В четверг, 11 октября, на борту рейса Пермь — Сочи у пожилого пассажира случился эпилептический приступ. Во время него зубной протез попал в горло, началось удушье. Супруга и бортпроводники не знали, как помочь мужчине. История могла бы закончиться печально, если бы на борту не было врача. Стоматолог пермской клиники Ольга Григорьева помогла пассажиру, и он благополучно долетел до Перми.
— 11 октября я возвращалась с отдыха на самолете, — рассказала 59.ru стоматолог клиники «Современная стоматология» Ольга Григорьева. — Во время взлета у 60-летнего мужчины случился эпилептический припадок. Супруга пермяка не знала, что у него такое заболевание, и действовала не совсем верно. Она попыталась открыть рот мужа ложкой для обуви, чтобы слюна могла выйти наружу, и мужчина не захлебнулся, но эффект получился обратным. Женщина случайно сместила зубной протез, который стоял на верхней челюсти, и он попал в гортань.
Протез травмировал горло пассажира, он стал захлебываться слюной и кровью, не хватало кислорода. Ни жена мужчины, ни бортпроводники не знали, как действовать в такой ситуации, поэтому стали искать в салоне медика.
— Когда я узнала о проблеме, сразу пошла к пассажиру, — вспомнила Ольга Григорьева. — Его мышцы лица были очень напряжены, челюсти плотно сжаты. Используя свои знания в медицине, я смогла раскрыть мужчине рот, и его жена достала протез.
По словам стоматолога, экипаж был готов экстренно посадить самолет сразу после начала приступа.
— Я попросила дать мне десять минут и пока не садить самолет, — сообщила Ольга. — Когда время подходило к концу, мужчина начал приходить в себя, и сажать самолет уже не было причин. Оставаться в стороне и надеяться, что пассажиру помогут на земле, я не могла. На посадку потребовалось бы много времени, в которое могло случиться что угодно. Действовать нужно было быстро.
Когда пожилой пермяк очнулся, он рассказал, что не знал о том, что болеет эпилепсией.
— Похожий приступ был у него лишь однажды два-три года назад, — объяснила стоматолог. — Тогда он не придал этому значения, и не обратился к врачу. После приступа в самолете мужчина спросил у меня, что ему следует делать дальше. Я посоветовала ехать домой, поесть, отдохнуть, а потом обратиться к неврологу.
Ольге понравилось, как на проблему пассажира реагировали бортпроводники:
— Они старались сделать все возможное. Когда мужчина очнулся, они приносили ему чай, разговаривали с ним, чтобы он не заснул — это было необходимо, чтобы приступ не повторился при посадке, но, я считаю, что экипаж самолета не был готов к тому, что им придется оказывать помощь пассажиру. Бортовая аптечка была почти пуста, кроме нашатыря там практически ничего не было: ни нужных лекарств, ни тонометра (аппарат для изменения давления). Последний в итоге нашелся у одной из пассажирок. Мне бы хотелось, чтобы авиакомпании уделяли больше внимания составу аптечек.
Также Ольгу удивило, что в «Большом Савино» мужчину, только что перенесшего эпилептический приступ, не встречал медик аэропорта.
— Мужчину не стали первым выводить из самолета, он вместе со всеми стоял в очереди за багажом. В общем, никаких поблажек. Мне непонятно, почему так произошло, — заявила Ольга.