Игорь Васильев, выбранный жителями поселка, но не признанный администрацией
Отремевшая не так давно битва сочинцев против строительства Кудепстинской ТЭС, пожалуй, войдут в новейшую историю не только города, но и всей страны - не так часто в России в конфликтах между высокими эшелонами власти и обычными людьми, последние оказываются победителями. Мятежный ТОС «Кудепста», окрыленный победой, надеется окончательно избавить микрорайон от всего, что мешает его жителям дышать чистым воздухом. Теперь жители пытаются убрать промышленные предприятия, захватившие земли сельхозназначения во 2-й санитарной зоне курорта.
С нынешним председателем ТОСа Игорем Васильевым, мы говорили о том, легко ли сегодня быть мятежниками, с чем связана внезапная смерть Анатолия Махновского, как кудепстинцы хотят использовать землю, где так и не построили ТЭС, а также о том, что может сделать, а что «не вытянет» обычный среднестатистический ТОС.
Интервью состоялось взяли на берегу реки, у деревянного домика, который во время борьбы против строительства ТЭС служил жителям «опорным экологическим постом». Своего помещения у ТОСа-победителя сегодня нет…
- Игорь Васильевич, что может изменить в жизни микрорайона Территориальный общественный совет? Что ему «по плечу», а с чем очень сложно справиться?
- ТОС – это та структура, которая максимально приближена к народу, к людям. Часто именно сюда жители обращаются с просьбой решить проблемы микрорайона, в котором он был создан. Членов Совета, как правило, выбирают из самых уважаемых граждан, которые могут и хотят решать их проблемы.
Хотя, по сути, полномочий у ТОСа практически нет, только одни обязанности, да и прав очень мало. Организация работы ТОСов прописана в ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На мой взгляд, этот закон сырой, и его нужно дорабатывать.
- В чем именно его необходимо доработать?
- Во-первых, мы живем при капитализме, а при этом строе работать бесплатно не этично, и даже неправильно. Сегодня в законе четко не прописано то, что работа членов ТОСов должна оплачиваться. А ведь этот труд не так уж прост, как кажется. Даже, если он и не связан с такими громкими делами, как борьба с ТЭС.
Это может быть обычная, будничная работа – ежедневный прием жителей, помощь им в решении проблем с коммунальным обслуживанием, плохими дорогами, транспортным сообщением, и другими проблемами микрорайона. Те, кто готов этим заниматься на общественных началах, отрывают себя от семьи и других дел. Я считаю, что это такая же важная работа, как и все остальные, и она должна оплачиваться.
В Сочи решением Городского Собрания каждый из членов Совета городских ТОСов получает компенсационную выплату в размере 2000 рублей в месяц. На проезды в маршрутках, в администрацию и обратно, тратится гораздо больше. Люди, которые сегодня работают в ТОСах, решают общественные задачи на добровольных началах.
- Но ведь ТОСы тоже могут зарабатывать, вести коммерческую деятельность? Есть сегодня какие-то ниши для этого?
- Я с этим не сталкивался. Меня выбрали в ТОС не так давно, в декабре 2010 года, и, можно сказать, опыт у меня небольшой. Кудепстинский ТОС коммерческую деятельность не вел. Да, и это не для меня. Я по своей сути - офицер Русской армии и коммерческая жилка во мне не заложена. Вот Родину защищать я готов, а к коммерции у меня душа не лежит.
- Какие самые основные задачи стоят сейчас перед ТОС «Кудепста»?
Самая главная задача, которую сама жизнь поставила перед нами и которую мы успешно решили – это борьба со строителями ТЭС. Можно сказать, мы отбили не только наш микрорайон, но и весь город Сочи в целом от монстра, который мог бы здесь находиться. Ежегодно, на жителей города сбрасывалось бы 680 вагонов отравляющих веществ.
Нам помогло то, что жители сплотились перед общей бедой. Это, кстати, характерно для нашего менталитета, обычно мы становимся сплоченными тогда, когда к нам приходит беда. В этот раз было именно так. К нам на землю пришел враг, звали его Газэнергострой, и народ с его приходом сплотился. Здесь были все, не только те, кто живет на Искре, но и жители сел Верхняя Николаевка, Каштаны, Горный Сад, к нам приезжали из Хосты и Адлера.
- Да ТЭС, это была яркая история, но, все-таки война закончена, чем занимаетесь после победы?
Сейчас очень хотелось бы вздохнуть свободней. Мы живем в курортной зоне, и всем очень хочется дышать свежим чистым воздухом, свободно купаться в море. Но, это в Кудепсте делать не рекомендуется. Под статус курортного поселка она уже не подходит. Причина – промышленная зона, которая расположилась в двух шагах от реки и рядом с жилыми домами. Арендатор у земельного участка один, ему принадлежат две компании – ЖСК «Стройдом» и ЖСК «Янтарный город», в 2006 году участок для них был арендован у муниципалитета для строительства жилого микрорайона. Но, почему-то вместо строительства домов, они запустили сюда массу мелких промышленных предприятий. Здесь 5 растворобетонных узлов, мойки для грузовых автомобилей в непосредственной близости от русла реки, отсюда вывозят плодородную землю и завозят строительный мусор. Когда-то эта земля принадлежала агрофирме «Кудепста», это было одно из лучших в городе сельскохозяйственных предприятий. Это земли сельхозназначения, вторая санитарная зона курорта, которые используются не по назначению. Особенно страдает от этого улица Искра. Люди теперь не могут открыть окна, потому, что пыль стоит день и ночь, особенно в летний период. Дорога в микрорайоне разбита большегрузами, тротуаров нет, из-за того, что здесь довольно оживленное движение, ходить по ней просто опасно. А ведь это единственный путь, по которому дети хотят в школу (прим. Ред.: беседа с Игорем Васильевым состоялась в начале ноября, на сегодняшний день проезжую часть ул. Искры уже заасфальтировали, однако тротуаров вдоль улицы по прежнему нет)
- Как ТОС пытался решить эту проблему?
- Недавно в СМИ прошла информация о том, что кудепстинцы выставили экологические посты на въездах в РБУ, и блокировали путь выезжающим оттуда КАМаЗам. Дорога на несколько часов освободилась от большегрузов. Но это была уже крайняя мера. На самом деле решением этой проблемы мы занимались давно, регулярно обращались к представителям власти, просто они нас не слышали.
Жалоб в ТОС на плохую дорогу и ситуацию, угрожающую экологии микрорайона, поступало очень много. На собрании жителей была создана инициативная группа, и ей было поручено встретиться с главой города, чтобы он помог в решении этой проблемы. Я думаю, у главы могло бы найтись хотя бы 10 минут, для того, чтобы выслушать. Не нашлось… Тогда я поехал сам, обратился к секретарю с просьбой меня принять, но мне так же было отказано, глава сослался на занятость.
Мы организовали встречу с арендатором обеих участков, переговоры были очень долгими. Мы объяснили, что они нарушают закон, промышленных предприятий здесь быть не должно. Взяли землю под строительство – стройте микрорайон, иначе будем судиться. Арендатор нас услышал, и договоры субаренды были расторгнуты 19 июля этого года. Но, время шло, ничего не менялось. Мы опять собрали сход граждан, пригласили арендатора, он пообещал, что все предприятия съедут до 30 сентября.
До этого мы обращались в администрацию президента, письмо «спустили» в департамент строительства Краснодарского края, оттуда так же пришел ответ, что до 30 сентября РБУ должны быть демонтированы. В начале сентября комиссия из общественности прошлась по территории, составила акт обследования, из которого следовало, что все остается на своих местах, как и по сей день.
17 сентября мы написали письмо главе города, приложили ответ из края и, как законопослушные граждане, выждали месяц. За это время должен быть либо ответ, либо какие-то действия со стороны администрации. Но ничего не произошло. Поэтому ровно через месяц мы выставили первый экологический пост, блокировали выезд. И, только теперь нас услышали.
Кстати, мы узнали, что на ремонт дороги из бюджета выделено 19 миллионов рублей, просто жалко этих денег. Если промышленную зону не уберут, новое полотно будет разбито очень быстро.
- Игорь Васильевич, у вашего ТОСа знаменитая история, вас называют мятежниками. Легко ли живется мятежникам сегодня? И с чем была связана смерть Анатолия Махновского? Кто-то, зная его непримиримое отношение ко многим проблемам, высказывает мнение, что уйти ему «помогли»…
- Когда он был председателем ТОСа, я был его заместителем и очень близко знал Анатолия Филиповича. Он был очень впечатлительным человеком и близко принимал к сердцу все, что происходит, искренне боролся с ТЭС, писал письма, занимался организацией людей. И, наверное, в какой-то момент произошло перенапряжение, сердце не выдержало.
В тот день мне позвонили и сообщили, что Анатолий Филипович лежит в районе остановки. У нас здесь в Кудепсте есть высококвалифицированный военный врач, который прошел Чечню, и имеет большой опыт врачебной практики. Я сразу же позвонил ему, попросил, чтобы он туда поехал и сделал все возможное для того, чтобы Махновский остался жив. На место он приехал очень быстро, буквально через 5-10 минут позвонил и сообщил, что когда Анатолий Махновский падал, он ударился затылком о бордюр и получил перелом основания черепа. Увы, это и стало роковым для него. У него произошел банальный инфаркт, возможно, если бы не это трагическое обстоятельство, его можно было бы вылечить…
А потом пришло время выбирать нового председателя. Собрался Совет ТОСа, туда пришли представители городской и Хостинской администрации и заявили, что Васильев председателем не будет, даже если и будет, мы через суд его снимем, так что выбирайте другого. Но люди проголосовали за меня.
А не так давно в микрорайоне был создан альтернативный «ручной» ТОС…
- Разве, в одном микрорайоне могут быть созданы два Территориальных Общественных Совета, насколько это возможно и как проходили выборы нового председателя?
- Несколько месяцев назад из состава Совета ТОСа вышло 6 человек. Заявления были написаны в один день, и отданы почему-то не мне, а депутату Городского Собрания Сочи Татьяне Черноваловой. Она их держала у себя и мне ничего не сообщила. Потом я получил от нее приглашение на заседание некоего координационного совета при администрации Хостинского района. Я приезжаю и мне сообщают о том, что наш ТОС ликвидируется по причине того, что в Совете недостаточное количество человек. Хотя мы могли бы их и добрать.
С решением Совета я не согласился, потому что по закону есть три пункта, которые могут служить причинами для роспуска ТОС – по решению суда, по решению самого Совета и по решению конференции жителей. Конференция жителей – это высший орган власти в микрорайоне. Поэтому было решено провести ее в Кудепсте, назначили мероприятие на 25 мая, местом проведения выбрали местный клуб.
В день конференции у ворот клуба был выставлен патруль из представителей полиции и казачества. И жителей пускали только по спискам, проверяли «ты есть в списке? Заходи!». То есть на сход граждан пускали не всех желающих граждан. Понимаете? Люди, оставшиеся за забором, возмущались. Кто-то, разобравшись, что происходит, перелез обратно через изгородь. Те, кого не посчитали нужным пустить на сход, тут же сориентировались и перекрыли вход в клуб тем, кто был в списках. В общем, конференция не состоялась. Видео о том, как все это происходило, было выложено в сеть.
А потом, мы узнали, что новый председатель ТОСа был избран в администрации Хостинского района. Поэтому по бумагам в Кудепсте ТОС другой, официальный. Его члены получают компенсационные выплаты, и помещение было передано им. Но мы фиктивный ТОС не признаем и считаем, что его создание было проведено с нарушениями. Мы продолжаем заниматься общественной деятельностью.
- И о чем мечтают мятежники? Есть какие-то планы, не связанные с борьбой?
- Есть. Очень хотим, чтобы администрация города участок, где так и не построили ТЭС, отдала под зеленую зону. В Кудепсте нет ни одного сквера и ни одного парка. А места для них есть. Причем, мы даже не просим того, чтобы парк нам благоустраивали. В Кудепсте живет 17000 человек, думаю, что 1000 человек, может выйти и посадить по дереву. А если даже и нет, то 200 человек точно выйдут, это я гарантирую. А 200 деревьев – это уже парк. Так что финансирования не нужно, сами справимся. И пускай в нашем микрорайоне будет парк вместо ТЭС.