Мэрия Сочи отчиталась: в первой декаде мая, как и предполагалось, курорт принял почти 248 тысяч гостей, что на 6,8% выше показателя предыдущего года. На прием туристов работали 1412 средств размещения, рассчитанные на 72 тысячи номеров, сообщает пресс-служба городской администрации.
Средняя загрузка средств размещения достигала уровня 80–84%. При этом в ряде отелей и санаториев города на эти даты 90–100%. Отели и апартаменты горного кластера в среднем были заполнены на 66%. Наибольшим спросом у гостей пользовался санаторно-курортный отдых, отели среднего и высокого уровня звездности с подогреваемыми бассейнами, спа и развитой инфраструктурой.
Ранее, в конце апреля пресс-служба мэрии сообщала, что в большинстве гостиниц и санаториев свободных мест на майские праздники уже не осталось.
В праздничные дни аэропорт Сочи принимал в среднем в сутки более 14 тысяч пассажиров, железнодорожные вокзалы — почти 12 тысяч. Через пост Магри ежедневно въезжали более 5,5 тысячи автомобилей, пишет пресс-служба. За майские праздники в Сочи было съедено 460 тысяч порций хинкали и более 120 тонн мидий, 483 тысячи порций шашлыка, выпито 270 тысяч порций чая и продано 276 тысяч графинов сока и лимонада.
Власти курорта внедряют концепцию отдыха «Вместе V Сочи» и в высокий сезон ждут 4,5 миллиона гостей.
Ажиотаж искусственный
Большое количество гостей — хорошо для курортного города. Заработали отельеры, общепит и другие предприятия курортной отрасли. Не совсем понятен механизм подсчета количества отдыхающих, которым пользуется мэрия. Заместитель генерального директора туроператора «Росюгкурорт» Валерий Сычев считает, что на самом деле у мэрии нет точных данных по количеству загрузки отелей на майские праздники.
— Я, по крайней мере, так и не понял, как они это считают. Данные аэропорта публикуются за месяц. Теперь аэропорт в Сочи транзитный, кто-то уезжает в другие города и даже страны. Сколько из них осталось на отдых в Сочи, неизвестно. Из того, что я вижу — Сочи не загрузился, — говорит Валерий. Он отметил, что спрос на отдых в Сочи в этом году не типичный, он сместился.
Если раньше люди отдыхали на курорте с 1 по 10 мая, то сейчас с 29 апреля по 6 мая. И в этот период была действительно достаточно плотная загрузка объектов размещения, но после 6 мая случился провал. Туроператоры предполагали, что и эти даты постепенно загрузят, но не случилось. И отели буквально за несколько дней до праздников массово сбросили номера в систему бронирования. То есть тот ажиотаж, когда в конце апреля мест в хороших отелях уже не было, был создан искусственно самими отельерами, они просто придерживали эти места, надеясь на прямые и быстрые продажи, высокий спрос на майские праздники. Так отели работали и раньше, но сейчас политика в продажах изменилась совершенно. И прямо перед выходными появилось столько свободных номеров, что продать их все не смогли.
— Я думаю, что из-за того, что ушел инструмент быстрого реагирования — «Букинг». Раньше основная масса шла через сервис, и этим потоком легко было управлять. Увидел, что много клиентов, поднял цены, когда загрузка высокая. А сейчас сервис исчез, и отделы продаж грешат на военные действия, на погоду. А по факту — это связано с уходом «Букинга», изменилась сама стратегия продаж, — считает Валерий. Отделам продаж сочинских отелей нужно срочно перестраиваться, но они пока с трудом ориентируются в новой реальности. Валерий Сычев считает, что перестроятся они, возможно, даже к закрытию летнего сезона. Клиенты «Букинга» сложились в специфическую субкультуру, это люди, которые заранее не планируют отдых, а просто срываются на море на несколько дней. Сейчас они распределились не целевым потоком, а рассосались по разным направлениям. Сейчас аналогов сервису в России нет, есть потенциал у «Яндекс.Тревел», уверен Валерий.
— Сейчас в текущей ситуации нужно продавать заранее и глубоко, только это может гарантировать, что в отелях будет загрузка высокая. А сейчас они будут совершать эти же ошибки. И в СМИ будет популярна тема оправдания маркетологов. Будут придумывать: погода плохая, спецоперация, Турция опустила цены, мы не можем. По факту — это чушь, просто не умеют продавать, — говорит Валерий. Глубочайший провал по бронированию сохранится до середины июня, и его уже сложно заполнить, если существенно не снизить цены на проживание. Сейчас они избыточные. Но никаких шагов в этом направлении отели не предпринимают, разве что отдельные. После майских праздников россияне начали планировать летний отдых и на них можно воздействовать только снижением цен, тем более в это время, до середины июня в Сочи еще нет пляжного отдыха, да и погода по прогнозам не очень. И привлечь туристов можно только низкими ценами, тем самым заполнив объекты размещения, иначе они будут стоять.
Дорого и погода отвратительная
Сами туристы, которые провели первую часть майских праздников в Сочи, рассказали, что приняли решение уехать из-за дороговизны и отвратительной погоды на курорте. Отдыхающая из Томска Валерия Могилевская говорит, что поменяли билеты и уехали еще 6 мая.
— Холодно, дождь почти постоянно. Гулять под дождем не очень приятно. Сидели в номере, ели и спали. Один день всего был теплый. Успели съездить на водопады. По большому счету в Сочи особо смотреть нечего в плохую погоду. И очень дорого, конечно, выходит и проживание, и питание. У нас был бассейн с подогревом, но там весь отель сидел. Мы предпочитали не ходить туда. Уехали, вторую часть праздников на даче провели, — рассказала Валерия.
А отдыхающая из Москвы Тамара Логинова считает, что в это время лучше приезжать в сочинские санатории, которые дают большие скидки, если бронировать и оплачивать заранее.
— Мы с мужем были в санатории. У нас ни одной свободной минуты. Процедуры, массажи, сон, обед. А наши дети в отеле остановились и скучали. Погода совершенно непредсказуемая. Но тепла не было. Я знаю, что многие раньше уезжали из-за этого. В Сочи нужно ехать в июле-августе, чтобы на пляж ходить, купаться, загорать, — говорит Тамара.
Владелец нескольких кафе в Сочи Самвел говорит, что выручка в начале мая упала даже по сравнению с новогодними праздниками. Туристы стали прижимистыми и считают каждую копейку.
— Цены на все блюда в меню у нас, конечно, выросли. Продукты подорожали. Я заметил, что наши гости стали внимательно изучать не только состав блюд, но и их стоимость. Раньше просто выбирали, что нравится. Очень часто придут, сядут за столик, откроют меню, а потом уходят. И в столовые идут. У нас всегда была полная посадка в сезон. В эти праздники если 50–60 процентов, то хорошо, — рассказал Самвел.
По информации администрации Сочи, на летние месяцы отели в Сочи забронированы уже на 50 процентов, а крупные туроператоры называют курорт самым популярным направлением для отдыха.