![](https://n1s1.hsmedia.ru/d2/47/af/d247af89c91cebe6e6e80779f7590c9a/656x438_1:5643_2e5cb3881b9ada70c3cf0b429a617ef3@1194x796_0xXDhwvD8e_4729474774798108648.jpg.webp)
Ночью в среду, 3 мая 2006 года, под Сочи в Черное море в 6 километрах от берега рухнул самолет Airbus A-320. Рейс авиакомпании Armavia летел из Еревана на курорт. Погибли 113 человек, из которых 8 членов экипажа.
Эта авиакатастрофа стала крупнейшей в Армении и первой в России с участием Airbus. Сразу появились различные версии случившегося: ошибка пилотов, попадание в смерч и даже захват заложников.
Портал 93.RU вспоминает, что произошло 3 мая 2006 года в небе под Сочи.
Плохая погода и возвращение в Ереван
В ночь на 3 мая 2006 года из аэропорта Еревана в Сочи вылетел рейс авиакомпании Armavia. Судно Airbus A-320 выпустили в 1995 году, а в 2004-м его купили армянские авиалинии. На борту находились 105 пассажиров и 8 членов экипажа.
Самолетом управлял командир воздушного судна, 40-летний Григор Григорян, который работал в компании чуть меньше двух лет. Ранее он летал на Ан-2 и Як-40, на А-320 он налетал 1436 часов. Вторым пилотом был 29-летний Арман Давтян, налетавший более тысячи часов на Airbus. Также в тот день работали пять бортпроводников: Марина Асратян, Лусине Геворкян, Анаида Абелян, Роман Шелеметьев и Армен Арутюнян и авиамеханик Николай Хачатрян.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/8e/5d/6b8e5d230ae497c8b8f797d6bf79d130/656x361_1_09eded5345ac3841a631f99f1697b6dc@2876x1580_0xgxzycVZN_8304725295059155430.jpg.webp)
Полет проходил штатно, время в пути составляло около часа. Через 23 минуты после взлета, в 01:10, диспетчер из Сочи передал экипажу сводку погоды: видимость ниже минимума, облачность. В тот день курорт накрыл холодный фронт, шли непрерывные ливни.
Минимальная вертикальная видимость для аэропорта Сочи (Адлера) — 170 метров, горизонтальная — 2500 метров. Только при соблюдении этих условий на аэродром можно садиться. В 01:10 3 мая 2006-го горизонтальная видимость была 2000 — значит, садиться нельзя.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b4/58/46/b45846a5020824d530c27a64bbf74df3/656x352_1_11354848ce1950916f36371720bd9dac@2860x1534_0xy0Kx052b_2762670721820948847.jpg.webp)
Когда диспетчер сказал, что погода не позволяет садиться, топлива оставалось на час полета. Сначала пилоты предложили подождать и покружить в небе, однако диспетчер передал, что по прогнозу в ближайшие два часа ситуация не улучшится. Рейс решил вернуться в Ереван.
На борту депутаты
Через 15 минут после этого, когда самолет уже находился в зоне ответственности Тбилиси, экипаж вновь связался с Сочи и попросил указать погоду. Ожидая результатов, пилоты сообщили, что у них на борту депутаты. Однако это было неправдой — по данным эксперта по компьютерной реконструкции авиапроисшествий Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики КГУ им. Циолковского Игоря Зырянова, экипаж намеренно дезинформировал диспетчера, чтобы сесть в Сочи.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0d/b6/2d/0db62dd550ae6a923c17a996864021a4/656x357_1_0b9035000f46cc3e89fa59cbc0e83f25@2870x1560_0xVUywWMjX_3154096814099569431.jpg.webp)
Диспетчер ответил, что видимость позволяет сесть в Сочи — погода была на пределе, но соответствовала нормам. Капитан Григорян принял решение развернуться обратно в Сочи, установив автопилот на режим descent mode — автоматическое снижение. Спустя какое-то время летчик сменил режим на open descent, потому что самолет снижался слишком медленно. В этом случае судно игнорирует все ограничения по высотам и скоростям в зоне подхода к аэропорту и снижается до заданной пилотами высоты.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f5/fe/be/f5febe7a78b847a73f28d90449f547fd/656x355_1_ac6e9d525cb7862e510d9ccaf54ff548@2874x1552_0xarHH7oPU_3170694768633899999.jpg.webp)
Пока самолет летел в Сочи, диспетчеры информировали, что высота слишком большая — есть вероятность проскочить поворот на посадку. Так и получилось, поэтому пилотам пришлось разворачиваться на нужный курс. В это время нижний край облачности спустился до 160 метров, погода снова не позволяла садиться. Эта информация вызвала бурную реакцию экипажа: в течение трех минут они ругались на диспетчера между собой.
Несмотря на предостережения, пилоты продолжили снижение и самолет сам вышел на посадочный курс, выпустились закрылки. Погода снова улучшилась и позволяла садиться, самолет шел по заданной траектории и готовился к посадке. Диспетчер подтвердил: погода в норме, до полосы оставалось 10 километров, посадка разрешена.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/1f/21/ba1f2117f8d2ed22909d46000a31bd93/656x355_1_c863aea391ac3436bc0f773b926ef4bc@2872x1550_0x4jSLpzWT_1343630579771333411.jpg.webp)
Психологический ступор
Спустя минуту диспетчер снова вышел на связь и сообщил, что нижний край облачности опустился до 100 метров при норме 170, поэтому нужно брать вправо и набирать высоту. В этом случае экипаж должен сделать стандартные действия: дать двигателям взлетный режим, убрать закрылки на одну ступень, убрать шасси и начать набирать высоту. Летчики этого не сделали. На высоте 340 метров самолет переводится в горизонтальный полет и поворачивает вправо, действий по уходу на второй круг экипаж не выполняет, поэтому самолет не может перевестись на нужный режим. Дальнейший полет и набор высоты проходит в посадочной конфигурации, шасси остаются выпущенными.
Вместо положенных 600 метров экипаж ошибочно выставляет высоту 3200 метров и активирует режим open climb — самолет начинает резко набирать высоту, задирается нос. Из-за того, что самолет круто летит вверх, скорость падает. Звучит сигнализация «скорость» — надо срочно давать тягу двигателям, что экипаж и делает. Самолет ведет себя штатно, но задранный нос и сигнализация вынуждают командира выключить автопилот. Делать это было ошибкой.
Экипаж уменьшает высоту на панели до 2000, но автопилот не снижает машину — к тому моменту он уже отключен. Экипаж попадает в психологический ступор. Далее пилоты полностью взяли ручной режим, отклоняя свои штурвалы в разные стороны — это категорически запрещено. Самолет начинает набирать скорость, звучит сигнал о резком сближении с землей, поэтому сигнал о двойном пилотировании не срабатывает.
Самолет начинает лететь ровно, но со снижением — прямо в воду. Из-за несогласованных действий пилоты так и не смогли начать набор высоты, и судно рухнуло в море — погибли 113 человек
Упорное желание сесть в Сочи
Самолет исчез с радаров в 02:15. Уже через три минуты началась спасательная операция, по сигналу «Тревога» замерилась погода. Из-за шторма в воздух не удается поднять вертолеты, а маленькие судна не могут выйти в море. Только через два часа корабль МЧС «Валерий Замараев» нашел место крушения.
Черное море считается мелким, но как раз у берегов Сочи есть впадина глубиной 400 метров. Обломки находились именно там. С самого начала поисково-спасательная операция осложнялась плохой погодой: дул сильный ветер, шел ливень, в море был шторм.
— Первопричиной было упорное желание сесть в Сочи. В Армении в те времена были очень большие проблемы с керосином. Поэтому все самолеты, прилетая в Сочи, Ростов, Москву и так далее, заправлялись по максимуму, — говорил один из бортинженеров Ту-154 сразу после трагедии.
Первые тела нашли через несколько часов в районе устья реки Мзымта. В спасательной операции участвовали десятки судов МЧС и других ведомств. Из Еревана спецрейсами начали перевозить журналистов и родственников погибших.
Утром 3 мая спасатели обнаружили крупный фрагмент хвостовой части самолета. Следователи возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/70/2d/42/702d42081b23743a3fd0d6d9a412518a/656x368_1_91213371334eaee834447366ac161c06@1892x1060_0xU5D0eakM_6329206123590093469.jpg.webp)
Версии событий
Эксперты сразу предположили, что причиной катастрофы стали плохие метеоусловия. Одной из версий называли смерч, хотя метеорологи сразу отвергли этот вариант. Большинство погибших, тела которых извлекли из воды в первые часы после трагедии, были без спасательных жилетов — значит, всё произошло внезапно и очень быстро.
Еще одной возможной причиной сразу назвали ошибку пилотов: при повторном заходе на посадку диспетчер указывал другую полосу, поэтому экипажу пришлось перепрограммировать посадку. Именно в это время пилоты могли в спешке ошибиться. Представители авиакомпании отвергали эту версию, заявляя, что самолетом управляли опытные летчики.
Наблюдая за маневрами (разворот на Ереван, возвращение на прежний курс, несколько попыток сесть), эксперты предполагали, что у самолета могло закончиться горючее.
Конечно же, не обошлось и без конспирологических теорий: якобы кто-то из очевидцев на земле видел взрыв. Некоторые утверждали, что на борту поссорились криминальные авторитеты и компания сына высокопоставленного армянского чиновника. Выяснение отношений переросло в перестрелку, поэтому пилоты оказались в заложниках.
Один из черных ящиков нашли только 22 мая, а расследование завершилось в феврале 2007 года.
Официальная версия МОК
Через год Комиссия по результатам расследования катастрофы (МОК) пришла к выводу, что самолет был технически исправен, внешних воздействий на него не было. Топлива тоже было достаточно, разрушения самолета в воздухе не было — всё произошло от столкновения с водой. Пилоты были достаточно квалифицированы и перед рейсом более 24 часов отдыхали дома:
— По представленным данным, предполетный отдых экипажа перед вылетом в аэропорт Сочи составил более 24 часов в домашних условиях. Однако внутрикабинные переговоры экипажа свидетельствуют о его невыспавшемся состоянии, что могло повлиять на исход полета. Полет проходил в ночное время, когда вероятность совершения ошибки наиболее высока.
Ошибок в работе диспетчеров Сочи не нашли: они своевременно передавали информацию о сложных погодных условиях. При этом комиссия отметила, что эмоциональная реакция экипажа на изменение погоды была негативной и «могла привести к повышению психоэмоционального напряжения членов экипажа на заключительном этапе полета».
В заключении сказано, что экипаж потерял контроль положения самолета на фоне повышенного психоэмоционального напряжения. Продолжающиеся неадекватные действия КВС сделали ситуацию катастрофической, это также произошло из-за отсутствия контроля второго пилота.
Таким образом, официальной причиной авиакатастрофы назвали ошибку экипажа. Авиакомпания Armavia не согласилась с итогами расследования и назвала их преждевременными.
Что известно о пассажирах
Среди 113 погибших было 85 граждан Армении, 26 граждан России, женщина из Украины и мужчина из Грузии. В том числе на борту находилось шестеро детей. Никаких депутатов, о которых, предположительно, говорил экипаж, не было.
Самым известным пассажиром был 32-летний Артур Тумасян, игрок команды КВН «Новые армяне», сценарист, создатель и продюсер шоу Comedy Club на ТНТ.
По словам друзей, Тумасян был душой компании, много и напряженно работал. Перед гибелью он был в Ереване, где помогал отцу готовиться к переезду в Америку. В ту роковую ночь впервые решился полететь на самолете — он больше всего в жизни боялся этого вида транспорта. Но нужно было срочно вернуться на курорт, где его ждала жена Юлия.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/48/4b/d1484bac5ef1034faa8e2606efe62513/984x1300_1_617a92b1d951e3cb7ddb0c80d67c6988@1182x1562_0xwPqDySOQ_7960875999956464957.jpg.webp)
Тумасян играл в команде КВН вместе с Гариком Мартиросяном. Артист часто оставался за кадром, потому что занимался написанием сценариев.
Также среди погибших были:
61-летний генерал-майор Госбезопасности, бывший председатель КГБ Армянской ССР, первый руководитель спецслужб Армении Усик Арутюнян. В последние годы жизни возглавлял филиал российской компании «Закнефтегазстрой-Прометей»;
сын бывшего министра национальной безопасности Армении Арам Петросян;
бывший руководитель гражданской авиации, экс-директор Armavia Вячеслав Яралов. Он летел с супругой Сусанной Халаджян на похороны тещи;
криминальный авторитет Бениамин Хачатрян по прозвищу «Бено Ростовский»;
директор VIP-службы аэропорта «Звартноц» (Ереван) Альберт Азарян.
Именно из-за них появилась версия о криминальных разборках на борту — якобы некоторые пассажиры звонили родственникам незадолго до трагедии и сообщали о стрельбе. Напомним, МОК это опроверг.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a5/2e/22/a52e2294d4a959e9f810f1624c88eb8e/656x438_1_3c69076d0d3fb02a110497be44a7aac9@1200x800_0xe0ldw0vb_4596722501162028891.jpg.webp)
Оператор Общественного телевидения Арман Гарибян вспоминал, что, узнав о катастрофе, сразу прилетел в Сочи. Он вместе со спасателями собирал с моря останки людей, затем их отвозили в ангар для установления личности. Рядом находились родные и близкие погибших.
— У людей, убитых горем, на руках были фотографии детей, родных и близких и венки, которые они должны были пустить в море. У меня тряслись руки, но надо было снимать и, несмотря ни на что, выполнять свою работу.
В 2015 году в Армении вышла мелодрама «Прерванный полет», основанная на реальных событиях.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».