Будущее Лазаревского независимого театра по-прежнему под вопросом
11 февраля 2013 Лазаревский районный суд города Сочи принял решение о сносе всех помещений Лазаревского камерного театра. Официальная версия звучит, как "нецелевое использование земельного участка".
Однако руководство театра заявляет, что здание было построено без нарушений градостроительных норм, причин для сноса помещений театра не было, так как нет признаков самовольной постройки, присутствуют все необходимые документы, действовавшие на момент строительства. До сегодняшнего дня никто не высказывал сомнений относительно законности использования помещений.
По словам художественного руководителя театра Ларисы Торженсмех, появились заинтересованные в этих помещениях лица, которые и возбудили дело в суде. Суд не давал оповещений, а кассационная инстанция продержала дело без движения более 4-х месяцев. Это дало право считать первоначальное решение вступившим в силу. 24 октября в здание театра на четвертый этаж пришел пристав, который произвел опись имущества, и бригада из 15 рабочих московского подрядчика, выигравшего тендер на снос части здания, начала собирать имущество театра.
Благодаря вмешательству общественности, снос приостановлен до решения суда. Особую роль в сохранении помещения сыграл заместитель главы города Сочи, а в прошлом глава Лазаревского района, педагог Виктор Филонов, посещавший и знающий этот театр.
5 ноября на сайте онлайн-петиций Avaaz.org было размещено обращение в защиту театра «Спасти Камерный театр в Лазаревском», которое планируется направить президенту РФ Путину. Петицию подписали около 2500 человек.
В поддержку театра также высказались председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин и известный актер, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов. "Почему именно театр стал неугоден, почему именно с него надо начинать? На эти вопросы нет ответа. 800 объектов, признанных "самоволками", продолжают свое безмятежное существование, а решено сносить именно театр, который нужен зрителям, нужен детям. Причем не просто театр, а легендарный театр, известный всей стране. Это позорная ситуация! 2014 год объявлен Годом культуры и в его преддверии уничтожают театр для детей", – написал г-н Калягин в письме, опубликованном на сайте СТД и направленном главе Сочи Анатолию Пахомову.
14 ноября Пахомов позвонил руководителю театра и сообщил о приостановке решения Лазаревского районного суда о сносе театра надзорным судом Краснодарского края. Также он добавил, что театр, возможно, получит статус муниципального или останется частным.
20 ноября в Краснодаре состоялось заседание президиума краевого суда, который постановил вернуть дело на повторное рассмотрение судом апелляционной инстанции. По словам Ларисы Торженсмех, худрука театра, это решение вселяет надежду на то, что решение о сносе удастся отменить.
Лазаревский независимый театр учрежден в 1996 году и являлся внебюджетным. Камерный зал театра вмещает до 99 зрителей. При театре работает детская студия «Игра», а в летний период с гастролями приезжают театры из разных городов России, Белоруссии, Украины. Когда театр был еще любительским, в далеком 1993 году, им был учрежден фестиваль "Театр в поисках театра". Он пользовался необыкновенным вниманием: на него съезжался международный театральный люд, лучшие критики, театроведы, профессора ГИТИСа и режиссеры. Именно здесь были открыты такие имена, как Евгений Гришковец, Пермский театр "У моста", который сегодня получает "Золотые маски", замечательный кукольник Владимир Захаров и другие известные в стране коллективы.
"Поднялся весь театральный мир за маленький негосударственный театр, и мы низко кланяемся в пояс жителям, родителям студийцев, всем актерам, которые когда-то выступали на сцене нашего театра. Есть надежда, что театр останется, и будет жить. Мы на протяжении последних десяти лет предлагаем передать его городу, но, к сожалению, до сих пор власти нас не слышали. Чтобы полностью открыть профессиональный театр нужно бюджетное финансирование, утвержденный штат сотрудников. В крае беда с театрами, а здесь, на юге, их просто нет. Мы ничего не просим у города, мы, наоборот, отдаем", - рассказала Лариса Торженсмех.