Второй по величине российский банк начал работу по реформированию региональной сети филиалов. По словам старшего вице-президента ВТБ, руководителя департамента региональной сети Чабы Зентаи, это важный стратегический шаг. Реформа позволит консолидировать имеющие активы и инструменты, сократить расходы, сосредоточится на прибыльности и доходности, а также превратить региональную сеть в эффективный канал продажи продуктов банка. При этом ВТБ продолжит активно кредитовать все сегменты бизнеса.
Один из важных этапов реорганизации сети – изменение соотношения сотрудников, которые занимаются банковским бизнесом, и сотрудников, занятых операционными задачами. Штат планируется сократить с 5,5 до четырех тысяч человек и привести соотношение работников с 1:5,5 до 1:3.
О планах развития в концепции новой стратегии, а также работе и успехах за этот год 93.ru рассказал управляющий филиалом банка ВТБ в Краснодаре Андрей Назаренко.
– Андрей Иванович, расскажите о результатах деятельности филиала?
– На сегодняшний день клиентская база филиала насчитывает более 4,5 тысяч клиентов, наиболее активно банк работает с предприятиями оборонной и нефтегазовой промышленности, предприятиями сельского хозяйства, строительства и торговли. Прибыль в этом году выросла в два раза за счет увеличения кредитного портфеля и, как следствие, процентных доходов. За девять месяцев этого года она составила 416 миллионов рублей. Для сравнения: к началу октября прошлого года – чуть более 200 миллионов рублей. Краевая и городская казна за счет выплаты налогов пополнились на 160 миллионов рублей.
– А как обстоят дела с кредитованием?
– Кредитный портфель филиала за девять месяцев этого года составил 16,1 миллиарда рублей. К сравнению: за этот же период в 2010 году эта сумма составляла восемь миллиардов рублей. Особо хочу отметить, что мы наконец-то превысили докризисный уровень по объемам выдачи кредитов. За первое полугодие было выдано кредитов на сумму 37,3 миллиона рублей, темпы роста выдачи в 5,7 раз превышают аналогичные показатели предыдущего года. В среднем по рынку темпы роста выдачи составили – 42%. Добиться этих результатов позволила адаптации кредитной процедуры к действующим рыночным условиям, снижение ставок, повышение оперативности принимаемых решений, смягчение залоговых требований. Как результат, на 70% кредитный портфель филиала по клиентам среднего бизнеса сформирован новыми заемщиками.
– Какова доля просрочки в кредитном портфеле Краснодарского филиала ВТБ? Какие меры принимаются, чтобы минимизировать их уровень?
– На сегодня просрочка составляет 4,6%. Что касается принимаемых мер – все споры стараемся решить в несудебном порядке. Также важно отметить, что кредитный процесс для нас не заканчивается только принятием документов и выдачей денег, а заканчивается лишь по возвращении всей суммы.
– Как ведется работа по привлечению средств клиентов?
– Мы сделали акцент на развитие так называемых продуктов Cash management. Они представляют серьезный потенциал для привлечения средств сетевых и крупных корпоративных клиентов. В рамках этого направления мы ввели такие продукты, как корпоративные неснижаемые остатки, корпоративные среднемесячные остатки и виртуальный пуллинг, позволяющие клиенту получать дополнительную доходность за счет консолидации средств своих дочек в рамках одного банка.
Положительно сказались мероприятия по адаптации депозитных продуктов под потребности рынка. Это проявилось в расширении линейки депозитов, которые можно размещать с использованием электронных средств связи.
– По какой схеме ВТБ развивает свой бизнес?
– Банк специализируется на обслуживание корпоративных клиентов, при этом специфичные и принципиально важные сферы деятельности такие как лизинг, страхование, инвестиционные сделки и проектное финансирование, розничный бизнес – выделяются в отдельные компании. Это все позволяет банку быть более специализированным и при этом оказывать весь спектр финансовых услуг.
– Какие проекты для ВТБ являются приоритетными в плане инвестирования?
– В первую очередь инфраструктурные проекты – это транспорт, связь, проекты реального производства, переработки. Экономика сегодня развивается за счет производственной части, производственного сектора.
– За счет чего банк ВТБ планирует увеличение прибыли в два раза к 2013 году?
– За счет увеличения объемов финансирования, повышения эффективности точек продаж. Добиться этого также поможет процесс более глубокой трансинтеграции и привлечение многочисленных наших дочерних банков, находящихся за рубежом.
– Каковы объемы выданных кредитов на поддержку бизнеса в этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?
– За первое полугодие 2011 года мы выдали 37,3 миллиарда рублей, а за девять месяцев эта сумма составила 58,4 миллиарда рублей. За аналогичные периоды 2010 года было выдано всего лишь 6,5 миллиардов и 9,3 миллиарда рублей соответственно.
– Какую прибыль филиал ожидает в 2011 году? Увеличилась ли прибыль по сравнению с прошлым годом, если да, то за счет чего?
– Прибыль увеличилась по сравнению с предыдущим годом за счет увеличения кредитного портфеля и, как следствие, процентных доходов. Как я уже говорил, на 1 октября 2011 года прибыль составляет 416,8 миллиона рублей. За это же время в прошлом году эта сумма была равна 204,8 миллиона рублей.
– Скажите, занимается ли филиал банка ВТБ в Краснодаре поддержкой и развитием спорта?
– Конечно, мы помогаем юным краснодарским футболистам, уже второй год финансируем нашего молодого кубанского кикбоксера, который в этом году на чемпионате Европы в Италии занял первое место. Кроме того, мы спонсируем Международный фестиваль культуры и спорта «ПАРА-АРТ 2011» в Сочи для людей с ограниченными возможностями здоровья и ветеранов спорта. Помимо этого, мы активно помогаем краевой детской больнице и школам-интернатам.
– Банковская сфера является одной из самых передовых в плане использования информационных технологий. Какие ИТ-решения внедрены банком для повышения удобства клиентов при пользовании вашими услугами?
– Это система дистанционного обслуживания, с которой клиенты могут работать как по выделенному каналу, так и через Интернет. С помощью этой системы можно получать расчетное обслуживание, обслуживание внешнеторговых контрактов и паспортов сделок, проводить конверсионные операции, размещать временно свободные средства на депозитные счета и даже получать кредиты онлайн. Кроме этого для крупных компаний в банке есть услуга «Расчетный центр клиента». Она позволяет организовать комплексное обслуживание всех счетов с возможностью предоставления услуги казначейства. Клиент может оперативно регулировать средства, размещать их по своему желанию.
– Что, по вашему мнению, позволяет оставаться ВТБ в числе лидеров?
– Постоянное изменение и улучшение качества услуг банка в связи с современными требованиями. Если бы мы оставались прежними, «Внешторгбанком» образца 1998 года, то ничего хорошего в нашем бы развитии не произошло.