2022 год был экономически более чем успешен для курорта. По данным пресс-службы мэрии Сочи, город принял на отдых и лечение более 7,2 миллиона человек. Туриндустрия перечислила в бюджет города более 1,5 миллиарда рублей.
Эксперт в сфере туризма Дмитрий Богданов, председатель правления Ассоциации отельеров АМОС, рассказал SOCHI1.RU, каким он видит предстоящий курортный сезон.
По его мнению, год будет удачным в финансовом плане — и здесь даже не нужно выводить немыслимые формулы. Всё просто. Сами обстоятельства играют на руку главной здравнице страны. Но, как и всегда, есть нюансы…
Аэропорты других черноморских курортов России закрыты. Стали недоступны многие зарубежные направления, а оставшиеся — сильно затратны. Сокращение рейсов и оживление туризма подстегнули цены популярных Турции и Египта к 200-процентному росту. Только за январь 2023 года удорожание составило 40 %. Сочи тоже поднимает цены. Как ранее сообщалось, средний чек на отдых в февральские праздники в Сочи по сравнению с прошлым годом увеличился на 75 %, в Адлере — вообще на 90 %.
К сожалению, поднимать цены, не меняя при этом качество, — практика утопическая. Именно поэтому Сочи обрастает негативными отзывами разочаровавшихся туристов. Дмитрий Богданов уверен, что отелям и здравницам курорта неплохо бы сдерживать аппетиты, если цена не отвечает качеству.
Про цены
— Туристический сезон 2022-го для Сочи в плане финансов был самым удачным за последние много лет. К сожалению, точную цифру я назвать не могу. Мы, представители турбизнеса, много раз поднимали вопрос, почему эти данные не раскрываются в том объеме, как это нужно рынку. Вот, например, прошли новогодние праздники в Москве и Санкт-Петербурге. Департаменты этих городов сразу публикуют отчет в цифрах: сколько гостей, какой доход. Там хорошо поставлена автоматизация и эти данные открыты. У нас почему-то всё в тени. Нынешний год по цифрам также стартовал успешно. Уже 200 тысяч туристов. При этом цифра лукавая. В одном случае человек пробыл на курорте 1–2 дня и уехал, а в другом — две недели и потратился еще на дополнительные услуги. Это абсолютно разные деньги. Поэтому во всём мире считают не только количество туристов, но ночевки и, что еще важнее, размер дохода.
К сожалению, некорректные данные по Сочи не позволяют отслеживать туризм в динамике и руководителям объектов размещения сложно составлять прогнозы, все сразу стараются выставить цену, как говорится, «с запасом», а это всегда играет и против туристов, и против самого курорта. На мой взгляд, это обусловлено тем, что в администрации города очень не хватает грамотных специалистов с опытом работы в реальном секторе экономики. Есть хорошие юристы, есть специалисты по земельным отношениям, а вот людей из сферы туризма явно не хватает.
Про качество
— В прошлом сезоне был провал по сервису. Катастрофически не хватало горничных. Укомплектованность отелей персоналом этого звена была на уровне 50–60 %. Сами понимаете, как двойная нагрузка на работниц сказывается на качестве уборки номеров. Кроме того, в августе сломались сразу две крупные прачечные в городе. Санаториям и гостиницам негде было стирать белье. Были проблемы с лифтами из-за того, что ушли с рынка зарубежные поставщики комплектующих для ремонта лифтового оборудования. Что в итоге получил турист? Там, где санаториями руководят грамотные управленцы, текущие проблемы решались, гость остался доволен. А в целом?
На мой взгляд, оправданно поднимать цены только при условии роста качества. Не руководствуясь тем, что у российского туриста сейчас нет выбора. Ситуация может очень быстро измениться. — рассказывает господин Богданов.
— Сфера гостеприимства — самая сложная из всех направлений деятельности. Гораздо сложнее, к примеру, чем IT-сфера. Нужно уметь угодить каждому. Семья из четырех человек может иметь абсолютно разные запросы. Супруг рассчитывает на вкусную еду, пиво и размеренный отдых, жена может хотеть активностей, у детей — свои запросы. Нужно уметь работать с целевой аудиторией и правильно занять свою нишу.
Ну и не приукрашивать информацию о себе, честно заявлять о своих возможностях. Не будет у гостей завышенных ожиданий и разочарования.
Как грамотно спланировать отдых (цена/качество)
— Для подбора тура советую обращаться в турфирмы. Сейчас, в январе, можно приобрести путевку в санаторий сроком на 10 дней за 20 тысяч рублей. Да, это будет бронирование на осень, но ноябрь-декабрь — самые удачные месяцы для санаторного лечения. Представьте: ходить на процедуры по жаре. К тому же хочешь сэкономить — бери те даты, которые есть. Готов тратиться — выбирай, какие душе угодно. К сожалению, многие думают, что самостоятельный подбор тура позволит сэкономить деньги, и не идут к опытному турагенту. А это заблуждение. Человек заходит в интернет. Видит первую пятерку предложений (как правило, недешевых, отели специально тратятся на рекламу, чтобы быть в топе запросов), делает вывод, что всё дорого, и уходит. А специалисты, которые сёрфят предложения каждый день, хорошо знают рынок и наличие специальных предложений, могут помочь. Бывает, только за счет знания рынка можно без каких-либо акций взять путевку дешевле, чем в раскрученном месте с некими заманчивыми скидками…
Кроме того, я однозначно убежден, что каждый человек должен раз в год бывать в санатории. Ведь техобслуживание для своего автомобиля люди делают практически в обязательном порядке, а своим здоровьем очень часто пренебрегают. Санаторно-курортное лечение рассчитано на то, чтобы вывести человека из зоны стресса и поместить в зону комфорта. Режим, правильное питание, массажи, физиопроцедуры, бальнеолечение, посещение спелеокамеры — всё это прибавит сил и работоспособности на целый год. Тем, кто не пробовал, очень советую начать. Вы сами заметите, как станете легче просыпаться, лучше восстанавливать силы за ночь. Это важно.
Дополним, что в последнее время люди стали проявлять интерес к санаторному лечению. Сказалась пандемия. Население стало внимательней относиться к здоровью. Однако почти две трети россиян ездят в санатории, чтобы похудеть! «Яндекс» провел опрос о предпочтениях отдыхающих. Результаты исследования весьма любопытны: для 64 % опрошенных главная цель поездки в санаторий — сбросить лишний вес, 21 % россиян едут, чтобы просто провести отпуск с пользой для здоровья, и только 15 % ставят в приоритет прохождение комплексного обследования.