В Сочи всегда жило спортивное население, оно не только занималось разными видами физической культуры и спорта, но и проводило масштабные соревнования. Сочинский краевед Владимир Костиников нашел данные о некоторых турнирах, которые вошли в историю.
Скачки
Этот вид спорта, к которому в начале XX века было особенно расположено местное начальство.
18 апреля 1904 года на большой площади (теперь там ж/д вокзал) близ кладбища было устроено большое народное гулянье со скачками на призы, джигитовкой и народными танцами. Сбор с гулянья был предназначен в пользу Красного Креста. На скачки было доставлено до 12 лошадей: из Сочи, из черкесских селений сочинского округа и даже из Гудауты и Сухума. Все три приза были получены лошадьми черкесов: второй приз (лошадь) получил черкес-стражник, а первый (часы и лошадь) и третий (часы и десять рублей) получили черкесы сёл Красно-Александровки Сочинского округа. После скачек и джигитовки на особой площадке были устроены народные танцы. Всего выручено 380 с лишним рублей, из которых на призы и устройство ипподрома для скачек, музыку и прочее израсходовано около 226 рублей. Таким образом, в пользу Красного Креста поступило около 125 рублей.
26 сентября 1904 года по инициативе начальника Сочинского округа и под его личным наблюдением были устроены скачки на разные дистанции с призами. Теперь сбор со скачек предназначался в пользу раненых, присылаемых в Сочи с Дальнего Востока. Доход от билетов — 375 рублей. Скачки посетили статс-секретарь Сергей Юльевич Витте и черноморский губернатор Евгений Николаевич Волков.
Борьба
Этот вид широко был распространен в среде турок, живших на территории Сочи. Борьба была обязательной частью цирковых программ. Приезжали атлеты и на заработки.
27 апреля 1903 года в Сочи начались представления русского цирка Ф. М. Вяльшина. Большую поддержку в сборе оказала борьба, назначавшаяся почти ежедневно в последние дни выступлений. Победителем в ней оказывался каждый раз молодой цирковой атлет и борец г. Иванов.
Разозленные проигрышами, местные турки-борцы убили русского молодого человека, приняв его за Иванова. У меня есть серьезное подозрение, что г. Иванов — это не кто иной, как знаменитейший атлет Иван Поддубный! Дело в том, что точно известно о выступлениях Поддубного в цирке Вяльшина на гастролях в Новороссийске.
4 июля 1904 года в Сочи на заработки приехал один из самых скандальных в России атлетов-борцов Де Фосс и выступал в Ермоловском парке. Во время представления хитрец Де Фосс устроил так, чтобы боролись между собой два местных штукатура, затем еще двое, потом Фосс только сломал ржавую подкову и объявил представление оконченным. Начальник участка арестовал кассу (около 120 рублей). Фосс благоразумно скрылся из парка.
12 августа 1910 года в сочинском цирке состоялся бенефис атлета, победившего самого Ивана Поддубного, — Клементия Буля. Кстати, у него была дача на Мацесте, где он жил некоторое время после революции. Были борцовские схватки и между местными атлетами-любителями. 2 августа 1908 года газета «Черноморское побережье» сообщила о состязании по швейцарской борьбе в городском парке между турком Карихманом-Сулейманом-Топалом-оглы и служащим городской управы Андреем Маринюком. Швейцарская борьба окончилась тем, что турок подставил ножку господину служащему управы и совсем по-русски повалил его на землю, при громком ликовании турок.
«Так, управа потерпела фиаско на поприще мускульного спорта», — писала газета.
Большой интерес у сочинцев вызвала… женская борьба. 30 июля 1911 года в цирк г. Зуева, гастролирующего в Сочи, приехал чемпионат дамской борьбы, который поднял сбор почти втрое!
Футбол
22 сентября 1913 года состоялся первый футбольный матч в Сочи. Проходил он на уже знакомой нам площади у кладбища. 6 июля 1913 года команда Сочи выезжала в Хосту на состязание по футболу с местной сборной.
Сообщение местной газеты: «Игра началась очень оживленно, причем в течение первого хавтайма нападение находилось почти всецело в руках сочинцев. Первый хавтайм кончился счетом 4:1 в пользу сочинцев. Во втором хавтайме игра велась ровнее и закончилась 1:1. Общий результат игры: 5:2 в пользу сочинской команды.
Состав команды-победительницы: голькипер — Сатин, беки — Федоров II-й, Александриа, Лордкипанидзе, форварды — Окулич, Федоров I-й, Куньев, Головин и Авдеев». (Орфография газетной заметки сохранена.)
Футбол входил в программу подготовки «потешных» детей-пожарных. Но это отдельная история о том, как взрослые сочинцы как-то самоустранились и несколько лет в Сочи пожары тушили… дети.
Лаун-теннис
Лаун-теннис — так тогда называли большой теннис, появился летом 1902 года в Ермоловском парке (теперь им. Фрунзе). Там были устроены площадки для детских игр, горки, «гигантские шаги», места для гимнастики, теннисные площадки. Про теннисные площадки сочинцы всегда с гордостью добавляли: «Бетонные!» Модная штука был тогда бетон.
Велосипедный спорт
По Новороссийско-Сухумскому шоссе постоянно проезжали путешественники на велосипедах (к примеру, Георгий Сорохтин — основатель Новороссийского музея), как-то проехала пара молодоженов из Екатеринодара. Регулярно устраивались соревнования между сочинцами, а однажды сочинский велосипедист выиграл гонку с… пароходом.
21 ноября 1913 года газетчик Прохор Сазонович Ганьков из-за того, что не мог зайти пароход с почтой в Сочи, поехал на своем велосипеде в Гагры, чтобы забрать там газеты для продажи. Несмотря на то что пароход шел с попутным ветром, т. е. с усиленной скоростью, Ганьков приехал в Гагры в момент прибытия туда же парохода. Пробыв около часа в Гаграх, Ганьков с тюком газет около 2 пудов отправился обратно в Сочи, но подле Адлера нагнал его автомобиль, которому он отдал весь свой груз. Отдохнув в Адлере и Хосте, Ганьков прибыл в Сочи почти на час ранее прихода автомобиля.
Расстояние от Сочи до Гагр и обратно — 140 верст — пройдено Ганьковым за 6 часов, из которых почти два часа надо высчитать на отдых. Таким образом, он обогнал и пароход, и автомобиль!
Автогонки
22 сентября 1911 года в Сочи прибыли автомобили автосостязания Новороссийск — Гагры, что было продолжением масштабного тура Петербург — Севастополь. Участники соревнования вместе со своими автомобилями прибыли из Севастополя в Новороссийск на пароходе «Инженер Авдаков». Автопробег Новороссийск — Гагры был организован Гагринской климатической станцией. Руководил состязанием вице-президент Российского императорского автомобильного общества флигель-адъютант В. В. Свечин. Из 29 автомобилей, стартовавших из Новороссийска, в Гагры прибыли 26. Главным итогом этого спортивного мероприятия стало то, что на деле была доказана возможность и практическая выгода автомобильного сообщения вдоль Черноморского побережья по Сухумскому шоссе. Первое место занял граф Александр Коловрат.
Мотогонщикам в Сочи не понравилось. 10 апреля 1914 года через Сочи проехали на мотоциклетах ростовские гонщики гг. Громов и Чижов, выехавшие из Ростова за несколько дней до того. По словам путешественников, шоссе весьма хорошо для езды, но слишком крутые повороты не дозволяют разогнаться больше, чем 20 верст в час. Сочи путешествующих встретил негостеприимно, продав им бензин по 30 копеек за фунт против 8 копеек существующих везде.
Соревнование по танцам
10 марта 1912 года состоялся благотворительный бал и танцевальный вечер Эллинского общества в помещении Общественного собрания с выдачей призов кавалеру и даме за лучшее исполнение танцев.
Материальный результат — около 1000 рублей чистого дохода, который пошел в пользу училища. Был выпит весь запас шампанского, имевшийся в Сочи. Никто из представителей других видов спорта себе такого не позволял!