Аэропорт Сочи попросил открыть небо для иностранных авиакомпаний, это позволило бы им летать через аэрогавань курорта в третьи страны. Минтранс отказал в этом, объяснив защитой отечественных перевозчиков.
Аэропорт Сочи запросил снять некоторые ограничения межправительственных соглашений об авиаперевозках, сроком на три года: с 2024-го по 2027 год, сообщает РБК со ссылкой на генерального директора «Аэродинамики», компании, которая владеет и управляет аэропортом Сочи, Алексея Старостина. Запрос был направлен в Минтранс в конце 2023 года.
— Въездной иностранный туристический поток в Сочи крайне низок, несмотря на введение в действие с 1 августа 2023 года электронной визы для въезда в Россию для иностранных граждан 55 стран, — отмечает в письме Старостин. Он также указывает на то, что российские авиакомпании имеют ограниченные возможности по выполнению международных рейсов, а запуск новых направлений иностранных перевозчиков сдерживают межстрановые соглашения.
В них, как правило, с обеих сторон оговариваются ограничения по количеству авиакомпаний и рейсов, которые могут выполняться в третьи страны. Введение пятой степени «свободы воздуха» позволяет обходить часть ограничений — перевозчики могут летать между двумя зарубежными странами, если перелет начинается или заканчивается в стране регистрации авиакомпании. Аэропорт второй стороны соглашения в этом случае считается пересадочным хабом.
Старостин утверждает, что авиакомпании из стран Ближнего Востока и СНГ заинтересованы в открытии рейсов в Сочи, но со снятием ограничений по пятой «свободе воздушного пространства» и использованием Сочи в качестве транзитного пункта. «Открытое небо» помогло бы создать новые международные маршруты, способствовало бы развитию конкуренции авиаперевозчиков, снижению стоимости авиабилетов и развитию въездного туризма.
Страны, чьим перевозчикам можно открыть небо: Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Иорданию, Оман, Ливан, Пакистан, Ливия, Сирия, Эфиопия, Тунис, Марокко и ЮАР. В случае одобрения режима прогнозируются незначительные объемы перевозок на новых направлениях — «до 5% от общего пассажиропотока аэропорта, что не скажется на обслуживании рейсов и на подтверждении слотов российских авиакомпаний», отмечает Алексей Старостин.
— Это важный элемент для развития трансферных перевозок через аэропорт Сочи в третьи страны, а также один из инструментов для развития въездного туристического потока и привлечения иностранных граждан в курортную столицу России и на всё черноморское побережье, — отметили в пресс-службе «Аэродинамики».
Режим «открытого неба» действовал в Сочи с 2014-го по 2016 год.