Более 500 миллионов рублей, по данным городского УВД, перевели телефонным мошенникам сочинцы в этом году. Отмечается, что в 2024 году стали активнее применяться новые виды дистанционного мошенничества.
По данным ВЦИОМ, в этом году 67% россиян получали звонки от телефонных мошенников. Для сравнения: в 2021 году этот показатель был на 10 пунктов ниже, сообщает пресс-служба городской администрации.
— Каждый из нас думает, что никогда не попадется на удочку преступников. Но те постоянно находят новые дистанционные схемы обмана и психологические уловки. Чтобы получить личные данные, используют поддельные документы, выдают себя за госслужащих, правоохранителей, брокеров, сотрудников банков, операторов связи, устраивают лжесобеседования с людьми, которые ищут работу, имитируют голоса и фото знакомых с помощью нейросетей. Если есть хоть малейшее подозрение, сразу кладите трубку. Перезвоните и всё уточните лично у родных, в своем банке или у сотового оператора по проверенным номерам или на официальных сайтах. В таких ситуациях важно сохранять спокойствие и рассудительность, это оградит от возможных проблем, — призвал к бдительности мэр Сочи Андрей Прошунин.
Сочи присоединился к федеральной информационной кампании «Клади трубку», инициированной Банком России, МВД и Генпрокуратурой. Материалы распространяются в учреждениях и местах массового пребывания.
— С начала года полицией возбуждено более двух тысяч уголовных дел по факту мошенничества в виртуальном пространстве. Борьбе с киберпреступностью и телефонным мошенничеством сегодня уделяется повышенное внимание. Сотрудники УВД по городу Сочи регулярно проводят разъяснительную работу, в том числе в формате «инициативных четверок» и на встречах с жителями курорта. У злоумышленников постоянно меняются схемы обмана, и горожанам необходимо сохранять бдительность. Не сообщать незнакомым людям свои персональные данные и пользоваться только официальными ресурсами финансовых организаций, мобильных операторов и сервисов, — рекомендовал начальник УВД Сочи Сергей Огурцов.
В одном из распространенных сегодня вариантов мошенничества сочинцам поступают звонки якобы от представителя сотового оператора. Они вводят человека в заблуждение, рассказывают о необходимости продлить действие договора на оказание услуг связи, предлагают сменить тарифный план, сим-карту или подключить новые опции.
Если человек называет код из пришедшего СМС-сообщения и переходит по присланной ссылке, злоумышленники получают доступ к аккаунту на портале «Госуслуги», где хранятся личные данные. Также настраивают на сайте оператора связи переадресацию сообщений и звонков с номера жертвы на свой, чтобы подтверждать различные операции: вывод средств с банковских карт или оформление кредита.
Мошенники по телефону и в интернете могут представляться сотрудниками брокерских компаний. Предлагают выгодно вложить средства под процент гораздо выше, чем у банков. Настойчиво рекомендуют установить мобильное приложение и внести на счет небольшую сумму. Программа до определенного момента показывает рост инвестиционного портфеля, однако вывести средства оказывается невозможно без пополнения счета или оплаты «страховок». В итоге инвестор теряет деньги. Также используется вариант обманной схемы участия в онлайн-проектах известного банка. При этом копируется стиль и логотип существующих финансовых организаций.
В зоне риска соискатели работы. На популярных сайтах размещаются объявления с привлекательными вакансиями. Аферисты проводят собеседование в режиме онлайн, составляют анкету: просят указать для зачисления «большой зарплаты» личные данные и реквизиты банковской карты. Вместо этого с нее в дальнейшем производят списания либо используют в своих целях. Жертва может стать также и соучастником преступления, когда ее счета начинают использовать в преступных схемах.
Кроме того, люди перечисляют деньги мошенникам, оплачивая товары или услуги по непроверенным кьюар-кодам, имитирующим реальные сервисы. Либо вводятся в заблуждение звонками и сообщениями «родственников», якобы попавших в беду: злоумышленники используют их фото, видео и голоса после взлома аккаунтов.
В случае если вы стали жертвой телефонного или компьютерного обмана, рекомендовано сменить пароли учетных записей. Также незамедлительно уведомить официальные организации, с которыми заключены договоры, и сообщить о факте правонарушения в полицию по номеру 102.