Большинство сочинцев готовы принимать подарки от деловых партнеров не дороже 5000 рублей
Служба исследований компании HeadHunter провела опрос среди представителей сочинских компаний и выяснила, что подарки от клиентов, заказчиков и подрядчиков не всегда представляют собой милые, приятные и безобидные сувениры – порой это самая что ни на есть взятка, только замаскированная под подарок к какому-либо празднику. По мнению каждого третьего опрошенного, презент от делового партнера вполне может оказаться банальным подкупом - только не всегда возможно разобраться, где пролегает грань между подарком и взяткой. Так, больше половины сочинцев не видят в подарках деловых партнеров ничего криминального, в то время как 7% респондентов уверены, что все подарки в бизнес-среде – своего рода взятки.
Стоит отметить, что чаще всего праздничные подношения от партнеров ассоциируют со взятками сотрудники более старшего возраста, нежели молодежь; представители госслужбы, а также науки и образования, нежели, например, маркетологи.
Интересно, что не только работники считают некоторые подарки проявлением коррупции, но и сами компании иной раз, придерживаясь аналогичной позиции, запрещают своему персоналу принимать дары от партнеров, какими бы безобидными они ни казались. Так, 8% опрошенных признались, что в их организации есть соответствующее правило, которого они придерживаются; еще 2%, несмотря на табу, все же позволяют себе некоторые вольности.
Насколько дорогим может быть подарок, чтобы при этом он все так же оставался ни к чему не обязывающим, призванным сделать приятное и поздравить с праздником? Большинство опрошенных полагают, что его стоимость не должна превышать 5 000 рублей (до 1 000 руб. – 39%, до 5 000 руб. – 42%), однако есть и такие, кто считает приемлемым принять подарок, эквивалентный 50 000 руб. и даже 100 000 руб.
Тем не менее, большинство сочинцев предпочли бы отказаться от вызывающе дорогих презентов, подаренных партнерами – чтобы не быть обязанными впоследствии. Каждый третий готов принять такой знак внимания, акцентируя внимание на том, что это дань бизнес-этикету и не более. А вот 5% не только приняли бы подарок, но и при возникновении спорной ситуации пошли бы навстречу партнерам, даже если бы они потребовали отойти от установленных правил.