Министр императорского двора и уделов Владимир Федорович Адлерберг предложил передать в заведование удельного ведомства участок земли при устье реки Дагомыс для постройки дачи для Его Императорского Величества. 3 февраля 1870 года последовало повеление Александра II передать этот участок в собственность Ея Величества под заведыванием удельного управления, отвергнув предложение о каких-либо постройках.
Во исполнение таковой монаршей воли, выраженной затем еще и в Высочайшем указе, данном Правительствующему сенату 18 августа 1870 года, уделы приняли в свое заведывание означенный участок.
Однако для освоения имения в то время были крайне неблагоприятные условия. После Кавказской войны значительная часть населения покинула край. Пути сообщения полностью отсутствовали. Уделы не могли производить значительные затраты, и потому ограничились лишь постройкой усадьбы для администрации имения и устройством небольшой пасеки и фруктового сада. Управляющим имения Дагомыс стал Г. Ф. Успенский.
После Русско-турецкой войны 1877–1878 годов условия еще ухудшились, опять уменьшилось население. Попытки переселения русских пока не увенчались успехом. Некоторые соседи имения Дагомыс после неудачных попыток собственного хозяйства, желая извлечь хоть какие-то доходы от своих земель, стали сдавать их для пользования армянам.
Уделы сохраняли имение Дагомыс в том виде, как они приняли его в свое заведование, и, не предпринимая никаких мер к его устройству, выжидали более удобных для этого обстоятельств.
Дождались улучшения к 1894 году. Было построено береговое шоссе от Новороссийска до Сухума, появились новые переселенцы. Удельное управление сочло, наконец, своевременным приступить к осуществлению новой, более широкой программы хозяйственного устройства имения Дагомыс и эксплуатации его природных богатств. Было обращено особое внимание на плодоводство и скотоводство, которые при богатстве почвы и подходящих климатических условиях должны были дать весьма хорошие результаты. Были сделаны крупные денежные затраты на устройство дорог и на расчистку леса под угодья.
В 1894 году было намечено устройство промышленного сливового сада на 50 десятин, кроме того, для устройства фермы молочного и мясного скота начаты расчистки пастбищ. Приступив к этим работам, удельное управление сочло своим долгом довести о них до сведения Николая II во всеподданнейшем отчете по Министерству уделов за 1895 год.
На полях отчета Николай II написал, что ему угодно, чтобы в имении Дагомыс со временем был построен для него дачный дворец.
Теперь удельное управление должно было постоянно иметь в виду при выполнении своих хозяйственных планов, что имение может служить местопребыванием императора, и поэтому при строительстве зданий молочной фермы и служебных зданий руководствоваться соображением, чтобы внешний вид построек соответствовал будущей царской резиденции, что увеличило расходы. Значительно увеличили расчистки местности, выбрали место для постройки дворца.
Выбор места для дворца
Начальник Главного управления уделов князь Леонид Дмитриевич Вяземский, осматривая имение, нашел, что возвышающееся примерно на 300 футов над уровнем моря плато близ впадения реки Дагомыс в море по своему весьма живописному положению и меньшей влажности было бы вполне пригодно для возведения дворца и дворцовых построек. Для того чтобы детально определить расположение будущих построек, 19 сентября 1895 года князь Вяземский командировал в Дагомыс директора императорской Петергофской гранильной фабрики Андрея Леонтьевича Гуна. Он взял в помощники художника 1 степени по архитектуре Германа Давидовича Гримма. Гримм не смог составить план, потому был приглашен межевщик Сигин.
Рабочих для нивелировочных работ обязали предоставить управляющего имением Дагомыс Г. Ф. Успенского.
Вся местность, окружающая эту площадку, представлявшая ранее почти непроходимую лесную заросль, разрежена и расчищена, чтобы дать больший доступ воздуху и солнцу и устранить скопление влаги, одновременно с этим устроено дренирование этого пространства посредством канав, облегчающих воде сток к морю. Зимой 1896 года расчищали долину реки Дагомыс 230 рабочих. В декабре сильный снег помешал продолжению этих работ.
Вяземский предполагал следующие постройки:
небольшой двухэтажный дворец в 15–20 господских комнат;
дом для свиты;
флигель для прислуги, человек на 20;
казарма для охраны;
кухня и помещение для десяти поваров;
конюшня на 20 лошадей, с помещением для 15 конюхов и со складом для сбруи;
крытый сарай на 10 экипажей и еще десяток других необходимых построек.
Приглашен из Тифлиса архитектор Александр Григорьевич Озеров. Ждали из Петербурга еще и академика архитектуры Антония Осиповича Томишко, но он по неизвестным мне причинам в Дагомыс не приехал.
Начало строительства имения
В 1896 году Озеров начинает проекты фермы, молочной, конюшни и дома управления. Вместе с инспектором Кавказских удельных имений Виктором Николаевичем Мартыновым (сыном того самого пятигорского дуэлянта!) в ноябре стали искать места для построек. Дело это было непростое из-за холмистой местности и густых зарослей леса с колючкой и ежевикой. Приходилось прорубать просеки. Место нашли, а заодно нашли и строительные материалы, заготовили известь, лес, даже открыли месторождение нескольких сортов мрамора.
Дом управляющего строят в 1898 году. Озеров приезжал в Дагомыс шесть раз.
В рапорте от 2 июня 1899 года в Главное управление уделов инспектор В. Н. Мартынов сообщал: «При посещении моем имения Дагомыс в апреле сего года и затем в конце сего мая, совместно с архитектором Озеровым, выяснилось на месте, что постройки 1897 г. (ферма, молочная, баня, водопровод и шоссе к новой усадьбе), а равно и 1898 г., дом управления и конюшня, почти совершенно окончены, а равно и счета по ним закончены настолько, что теперь же можно достаточно точно выяснить результат исполнения».
Увидеть постройки А. Г. Озерова мы можем благодаря фотографиям С. М. Прокудина-Горского, сделанным в 1912 году.
При въезде в имение Дагомыс была установлена колонна проекта Александра Озерова. Есть некоторая вероятность сохранения этой колонны (правда без двуглавого орла) в районе бывшего санатория «Ставрополье». Я лично видел эту колонну (не зная тогда ее истории) в 1990-е годы прямо под указателем «Межколхозный санаторий "Ставрополье"».
Прекрасный сад
Осенью 1898 года был приглашен в Дагомыс директор рижских городских садов, известных своей красотой и образцовым содержанием, садовник Георг Фридрих Фердинанд Куфальдт, специально занимающийся разбивкой больших парков.
Был сделан эскиз парка, намечены на расчищенных пространствах новые посадки в соответствующих склонах и ложбинах групп деревьев различных пород и трассированы дорожки.
Чертеж плана парка Куфальдт не смог выслать из Риги почтой из-за длины рулона кальки. Пришлось 30 марта 1898 года отправлять его по железной дороге. При подготовке статьи я смотрел этот план в Российском государственном историческом архиве. Его, конечно, уже многократно сложили. Целиком развернуть его, и тем более скопировать, я при всем желании не смог бы, но представление о мельчайших подробностях проекта получил.
Не стал я копировать и огромный список растений, приложенный Куфальдтом к плану для посадки их в парке. Были в списке пинии, магнолии крупноцветковые, японские камелии, альбиции, гинкго, араукарии.
Для проекта требовалось:
3089 деревьев;
23428 кустарников;
9014 хвойных растений;
282 пальмы, агавы;
675 вьющихся роз;
2500 многолетних растений.
Куфальдт заказывал деревья и кустарники в имении у Хлудова и Гарбе (Сочи), Бреннира (Сухум-кале), Успенского (Дагомыс), Левавассе (Усси во Франции), Шпета (Берлин), Вагнера (Туккум), Роте (Одесса) и Шибл (Екатеринодар).
Работы по разбивке парка в имении Дагомыс начались в начале мая 1898 года помощником Куфальдта, старшим садовником Кеппеном. Сам Куфальдт выехал из Риги в 5-недельный отпуск для работ в Дагомысе 26 сентября 1898 года.
Из имения Хлудова и из Сочинской опытной станции саженцы привозили арбой. Остальные — пароходами по морю. 4 февраля 1899 года Кеппен сообщал, что заказанные во Франции и Германии деревья прибыли в нехорошем виде. Прибыли в Батум в начале января, но из-за сильных бурь в Дагомыс попали только 1 февраля. Кстати, саженцы удалось выходить.
В 1899 году В. Н. Мартынов написал рапорт о проверке работ в имении. Произошедшие оползни инспектор объяснил ошибками Куфальдта. Кроме того, было зря уничтожено много существующих деревьев, которые вполне можно было сохранить для парка. Названы и другие примеры напрасных трат. Даже осла для работ купили за 25 рублей, а можно было за 6!
15 ноября 1899 года садовника Кеппена освободили от службы в уделах. Куфальдту сообщили, что более нет надобности в его поездках в это имение. Дворец в Дагомысе так и не построили. Царь ни разу в этом имении не побывал.