Что будет происходить с олимпийским транспортом, общественным и личным, во время Игр в Сочи
От того, насколько эффективно будет организована доставка представителей различных клиентских групп, проще говоря, спортсменов, болельщиков, судей, представителей «олимпийской семьи», почетных гостей, успех проведения Олимпиады зависит не меньше, чем от организации самих соревнований. Опыт транспортников экс-олимпийских столиц, и городов, принимавших другие крупные спортивные состязания, а также план организации «олимпийских» перевозок в Сочи обсудили за круглым столом в Едином информационном центре специалисты АНО «Транспортной дирекции Олимпийских игр» Сочи и представители транспортных департаментов Варшавы, Лондона, Вены, Алматы и Киева.
Ожидается, что Олимпийские игры в Сочи посетят десятки тысяч туристов, представляющие различные клиентские группы. Каждая из групп играет определенную роль в ходе проведения Олимпийских игр и имеет определенное назначение, всех их надо вовремя привезти и увезти с соревнований. Для этого, по словам специалистов-транспортников, нужно предоставить выделенные олимпийские линии дорог, по которым будет ходить только специализированный транспорт, создать график маршрутов, эффективную систему информирования и взаимодействия координационного транспортного логистического центра со службами, обеспечивающими безопасность: полицией, пожарными и скорой помощью.
Чтобы перевозки были надежными и комфортными и соответствовали мировым стандартам, как пояснил начальник отдела транспортной безопасности АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» Артем Гусаров, разрабатываются отдельные планы перевозки для каждой группы гостей, основанные на потребностях клиентских групп и на расписаниях соревнований. Учитывая масштабность предстоящего мероприятия и особенности Сочи, сделать это непросто. К тому же перед «Транспортной дирекцией Олимпийских игр» стоит еще вопрос обеспечения безопасности пассажирских перевозок, а это целый комплекс мер.
Планируется, что с учетом перераспределения пассажиропотока с автомобильного на железнодорожный транспорт, будут функционировать транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) или хабы, а для личного транспорта - перехватывающие парковки. Именно на перехватывающих парковках в Сочи хотели ранее сделать акцент, но, по словам коллег транспортных департаментов зарубежных стран, где проходили масштабные мероприятия с участием сотни тысяч человек, перехватывающие парковки практически не востребованы. Основной поток туристов прибывает в город и в дальнейшем перемещается именно на общественном транспорте, а не на личных автомобилях. Парковками, как правило, пользуется специализированный обслуживающий транспорт, машины Оргкомитета и местные жители.
В Сочи уже готовы к Играм часть автобусов большой вместимости – это автобусы марок ВОЛГАБАС-527005 и ЛиАЗ-529230. В дни Олимпиады они будут перевозить несколько клиентских групп: спортсменов, зрителей, представителей СМИ и персонал. В начале октября автобусы прошли тестирование на сочинских дорогах. Сотрудники Транспортной дирекции смотрели, как в реальных условиях машины парковались в зонах посадки и высадки пассажиров, на парковках спортивных и неспортивных объектов. Оценивалась способность разворота автобусов в условиях существующей городской инфраструктуры и поведение на горных трассах.
По опыту зарубежных коллег, основная нагрузка по принятию клиентских групп в городе во время Игр ляжет на воздушный транспорт, в меньшей степени - на железную дорогу. Организация работы аэропортов и ж/д вокзалов, в соответствии с сертификационными требованиями безопасности, как пояснил Артем Гусаров, не представляет особой проблемы, так как в области безопасности у авиалиний есть хороший опыт, а теперь и на ж/д терминалах имеется полная техническая оснащенность и пункты досмотра. Правда, пока не понятно, как они будут справляться с большим пассажиропотоком, ведь даже сейчас, работая в штатной режиме, у терминалов на ж/д вокзале скапливается очередь.
Как сообщил Гусаров, все объекты транспорта, задействованные в проведении Олимпиады 2014 года в Сочи, оснащены инженерно-техническими системами безопасности – это видеокамеры и система спутниковой навигации, тревожные кнопки для вызова спецслужб, рация, постоянная связь с логистическим центром.
- Меры, принимаемые в Сочи для проведения Олимпиады, беспрецедентны, подобных нет ни в одной стране мира. Безопасность транспортных объектов безупречна, - заявил Гусаров. - За три года реализации президентского указа об обеспечении безопасности пассажирского транспорта было выделено государством на эти цели 5,5 млрд. руб. Половина этих средств ушла в ЮФО и, соответственно, в Сочи.
Как рассказал Гусаров, для перевозки участников Игр будет задействовано 963 автобуса 3-х перевозчиков, оснащенных системами безопасности. Спецавтопарки дирекции имеют высокое ограждение 2,25 метра, в каждом из них порядка 50 камер видеонаблюдения, охранная сигнализация по периметру, датчики движения, досмотровой комплекс. Эти меры позволят еще до выхода автобуса на линию проверить его на предмет безопасности. Каждый транспортный объект получает специальный паспорт. Эксперты проводят обследование на предмет уязвимости каждого транспортного объекта, и это не только машины, но и дороги, мосты, диспетчерские центры, авто и ж/д вокзалы, парковки и т.п. Часть объектов Сочи уже получили такие паспорта. На других объектах завершается оценка уязвимостей. К тому же, все транспортные объекты Сочи - мосты, тоннели, вокзалы - оснащены датчиками движения, системами видеонаблюдения, охраны, контроля удаленного доступа, газоанализаторами. Функционирует логистический транспортный центр, который в режиме он-лайн контролирует все транспортные объекты и передвижной пассажирский и грузовой транспорт специализированных служб Сочи.
Гусаров подчеркнул, что основная политика транспортной безопасности направлена «на предотвращение фактов незаконного вмешательства, включая теракты, ликвидацию и минимизацию их последствий».
- На Олимпиаде в Сочи будет организовано полицейское сопровождения транспорта, связанного с обеспечением олимпийских перевозок, будет применяться регулярное кинологическое обследование критических элементов объектов транспортной инфраструктуры, на отдельных участках может вводиться ограничение движения, вплоть до полного запрета на проезд частного автомобильного транспорта в зону Олимпийского парка и прилегающей к нему зоны, выделение зон посадки и парковки для автобусного обслуживания. Автобусы должны будут оставаться на парковочных зонах вблизи соревновательных объектов во время проведения мероприятий, - пояснил Гусаров.
Зарубежные коллеги-транспортники и специалисты по безопасности рассказали о том, как в их странах проходили большие мероприятия, об основных и частых ошибках и о верных методах действия при тех или иных ситуациях, часто имеющих место при больших скоплениях людей. Самое важное, по их словам, это постоянная и своевременная координация действий всех служб и оперативная информация. Сюда входит даже метеосводка.
Во всех странах, чтобы успешно провести масштабное мероприятие в городе, неизменно перекрывается движение по центральным городским магистралям. По дорогам может передвигаться только аккредитованный транспорт, а на время церемоний открытия и закрытия Игр и соревнований центр города становится пешеходным. В некоторых странах был опыт передвижения на велосипедах, но, как показала практика, не очень успешный. В выигрыше оказывались те города, где есть метро. Наличие метрополитена существенно облегчает доставку пассажиров к местам проведения больших спортивных событий. В Сочи планируется переложить часть транспортной нагрузки на внутренние ж/д пути, в частности, те, что ведут к горному кластеру, где будут проходить соревнования, но основным транспортом останутся автобусы большой вместимости.
Что касается обслуживающего Игры персонала, то люди также будут доставляться к объектам специализированным транспортом. По уверению Гусарова, АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» провела моделирование доставки всех клиентских групп и обслуживающего персонала с запасом в 15%, что означает, что недостатка в "олимпийском" транспорте не будет.
От редакции: В отсутствие столь же подробных официальных комментариев по вопросам организации дорожного движения в районах города, удаленных от Имеретинки и Красной Поляны, остается только надеяться, что в Сочи учтут опыт Украины: сосредоточившись на непосредственных местах проведения соревнований, там забыли учесть любознательность и активность иностранных зрителей. Если сбудутся предсказания пессимистов (сочинцам тем или иным способом перекроют возможность свободно передвигаться по городу иначе, как пешком, "чтобы не путались под ногами"), на исторической репутации Олимпиады появится еще одна трещина.