Сочинский краевед Владимир Костиников нашел уникальные данные о том, как в Сочи появилась первая школа и откуда взялась первая учительница. Об этом он рассказал в очередном историческом очерке.
25 июля 1882 года состоялся первый в истории Сочи концерт. Он прошел по инициативе попечителя сочинского округа штабс-капитана Константина Семеновича Козлова. Во время концерта шел сбор средств на будущую школу.
Козлов организовал вокально-музыкально-литературный вечер в пользу открывающейся школы. В мае 1882 года в Сочи (он же посад Даховский) с двенадцатью учениками приехала Мария Арсеньевна Быкова. В своих воспоминаниях она писала:
«…местное начальство сосредотачивалось в лице так называемого попечителя. Мелкую полицейскую службу исправляли двое "базарных", из которых один был безрукий. Попечитель был добрый человек, сочувствовавший всякому хорошему начинанию и очень сокрушавшийся о том, что местному населению негде учить своих детей. Бойкость и открытый вид привезенных детей сразу расположили к ним местное население. После первых дней, посвященных устройству на новом месте, я переговорила с попечителем об открытии школы. Он решил воспользоваться в моих интересах ожидаемым проездом попечителя Кавказского учебного округа. Кончилось тем, что мне позволили открыть школу немедленно, т. е. начать занятия, обещая утвердить ее формально в самом непродолжительно времени».
Сочинцы отнеслись к доброму делу с теплым и живым участием. Вмиг объявились пианисты, скрипач, певцы — все сразу откликнулись на хороший призыв. Больше всего аплодисментов выпало на долю певицы г-жи Ш-ой и певца г. Д-ва (досадно, что в газетных публикациях не указали полных имен).
Сбор средств в пользу школы получился очень солидным — около 100 рублей, хотя сочинцев тогда было всего 200 человек. После этого Мария Арсентьевна Быкова писала: «К осени мы могли уже занять большую квартиру. Школа была известна во всей округе. Даже черкесский старшина, с виду очень почтенный старик, приезжал познакомиться со школой и просил принять его внуков в число воспитанников. Получали письма из Сухума и Туапсе с подобными же предложениями. Очевидно, школа отвечала местным требованиям».
Концерт неожиданно вызвал сильный протест строителей сочинской церкви. Дело в том, что военные власти передали им для строительства два больничных барака, сделанных из прочного соснового леса. Но в июне 1882 года сочинский попечитель Константин Козлов в части одного барака сделал приспособление для представлений, где и был дан концерт «к соблазну поселян и казаков и в посрамление религии!» Да еще возле самого барака устроена была палатка для продажи питий!
Скандал этот, к счастью, не помешал дальнейшему развитию культурной жизни Сочи. Через месяц замечательный ученый-энтомолог и активнейший участник многих событий сочинской истории Александр Александрович Старк возвращался после долгой и сложной научной экспедиции по горам Красной Поляны, и уставший, с разодранной одеждой, попал «с корабля на бал».
— Сегодня 30-е августа, день тезоименитства Государя, и по этому случаю попечитель отдела, добродушный и любимый всеми капитан Козлов, дает даховцам бал. Представляют меня какой-то совершенно незнакомой даме, и откуда только она взялась, которая не только надеется, но и требует, чтоб я ее развлекал. Вот положение! — писал Старк. Воспользовавшись каким-то благоприятным моментом, Александр Александрович сбежал с бала и отправился к себе в Уч-Дере.
Константин Семенович Козлов будет еще несколько лет попечителем Сочи. Затем его повысили — он стал попечителем всего Черноморского округа и переехал в Туапсе. В 1886 году он сопровождал по Черноморскому побережью графиню Прасковью Сергеевну Уварову, возглавлявшую тогда Московское археологическое общество. Был свидетелем раскопок Уваровой очень знаменитого дольмена в Джубге.
Последнее место административной службы Козлова — в Благодарном Ставропольской губернии. Там есть мемориальная доска с его именем. А в Сочи нет.