Страна и мир Тайные подземные церкви, монахи-пустынники. Краевед восстановил историю появления монастырей в Сочи

Тайные подземные церкви, монахи-пустынники. Краевед восстановил историю появления монастырей в Сочи

Особенно не сладко им пришлось в годы становления советской власти и священнослужители уходили в лес

Свято-Троицкий монастырь  | Источник: предоставлено Владимиром Костиниковым Свято-Троицкий монастырь  | Источник: предоставлено Владимиром Костиниковым

Свято-Троицкий монастырь

Источник:

предоставлено Владимиром Костиниковым

Первые монахи в Сочи появились в годы Кавказской войны. По указу Николая I в Черноморские береговые укрепления были отправлены из Балаклавского монастыря иеромонахи, которые должны были исполнять все обязанности приходских священников. Поочерёдно в сочинском Навагинском укреплении исполняли службу иеромонахи Августин, Макарий, Ксенофонт.

Первый монастырь

Первый сочинский монастырь был открыт 22 мая 1903 года. Это был Свято-Троицкий монастырь, давший название селению Монастырь, что до сих пор существует на Краснополянском шоссе.

Газета «Черноморское Побережье» № 131 от 18 июня 1903 г. сообщала:

«Сочи. 22 мая с. г. состоялось освящение и открытие вновь устроенного близ Адлера Свято-Троицкого Монастыря. Идея и заботы по устройству, надзор за постройками и проч. принадлежат бывшему настоятелю Кизильташского монастыря в Крыму, иеромонаху о. Маркиану, ходатайством которого получено было для монастыря от министерства земледелия и государственных имуществ около 400 десятин земли неподалеку от горы Ахцу, по дороге в Красную Поляну. На этой земле построен о. Маркианом прекрасный деревянный храм и в настоящее время притуплено к постройке гостиницы для богомольцев. Местоположение монастыря прекрасное, с чудным горным воздухом и видом на окрестности. Близ монастыря имеется богатый источник углекислой воды, не уступающей по своим качествам нарзану. Нахождение при монастыре храма, вмещающего более 1000 человек молящихся, даст возможность окружающим поселянам, удаленным обыкновенно от церквей на большие расстояния, свободно отправлять свои религиозные нужды».

В Кизильташском монастыре при настоятеле Маркиане число братии увеличилось до 65 человек. Настоятель занимался просветительством, перевёл на русский язык и издал житие святого покровителя монастыря Стефана Сурожского.

Настоятель Маркиан перевел на русский язык житие святого Стефана Сурожского | Источник: предоставлено Владимиром Костиниковым Настоятель Маркиан перевел на русский язык житие святого Стефана Сурожского | Источник: предоставлено Владимиром Костиниковым

Настоятель Маркиан перевел на русский язык житие святого Стефана Сурожского

Источник:

предоставлено Владимиром Костиниковым

Но при этом иеромонах Маркиан вызвал недоверие других монахов Кизильташского монастыря. В 1897 году часть братии во главе с монастырским священником Никитским, иеромонахом Афанасием, иеродиаконом Антонием и иеродиаконом Трифоном стала выражать недоверие настоятелю Маркиану, который, по их мнению, злоупотребляя служебным положением, допускал финансовые нарушения, поощрял доносы, осуществлял незаконное вскрытие и чтение писем иноков.

2 апреля 1899 года иеромонах Маркиан «определением таврического епархиального начальства» был «уволен от настоятельства».

22 мая 1900 года уже больше не настоятель, а «духовник Кизильташской киновии иеромонах Маркиан и отставной коллежский асессор Николай Соколов» подали прошение «об учреждении мужского монастыря на Черноморском кавказском побережье». Отец Маркиан и его помощник писали о том, что желали бы устроить при обители «церковно-приходскую школу с ремесленным и сельскохозяйственным отделениями, больницу и санаторию, преимущественно для лиц духовного звания».

Монастырь собирались строить возле Туапсе, но строительство её разрешили по дороге в Красную поляну.

22 июня 1902 года по царскому указу новая обитель получила земельный надел.

Решение Священного Синода об открытии монастыря | Источник: предоставлено Владимиром Костиниковым Решение Священного Синода об открытии монастыря | Источник: предоставлено Владимиром Костиниковым

Решение Священного Синода об открытии монастыря

Источник:

предоставлено Владимиром Костиниковым

По сообщению газеты «Черноморское побережье» в январе 1904 года, в монастыре было братии всего 20 человек, настоящей службы ещё не было, совершали отдельные обряды в молитвенном доме. Строилась деревянная церковь, гордостью которой был прекрасный тисовый иконостас. При монастыре устраивалась гостиница.

В 1905 году посетители рассказывали, что Свято-Троицкий монастырь с Краснополянского шоссе был совсем незаметен, так как был построен в густом лесу. Деревянные ворота с иконой Троицы указывал к нему путь. Дорога круто поднималась к монастырским постройкам. Все постройки были из дерева.

При монастыре был замечательный по качеству и количеству овощей огород, прекрасная пасека, поставленная среди липового леса.

Монахи ловили форель в реке Мзымте. Место было здоровым, малярии в монастыре и окрестностях не было совсем.

Настоятелем стал иеромонах Маркиан | Источник: предоставлено Владимиром Костиниковым Настоятелем стал иеромонах Маркиан | Источник: предоставлено Владимиром Костиниковым

Настоятелем стал иеромонах Маркиан

Источник:

предоставлено Владимиром Костиниковым

Первые ласточки революции

Летом 1907 года, во время Первой русской революции, на монастырь напала группа социалистов-революционеров, которую создал и возглавил учитель села Аибга К. Шульженко. Были похищены деньги монастыря. Группа Шульженко напала на село Ахштырь, с целью получения бланков паспортов и печати, так как Шульженко хотел уйти с новыми документами на Кубань. Сельский старшина А. Коник с односельчанами дали отпор нападавшим. Погиб крестьянин А. Бурьян. Его потомки сообщили мне недавно в личной переписке, что сын убитого с 1908 года стал работать учителем… в школе Аибги, той самой, где работал Шульженко.

Деньги, захваченные в монастыре, революционеры попытались разменять на мелкие купюры на почте в Красной Поляне. Опытный стражник Ян Тидеман тут же арестовал революционера Д. Томсона, который принес 100 рублевую купюру на обмен. В указанном во время допроса Томсона месте стражники устроили засаду, была очень серьёзная перестрелка. На месте перестрелки был найден красный флаг с лозунгом социалистов-революционеров «Земля и воля».

Героических стражников — участников перестрелки, в последний день 1907 года наградил Наместник Кавказа И. И. Воронцов-Дашков серебряными медалями «За храбрость».

А потом на много лет монастырь стал ареной скандалов между настоятелем и братией монастыря.

«Внёс в святую обитель торгашеский дух»

В 1910 году братия подала коллективную жалобу епископу. 25 и 26 февраля по этой жалобе проводилось предварительное дознание духовным отцом-следователем.

Жалоба гласила, что отец Маркиан «внёс в святую обитель торгашеский дух», «эксплуатирует народное религиозное чувство ради своей наживы», «тиранит братию».

То он продает старые для братии сапоги, покупаемый для неё чай, сахар и прочее соседним жителям, а деньги берет себе, не записывая их на приход, утаивая пожертвования в монастырь и лишь часть выводит их по книгам, искусно выводит усиленные расходы, пользуясь для этого фиктивными счетами; угрозами и обманом заставляет братию якобы за неграмотных Ивановых, Петровых и др. подписывать измененным почерком и чужими фамилиями, фальшивые счета; служит в пьяном виде, ругательски ругает монахов. Бегает с палкой за послушниками по церкви во время богослужения, не расстается с револьвером, носит его и в алтарь, и кладет около жертвенника; таскается по судам ежемесячно, измыслив оригинальное оправдание этой повадки в том, что раз монах здесь судится, то на том свете его Бог не будет судить (!), заставляет «ради обета послушания» иноков лгать на суде — давать показание в его пользу и прочее.

Газета «Кубань и Черноморское побережье» № 764 от 6 марта 1910 г. | Источник: предоставлено Владимиром Костиниковым Газета «Кубань и Черноморское побережье» № 764 от 6 марта 1910 г. | Источник: предоставлено Владимиром Костиниковым

Газета «Кубань и Черноморское побережье» № 764 от 6 марта 1910 г.

Источник:

предоставлено Владимиром Костиниковым

Жалобы к епархиальному начальству не помогли братии. В июне 1917 года послушники и монахи Свято-Троицкого монастыря свергли и арестовали Маркиана за грубое обращение с ними. Под арестом она находился 38 суток, пока не был освобожден решением схода крестьян соседнего села, которые посчитали действия монахов чересчур жестокими.

После установления советской власти, по некоторым данным — в 1922 году Свято-Троицкий монастырь был закрыт. Многие монахи поселились в окрестных горах и на своих земельных участках занимались сельским хозяйством. Было даже образовано «Общество монастырского поселения»,

В 1927 году преследование монахов значительно усилилось. Так монах Троицкого монастыря Серафим после закрытия монастыря занимался хлебопашеством и у себя дома организовывал тайные богослужения. 79-летнего старика приговорили к 5 годам. А вот послушника монастыря Луку Свища расстреляли, так как у него нашли винтовку (хотя сам он объяснял, что для охоты на медведей). Живший с ним послушник Семён Савченко был приговорен к 10 годам высылки.

А на месте Свято-Троицкого монастыря действовала коммуна имени Крупской.

Монахи-пустынники и суровые условия

Кроме монахов Свято-Троицкого монастыря в окрестностях Сочи жили сотни монахов-пустынников. Туапсинская газета «Берег Кавказа» в 1912 году сообщала, что от Новороссийска до Батума нашли себе приют около 700 пустынников! Жили они в суровых условиях. Вот описание этих аскетичных условий одного из Краснополянских скитов: «На небольшой поляне находится маленькая келья, срубленная топором, кое-как покрыта аршинной дранкой и вместо рам просто вставлены стеклышки в отверстие (очень небольшое) для окна.

Кубатура обычной кельи колеблется от 1-2 кубических саженей. Низенькая дверь, так что даже мне приходится наклонять голову. Назади дома находится навес, под которым лежат дрова и где готовят пищу над костром. Возле дома растет картошка и другие некоторые огородные овощи, кукуруза».

Известны были скиты в Медовеевке, на склонах горы Ачишхо, на реке Змейка, на реке Сочи и дальше — в сторону Туапсе.

Монашеский скит  | Источник: предоставлено Владимиром Костиниковым Монашеский скит  | Источник: предоставлено Владимиром Костиниковым

Монашеский скит

Источник:

предоставлено Владимиром Костиниковым

Во время преследования монахов стали появляться тайные подземные церкви. В урочище Гишла (около Вишнёвки) строили в 1927 году подземную церковь и убежище для епископа Варлаама.

В районе Магри в балке была вырыта яма, длиною 14 аршин, шириной 6 аршин и вышиной пять аршин. Яма внутри выложена диким камнем, затем поставлены стойки, обшитые осиновой дранкой, потолок помещения тоже обшит осиновой дранкой. Пол из досок. Внутренняя часть всего подземного помещения, состоящая из трех комнат с двумя замаскированными выходами, представляла собой оборудованную подземную церковь, вместимостью на 50-60 человек молящихся, где оборудован иконостас, клирос, с подсвечниками, иконами и лампадами, царскими вратами, алтарём. Были и вспомогательные помещения для хранения церковного имущества, книг. Окружающая эту тайную церковь местность была непроходима, не было проложено ни одной тропы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE7
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления