временно командованию майору его же полка Пышкину.
Из донесения капитана «Мессеврии» капитан-лейтенанта Н. М. Бутакова понятно, что уйти в море собирались и на корвете, но ветер был слабым, и потому было бы невозможно сопротивляться зыби. Чтобы удержаться на месте, спустили все якоря.
Интересно читать донесение, написанное профессиональными терминами. Для спасения корвета «спустили на найтов брам-стеньги», даже «обрасопили рудер-пис кнехтовыми канатами»! Но ничто не помогало!
Поняв, что «Мессемврия» дрейфует, Бутаков приказал рубить все якорные канаты, чтобы хоть как-то сманеврировать и поставить корвет к берегу для удобства спасения команды. Поэтому корвет и отнесло настолько далеко к югу. При столкновении с берегом покалечилось несколько матросов.
В час ночи вплавь на берег отправились три матроса для связи с укреплением. В 3 ночи прапорщик Перембский смог установить веревочную переправу с берегом, по которой перебирались 6 человек матросов с юнкером Филатовым, но на виду команды были взяты в плен черкесами, что и остановило переправу на берег. В 4 часа пришел спасательный отряд.
В помощь «Мессемврии» в три часа ночи отправили майора Антонова с 3 ротами Мингрельского Егерского полка, ротою сапер и 150 милиционерами, что составляло всего около 1000 человек. Войска достигла назначенного места к рассвету.
По прибытии на место майор Антонов послал две роты Мингрельского Егерского полка и милиционеров, чтобы прикрыть корвет со стороны низменного берега, а с прочими войсками занял противоположную часть нагорного, отделив одну роту для спасения экипажа.
Пришлось еще и отбиваться от нападения неприятеля. Строили ложементы, вели сильную перестрелку. Бой шел около двух часов. Потом были еще две атаки в шашки. Отражены. К 8 часам утра большая часть патронов закончилась. Симборский прислал из лагеря патроны в ящиках, но они были намочены сильными волнами, чуть не погибли люди, которые их несли. Так как почти весь экипаж «Мессемврии» уже был спасен, пришлось отступать.
При отступлении в плен попал старший офицер корвета лейтенант Аполлинарий Зарин, который не хотел оставить корабль, пока не будут снесены на берег все больные. Но он дорого заплатил за великодушие. Его взяли в плен со всеми оставшимися на корвете и надолго увели в горы.
Отряд Симборского оказался в очень затруднительном положении. На расстоянии трех верст на одном фланге нужно было оборонять лагерь с госпиталем, выгруженные строительные материалы, на другом фланге спасать экипаж «Мессемврии», а посредине — экипаж «Варны», купеческих судов и их грузы.
Из сухопутных войск погибло 202 человека. Спасено 566 человек. За участие в спасении экипажей солдат наградой объявили: «рубль ассигнациями, чарку вина и фунт рыбы».
Мытарства лейтенанта Зарина
Лейтенант Апполинарий Александрович Зарин, пробывший долгое время в плену, много рассказывал об этом. Сначала они обращались с ним жестоко, почитали его важным лицом и требовали за него выкуп на вес серебра. На пирушках заставляли его пить в честь князьков своих, и когда он отказывался, то надевали ему цепь на шею и приковывали к столбу так, что он должен был стоять на цыпочках, чтоб не быть удавленным. Мальчишки в то же время дразнили его, издевались над ним и дергали за цепь, что весьма его мучило. Одни женщины его кормили и утешали. Постоянно отталкивая от себя заздравную чашу за князей, он скоро заметил, что горцы переменили с ним обращение, сняли с него цепь, обходились благосклонно и заставляли только беспрестанно писать письма к родным и в лагерь и ото всех требовать значительного выкупа. Но так как ответов на эти послания не было, то и акции на его особу мало-помалу упали, и он был выкуплен наконец за 1000 руб. серебром.
В июле 1842 года Зарин, командуя бригом «Эндимион», спас сочинское укрепление от нападения нескольких тысяч горцев.
На месте крушения кораблей много раз проводились водолазные работы. Часть пушек и прочих металлических вещей достали еще в начале ХХ века. В результате последних исследований со дна моря (напротив Сочинского цирка) подняли пушки «Мессемврии». Часть из них предприимчивые люди аккуратно утащили к санаторию «Авангард», где сделали подводную композицию «кораблекрушение» и устраивали бизнес-погружения с аквалангами.
Часть пушек работники Хостинского музея предложили установить в виде памятного знака у места гибели корвета, но идею не одобрила администрация, и пушки увезли во двор городского музея на улице Воровского, где морские орудия зачем-то установили в макет крепостной стены.