В силу курортной и олимпийской специфики, Сочи должен был стать "раем" для малого бизнеса, но что-то пошло не так...
7 лет назад победа Сочи в заявочной книге подарила местным предпринимателям надежду на «розовое» будущее, тогда многим казалось, что Олимпиада – это замечательная возможность и большие перспективы для развития своего дела. Сейчас, когда до открытия Игр остались считанные дни, иллюзий никто не строит, а то, что журнал «Forbes» признал Сочи в 2012 году одним из 30 лучших городов для бизнеса, у представителей малого и среднего бизнеса «олимпийской столицы» вызывает только горькую усмешку. Вот лишь несколько цифр: на весну 2013 года, по данным мэрии, в городе насчитывалось 32 тысячи субъектов малого бизнеса, из которых 22 тысячи – индивидуальные предприниматели и 10 тысяч небольшие предприятия. При этом, только в Центральном районе за последние 2 года количество предпринимателей уменьшилось более чем в 2 раза. Если еще в 2011-м в Центральном районе было зарегистрировано 30 тыс. предпринимателей, то сейчас их - около 10 тысяч. «Я не обладаю точными статистическими данными, они закрыты, но я слышал и от представителей пенсионного фонда на встречах с предпринимателями, что возросло количество закрываемых ИП, и от руководителя налоговой инспекции города господина Овечкина, что заметно упал уровень налоговых отчислений от предпринимателей Сочи», - подтверждает грустную тенденцию президент общественного фонда поддержки малого предпринимательства «Адлер-малый бизнес» Сергей Кудрявцев.
Малый и средний бизнес за последние три года не получает не то что бы активного, а вообще никакого развития в Сочи. Более того, положение предпринимателей за это время значительно ухудшилось. С учетом того, что более половины представителей малого и среднего бизнеса в Сочи работают в торговле, наиболее болезненными для общей картины являются проблемы именно в этой сфере. Главным образом, бизнесмены жалуются на возрастающие с каждым годом и при этом часто меняющиеся требования муниципалитета к временным объектам торговли (в том, что касается приведения города к единому архитектурному стилю), еще один болезненный аспект - сложности с предоставлением земельных участков под нестационарные точки и отсутствие школ бизнеса, где можно было бы получить консультацию и разъяснения.
Чем кормится малый бизнес Сочи
В Сочи, где нет производственных баз и крупных промышленных предприятий, самая распространенная сфера деятельности – торговля, в ней занято около 60 % предпринимателей, еще около 22% - сфера общественного питания. Примечательно, что на самую распространенную для курортных городов сферу - обслуживания (мини-гостиницы, парикмахерские, прачечные и ателье по пошиву и ремонту обуви и одежды, экскурсионная деятельность, медицинские услуги) - в Сочи приходится около 10 %.
Не менее парадоксальна ситуация и со строительством: в одной из лидирующих в городе по вкладу в городской бюджет отрасли работает всего 8% малых предприятий и ИП и цифра эта, вероятнее всего, будет снижаться. «Маленьким строительным компаниям трудно выживать в Сочи. Если сейчас есть хоть какая-то работа в преддверии Олимпиады, то после Игр рынок строительства в Сочи, скорее всего, ждет стагнация», - считает заместитель директора строительной компании ПДС ком-23» Владимир Горбачев. В силу действующего законодательства (ФЗ-93), в сфере строительного бизнеса в Сочи могут работать только крупные компании, активы которых составляют не менее 30-40 млн. рублей, малым предприятиям в таких условиях приходится существовать за счет малых частных заказов. Теоретически они могут быть привлечены муниципалитетом или крупным подрядчиком для выполнения отделочных или реконструкционных работ, однако в работе с крупными заказчиками на условиях субподрядных договоров есть свои подводные камни: «есть такое понятие как нечистоплотный заказчик – это целая схема хитростей, когда субподрядная компания не получает полной суммы контракта. Что же касается работы с мэрией, то здесь все еще хуже: «под договор с муниципалитетом банки могут кредитовать малые предприятия. Но на деле выходит так, что малые строительные компании не идут на эти «выгодные», на первый взгляд, заказы. Муниципалитет часто не чист на руку. Когда предлагается контракт, условия одни. Когда начинаются работы на объектах, муниципалитет меняет условия в невыгодную для компании сторону. А после завершения работ затягивает выплаты под различными предлогами на несколько месяцев. Для многих малых местных строительных компаний такая задержка означает разорение», - уверен Владимир Горбачев.
Сочи - город без ларьков?
Подводя итоги 2013 года, мэр Сочи Анатолий Пахомов рассказал, что за 2013 год в Сочи было убрано с городских улиц более 500 объектов временной торговли. «Это была колоссальная работа, которая очистила город», - уверен глава города. Однако идеальная, по понятиям мэра, модель бизнеса по-сочински, то есть «без ларьков», стала настоящей больной мозолью для предпринимателей. Арендовать места в новых торговых центрах (куда, по замыслу мэра, они и должны были перебраться из снесенных ларьков), они не спешат - здания стоят полупустые, особенно это заметно в Адлере. «Когда финансовых средств немного (а именно поэтому малый бизнес таковым и называется) не последнюю роль играет риск раскрутки бизнеса на новом месте и высокая оплата за арендованные площади», - пояснил Сергей Кудрявцев.
«Главная трудность малого бизнеса в Сочи сегодня - отсутствие понимания чиновниками районной и городской власти предпринимательских проблем, - считает и председатель общественной организации «Объединение предпринимателей малого и среднего бизнеса г. Сочи» и член Торгово-Промышленной Палаты Сочи Тамара Шовба. - Вместо, как любит говорить господин Пахомов, «ларьков» в Сочи появилось несколько крупных торговых центров. Да, это хорошо, но не каждый день туда пойдешь. Курортный город не может жить без киосков, как бы этого ни хотелось. Купить мелочевку - пакет молока, буханку хлеба, газету, очки, да те же пляжные товары - часто можно только в таких местах».
Уличная торговля, организованная правильно и разумно, призвана составить конкуренцию стационарным торговым сетям более низкими ценами и шаговой доступностью, уверен и председатель Ассоциации ТСЖ «Свой дом» и член Общественного Градостроительного Совета Валерий Сучков. «Розничная торговля кормит половину сочинцев, и поставляет в бюджет города около 50% всех доходов, но в Сочи сохраняется крайне невежественное представление о роли и месте мелкорозничной торговли, как нецивилизованной уличной сфере услуг, которая обязательно должна уступить место крупным торговым центрам. Вместо создания приемлемых условия организации торговли, администрация города массово изгоняет своих предпринимателей с арендуемых земельных участков. Тысячи сочинцев сегодня теряют рабочие места, а жители – возможность качественного и недорогого обслуживания в потреблении товаров и слуг первой необходимости. Административное давление, беззаконие, самоуправство в отношении представителей так необходимых городу услуг малого бизнеса переходят в нашем городе все границы разумного и угрожают не просто социальной напряженностью – дестабилизацией общественно-политической обстановки в городе», - считает Сучков.
На сегодняшний день, согласно официальным данным, Сочи - самый социально благополучный город в России: здесь самый низкий процент безработицы (0,1%), и самый высокий уровень средних зарплат (30-35 тыс. рублей). Предприниматели, потерявшие свой бизнес из-за муниципальной политики сноса «ларьков», в данной статистике не учитываются, иначе цифры были бы не столь радужны - счет разорившихся бизнесменов идет на десятки.
Не могут спокойно говорить сочинские предприниматели и о проблемах с выделением муниципалитетом торговых мест. Как рассказал Сергей Кудрявцев, с 2004 года места определялись на основании Постановления №65 Администрации города Сочи «О месте дислокации временных объектов торговли». Постановление предпринимателей не удовлетворяло по многим пунктам, к тому же, как было установлено прокуратурой в прошлом году, оно не соответствовало законодательству РФ. В июне прошлого года Управлением потребительского рынка администрации Сочи был подготовлен новый текст постановления, однако одну из основных угроз мелкого бизнеса новая версия, как и предыдущая, не решала. Согласно документу, бизнесмены моли получить только право на торговлю, а не на территорию, на которой осуществляют свою деятельность. При этом, выдавая разрешение на торговлю, администрация не привязывает расположение торговой точки к конкретному месту на карте города. Если выяснится, что ларек или магазин находится на землях федерального значения (а таких в Сочи немало), в любой момент его владелец может стать нарушителем закона. Были у бизнеса и другие предложения и замечания к документу, все они были направлены в администрацию.
По плану, постановление о нестационарных торговых точках с учетом правок должно было быть готово к 1 января, однако окончательной версии документа городская бизнес-общественность пока не видела. Как пояснил начальник управления по поддержке и развитию малого предпринимательства администрации Сочи Максим Жосан, новое постановление, регулирующее предпринимательскую деятельность, сейчас находится на рассмотрении в правовом отделе администрации города. Скорее всего, оно будет принято и вступит в силу со второго квартала текущего года.
Сейчас сочинских бизнесменов более всего беспокоит еще один вопрос, как будет осуществляться предоставление мест под торговлю: согласно «летней» версии Постановления, администрация планирует делать это на конкурсной основе. «Есть основания для волнений, - говорит Тамара Шовба. – люди уже сейчас лишаются своих мест, на которых торговали много лет. Налицо коррупционная составляющая и лоббирование интересов определенного круга бизнес-элиты - это можно видеть на примере плодящихся «Магнитов». Тенденция такая, что крупные сетевики вытесняют мелких предпринимателей».
«Боюсь, что выделение участков на конкурсной основе – не будет способствовать развитию предпринимательства, - считает Сергей Кудрявцев. - Люди не без основания обеспокоены тем, что те торговые места, на которых они работали по нескольку лет и благоустроили территорию за свой счет вокруг них, достанутся иногородним варягам».
Курорт, которого нет
Накануне Нового года мэр Сочи Пахомов выразил озабоченность тем, что городской бюджет 2014 года «напряг неизвестностью расходов» и неясностью наполнения городской казны, при этом он отметил, что «в бюджет как одна из основных отраслей дохода заложена санаторно-курортная сфера» и который уж год подряд заявил, что в 2014-м году ожидается и большой туристический поток. Бесспорно, Олимпиада значительно повысит посещаемость Сочи, но только в первом полугодии, в целом же его оптимизм выглядит сомнительно, достаточно вспомнить лишь цифры последних лет: в 2011 году в Сочи отдыхало 3,8 млн туристов, в 2012-м – около 2,5 млн, в 2013-м, по официальным данным поток туристов остался на уровне 2012 года, при том что владельцы мини-гостиниц и прочих частных объектов размещения, как и предприниматели в сфере обслуживания и общепита массово отмечают падение уровня своих доходов в прошлом году. «Отсутствие туристов особенно заметно для бизнеса сферы питания - кафе и столовые, особенно на периферии Сочи, стоят пустые. Много готового бизнеса сферы питания выставлено на продажу. Уменьшение количества отдыхающих - тенденция последних лет», - уверена директор кафе «Весна» в Хосте Ася Хачатурян. - Сейчас я зарабатываю, берясь за любые заказы, кормим рабочих строителей-вахтовиков, волонтеров, чиновников. И хотя это контрактная работа с минимальной прибылью, она позволяет хоть как-то держаться на плаву».
В силу специфики города курорта, катастрофически малое число отдыхающих сказалось негативно практически на всех сферах малого бизнеса и последний летний сезон был для него особенно провальным, считает и директор ООО «ОДС» (распространение периодики) Светлана Москвина. К примеру, ее сети, чтобы выжить, пришлось брать на реализацию сопутствующие товары.
Государство «отжало» бизнес-мелочь
Помимо нелегитимного, по мнению предпринимателей, отношения местной власти, в прошлом году удар по малому бизнесу нанесло и государство, повысив обязательные страховые взносы. С 1 января 2013 года страховые взносы для самозанятого населения в Пенсионный фонд были увеличены вдвое - с 17208 до 35665 рублей в год, в результате по всей России закрылось более 200 тысяч ИП, согласно исследованиям по муниципалитетам всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», из них «ленивых» предпринимателей, которые регистрировались и ничего не делали, лишь 3%, остальные работали, но в силу сложившихся обстоятельств закрылись. Пострадала в основном индустрия услуг - закрылись парикмахеры, хлебопеки, перевозчики, обувные мастера.
Сочи в общей картине не стал исключением. Повышение страховых выплат лишило начинающих предпринимателей возможности подняться на ноги, а тех же пенсионеров, выживавших за счет сдачи в летнее время комнат в собственных квартирах, и вовсе - возможности законного заработка.
С 1 января 2014 года страховые взносы для индивидуальных предпринимателей с бизнесом с годовым оборотом не превышающим 300 тыс. рублей рассчитываются из 1 минимального размера оплаты труда. Для предпринимателей, чей годовой оборот превышает 300 тысяч рублей, предусмотрена ставка из одного МРОТ и 1% от оборота. Тем не менее, потерянного уже не вернуть – далеко не все решатся начать все сначала.
Программы есть – помощи нет
Сегодня сочинские предприниматели могут получить помощь по городской целевой программе. На субсидирование малого бизнеса в текущем году из городского бюджета уже выделено 4 млн. рублей и заявлено в Городское собрание еще 6 млн. рублей. Представители бизнеса имеют право на субсидию до 70% от стоимости средств за приобретение материальных фондов и нематериальных активов, но не более 300 тыс. рублей: это оборудование, техника, программное обеспечение, приобретение прав на франшизу и т.д.
Независимо от сферы деятельности и стажа бизнеса предприниматели также могут подать документы на возмещение процентной ставки по кредитам за последние три года. Согласно условиям программы 2/3 ставки рефинансирования будет возмещено, но также не более 300 тыс. рублей. Если говорить еще и о поддержке со стороны региональной власти, то и краевая целевая программа предлагает подобное решение материальных проблем с помощью субсидий.
Как отчитываются чиновники о реализации данных программ, остается загадкой, так как, по словам Сергея Кудрявцева, информация по предоставляемым субсидиям не доходит до предпринимателей города. Если раньше местных предпринимателей собирали и разъясняли текущие изменения в налогообложении и других законах, информировали о льготах, то сейчас эта работа практически не ведется.
Что же касается активно продвигаемых банками кредитов для малого бизнеса, то этот вид «помощи» неприемлем для подавляющего большинства предпринимателей по нескольким причинам. Во-первых, это высокие процентные ставки (до 30 % и выше), а во вторых, условия: такие требования как поручительство третьих лиц, наличие залогового имущества, расчетный счет в банке-кредиторе приводят к тому, что лишь 10-15% необходимых сумм кредитов удается получить. «Кредитование малого бизнеса рассматривается банками как рискованное из-за отсутствия ликвидного залогового имущества у предприятия. В результате складывается ситуация, когда ты не можешь получить кредит у банка, потому что должность «предприниматель» – это абстрактное понятие для финансистов. Требуется залог имущества. А если нечего заложить, то и кредита тоже нет» - пояснил Сергей Кудрявцев.
«Что делать?» - слово предпринимателям
Сергей Кудрявцев: « Для нормальной деятельности малого бизнеса в Сочи необходимо оптимальное сочетание интересов местной власти, потребителей и субъектов предпринимательства. Нужна и эффективная нормативно-правовая база малого предпринимательства, которой сегодня нет. В реалиях, вместо этого, существует избыточное государственное регулирование предпринимательской деятельности. А это как раз один из основных факторов, вызывающих многочисленные нарекания среди представителей малого и среднего бизнеса. Важна правильная политика налогообложения и возможность для малого бизнеса участвовать в крупных муниципальных заказах на условиях субподряда, чего сейчас малые предприятия лишены. Необходима и школа деловой активности и своевременное информирование предпринимателей о различных аспектах ведения бизнеса для нормального функционирования на рынке и принятия управленческих решений. И здесь требуется помощь, как ТПП, так и управления по поддержке и развитию предпринимательства администрации Сочи».
Ася Хачатурян: «Проблемы малого бизнеса в Сочи не решить на местном уровне. Должны произойти изменения во всей стране: снижение налогов, более лояльное законодательное отношение к малому бизнесу, снижение цен на продукты питания и топливо. В Сочи рост цен в санаторно-курортной отрасли, на билеты должен быть остановлен. Тогда к нам поедут люди. За счет снижения цен и увеличения оборота поднимется и город, и малый бизнес. Это все взаимосвязано».