Пункты выдачи популярных маркетплейсов открываются в Сочи на каждом шагу, даже в селах теперь можно получить свои заказы с Озон, Wildberries, Яндекс Маркета, Ламоды. Чем ближе Новый год, тем больше на них нагрузка.
— Посмотрите, у нас даже пройти уже негде, все заставлено. Заказывают все — унитазы, шины, столы, стулья, шкафы, люстры, обои, зеркала, особенно популярен собачий и кошачий корм в больших объемах, грунт для цветов. А сейчас пошли елки, гирлянды, игрушки, подарки. Мне присесть некогда, — говорит сотрудница пункта Озон в Верхневеселом Марина. По ее словам, примерно год назад в селе был всего один пункт выдачи маркетплейсов, теперь их 10 и работы для всех хватает.
«Зайдите, может что-то понравится»
Прохожу мимо бутиков с одеждой, обувью и сумками в центре Адлера. Продавцы стоят на улице и явно скучают.
— Девушка, зайдите, может что-то понравится. У нас сегодня ни одного посетителя, даже на аренду не заработали, — говорит одна из них. Захожу, вещи с «Садовода» продают в три дорога. Бархатные спортивные костюмы в стразах за 6 тысяч рублей, модные угги — за 10 тысяч. Утверждают, что замша натуральная. Точно такие видела на маркетплейсе за тысячу в «черную пятницу». Весь ассортимент бутика состоит из точно таких же вещей, которые продаются на Wildberries. Только наценка в 300 процентов.
— У нас раньше туристы хоть заходили. Люди приехали на курорт и хотели прибарахлиться. Но теперь и они умные стали. Все заказывают в интернете, даже купальники, лежаки, сланцы. В Сочи быстро заказы доставляют. Пока они летят к нам, товары уже ждут их в пункте выдачи. Маркетплейсы нас уже почти похоронили, — говорит продавец Лаура. Ее бизнес загибается, продавцов пришлось уволить, сама встала за прилавок, нечем платить за аренду, а если снизить цены, то все равно придется работать в убыток. Поэтому сидят в ожидании покупателей и надеются, что перед Новым годом скупят все.
— Стоимость аренды помещения зимой 350 тысяч рублей в месяц, летом на 100 тысяч больше. Вот и посчитайте, сколько нужно денег, чтобы покрывать аренду и зарабатывать. Плюс еще коммунальные платежи, налоги. Сейчас все небольшие ИП в Сочи загибаются, да и в крупных торговых центрах народу не много, — утверждает Лаура.
«Зашла в торговый центр и дар речи потеряла»
Жительница Сочи Лариса Мальцева уже давно все покупает по интернету. Ремонт в квартире сделала полностью из материалов, которые заказывала на маркетплейсах. Там же выбирала мебель и все аксессуары, по ее подсчетам, таким образом сэкономила не менее 500 тысяч рублей.
— В Сочи нет сетевых строительных гипермаркетов. Везут из Краснодара из «Леруа» и продают у нас здесь с огромной накруткой. Ехать самой туда не удобно, это нужно грузовик заказывать. Мне подруга из Москвы подсказала, что все можно заказать на Озоне, Wildberries и Яндекс Маркете, доставят и домой привезут. Мне даже душевую кабину доставили, всю мебель. Очень удобно, — говорит Лариса. Тем более в Сочи отделочные материалы и мебель просто так не купишь, нужно ждать, когда закажут и привезут. Да и выбор в местных магазинах не большой. А еще по интернету девушка заказывает одежду себе и ребенку, всю бытовую химию, электроприборы, косметику, краску для волос, а теперь и продукты питания — крупы, чай, конфеты, сухофрукты. Удобство еще и в том, что можно почитать отзывы реальных покупателей, а если не понравиться товар без проблем сдать.
— Недавно зашла ва торговый центр и дар речи потеряла, давно там не была. Когда у нас одежда из масс-маркета стала такой дорогой? «Остин», «Зара», Lime. Там футболки от 3 тысяч рублей теперь, а верхняя одежда вообще больше 10 тысяч. Все тоже самое, этих же фирм, я покупаю на маркетплейсах за тысячу, полторы, куртку недавно купила за 5 тысяч. Бродила я по «Сити Плаза» в Адлере, народу нет почти, продавцы скучают, тоска, — рассказала Лариса. Сочинские бутики и вовсе проигрывают неравную схватку с интернет-магазинами. И в любом случае проиграют, поскольку аренда торговых площадей только растет.