Старая краснополянская дорога, которую много лет не использовали и куда рискуя ездили за красивыми фотографиями, обретает новую жизнь. Там началась реализация первого этапа проекта «Музей истории строительства горных дорог России Ахцу». Сейчас по скальному участку, который в народе называли «Пронеси, Господи!», в ущелье Ахцу по высеченной прямо в скале дороге начали укладывать шпалы и рельсы узкоколейки. Как рассказали авторы проекта, на трассе построят туристическую железную дорогу протяженностью 1700 метров и пустят небольшой поезд на три вагона. На пути следования будут две остановки, для этого на трассе организуют смотровые стоянки. Предполагается, что объект будет работать круглогодично. На первом этапе туристы будет отправляться туда за красивыми горными пейзажами. Но со временем авторы проекта планируют создать в горах музей, площадки для отдыха, а потом и небольшой парк аттракционов.
Сейчас на объекте укрепляют горные склоны, все смотровые площадки, где будут гулять туристы, защитят от камнепадов специальными сетками. А железнодорожный состав сделан из прочных материалов, которым не страшны падения даже самого большого камня. Открыть узкоколейку планируют этим летом.
Строительство шоссе от побережья до селения Красная Поляна началось в 1897 году на выделенные из государственной казны средства. Его протяженность составила 45 вёрст. До этого единственным путем сообщения с горным селением служила старая конная тропа, которая шесть месяцев в году была непроходима из-за снегов. Жители Красной Поляны заранее запасались провизией на всю зиму. До открытия шоссе это было глухое селение,э с одним фельдшером на всю округу, у которого не было достаточного количества лекарств. Первая школа открылась в 1886 году, в ней было три класса, один учитель и не более четырех десятков учеников. Сначала на греческом, а потом и на русском языке преподавались письмо, основы арифметики, Закон Божий и природоведение. Торговля тоже не была развита — две-три частные лавки не предлагали жителям даже керосина и соли, в результате за ними ходили в Сочи, что занимало несколько дней.
Краснополянское шоссе строилось в невероятно тяжелых условиях: необходимо было буквально вырубать его в скалах, для чего часто использовали взрывчатку. Особенно тяжело было прокладывать полотно дороги через ущелье Ахцу. Лом, кирка и лопата были основными орудиями труда, об этом сообщает портал «Архитектура Сочи». Маленькие заработки, плохое снабжение, свирепствовавшая в то время малярия создавали невыносимые условия для строителей. Немало было жертв среди них.
Шоссе открыли для движения в 1899 году. Государственной казне строительство обошлось в 1 миллион 60 тысяч руб. В этот же год Красная Поляна была переименована в Романовск, но это название долго не продержалось.