Прямо под Новый год жители дома № 4 в переулке Коротком на Гумарии в Сочи узнали, что Четвертый кассационный суд общей юрисдикции оставил их жалобу на решение Адлерского районного суда, который признал их многоквартирник самостроем и постановил снести, без удовлетворения. Владельцы помещений очень надеялись на это решение суда, но новогоднего чуда не произошло. Даже несмотря на то, что в кассации представители администрации поддержали их жалобу.
— Несмотря на все наши усилия и диалог с администрацией города, кассационная инстанция отклонила нашу жалобу. Решение суда осталось в силе. Наш дом признали самостроем и подлежащим сносу. Я в шоке. Еще весь дом не знает. Мы не знаем, что делать дальше! Конечно, мы пойдем в Верховный суд. Это просто катастрофа. Нас сделали бомжами, — рассказала корреспонденту SOCHI1.RU Марта Нетелева.
Сначала администрация Сочи с владельцами жилых помещений в переулке Коротком вообще разговаривать не хотела, но люди через прокуратуру добились коммуникации, надзорный орган дал поручение найти вариант решения.
— Долго обсуждали и пришли к мнению, что они поддержат нашу жалобу, ссылаясь на то, что объектом исследования был другой объект, а также что объект не угрожает никому. Мало того — от представителя администрации прозвучало, что ввиду социальной значимости объекта и поручений президента РФ его нужно сохранить. Но увы, суд это во внимание не принял, — рассказала Марта Нетелева.
Мы рассказывали о том, как владельцев жилых помещений в домах на Гумарии, которые строила компания «Стройдом», по иску городских властей лишили собственности. Пока люди покупали помещения в доме, делали в них ремонты, получали документы, администрация, как оказалось, еще в 2020 году подала иск к застройщику о признании дома самовольной постройкой, поскольку он построен на участке под ИЖС, но тогда строители еще не размежевали общий участок на два для второго дома. А когда они это сделали, кадастровые номера изменились. В связи с этим в 2022 году администрация уточнила исковые требования и вышла с иском уже к собственникам жилых помещений.
— Дом поставили на кадастровый учет еще в 2019 году, получили документы. А потом через суд делили его на помещения. Это решение вступило в законную силу, его никто не обжаловал. После того как разделили помещения, стали их продавать. Мы жили все прекрасно, о том, что на нас есть судебное дело, мы не знали. В июле 2022 года администрация делает уточнение исковых требований, и ответчиками делают всех нас и даже несовершеннолетних детей, кто в доле, здесь оформлены по маткапиталу, — рассказывает Марта.
Главная претензия властей — нет разрешения на строительство многоквартирного дома. Покупался земельный участок уже с разрешением на строительство, правда, индивидуального жилого дома. Оно действует до сих пор — до 2028 года. Тогда дом был заявлен с огромной площадью — 1600 квадратов.
Адлерский районный суд удовлетворил иск администрации, поскольку увидел признаки многоквартирности. При этом была проведена судебная экспертиза объекта, которая показала, что дом соответствует всем требованиям — пожарным, строительным, санитарным, есть небольшие отступы, но это можно исправить. В судебном деле есть акт обследования объекта, который делал департамент земельного контроля администрации города, правда, на фотографиях не их дом, утверждают владельцы помещений. Обследование проводили 20 мая 2020 года и увидели объект без окон, без дверей, без облицовки. Но к тому времени дом № 4 уже стоял на кадастре и был готов — подключена вода, электроэнергия, первые владельцы помещений заселились в 2019 году. Чиновники фотографировали второй дом, который действительно еще строился.
Самое интересное, что администрация Сочи не остановила строительство самоволки на начальном этапе. Вместо этого дому № 4 в Коротком переулке официально присвоили адрес, подвели электричество, газ, выдали квитанции на оплату. Арест наложили только в 2021 году, когда почти все квартиры были проданы.
Люди намерены идти в Верховный суд, просто так снести свое единственное жилье, в покупку которого вложили все деньги, которые они заработали за жизнь, они не могут. А по решению суда свой «самовольный» дом они должны сломать сами.