«Золото» красноярского спортсмена стало четвертым для России на Сочи-2014 и первым – в истории российского скелетона
Первую «легенду» российского скелетона, победителя Олимпийских игр в Сочи Александра Третьякова, уже окрестили «русской ракетой». Сочинский чемпион – милый и обаятельный, простой красноярский парень. Дома жена с дочуркой заждались. В жизни интересы увлечения и проблемы – как и у всех. В общем, при случайной встрече ни за что не догадаешься, что он – герой…
- Александр, когда пришло понимание, что победил? Что почувствовал, с кем из родных, в первую очередь, поделился радостью?
- Почувствовал огромное облечение. Такой груз с плеч упал, четыре года висел… А потом был огромный прилив радости. Со мной родных не было. Вся семья и родственники мои остались в Красноярске. Им легче по телевизору было смотреть и болеть за меня, чем вживую переживать. И мне тоже спокойнее. Сразу семье позвонил – жене, родителям. Мне кажется, они больше переживали, чем я.
- Некоторые говорили что «Олимпиада тает» - слишком жарко. Как погода повлияла на выступление скелетонистов?
- Погодные условия просто замечательные для выступления были. После теплого дня вечером для скелетона лед был в идеальном состоянии. Очень комфортно было выступать всем. С одной стороны, тепло, а с другой - лед хороший. Намного лучше, чем при минусовой температуре. И сами за себя результаты говорят.
- Одни спортсмены считают, что «домашняя» Олимпиада – это более сложные соревнования. По мнению других, выступать «дома» легче. Вы на какой стороне?
- Лично я с детства люблю выступать на «домашних» соревнованиях. Надо сказать, что «домашняя» Олимпиада - это и необычно, и хорошо. С одной стороны, ты «дома» - нет лишнего стресса. Чувствуешь себя спокойно и уверенно. Тут как говорят и стены помогают. Ведь здесь тренировался и тут же выступаешь. Но с другой стороны, это большая ответственность, нежели чем выступать вдали от дома. Все болельщики твои здесь и переживают за тебя. Нельзя подвести и разочаровать. Хочу сказать, что на общую победу все работали, не только тренер, но и медперсонал, и механик. Болельщики нас поддержали колоссально. Просто гнали вперед и на старте, и по трассе - чувствовалась энергетика! Очень помогло, спасибо всем, кто пришел на соревнования и болел за нас.
- В какой момент стало понятно, что медаль – уже «в кармане»?
- Поверил в победу, когда пересек финишную прямую - в четвертом заезде. Когда закончил четвертый заезд, ощутил, что четвертая попытка удалась: преимущество удержал, а может, и улучшил. Тогда и понял. У нас отрыв был всего в 5/10. При таком результате у нас в скелетоне – цена одной или двух серьезных ошибок и можно вообще отлететь за пределы призеров. Поэтому во время самих соревнований вообще не думал ни о медалях, ни о призовых местах. Просто настроился на заезд, смотрел вперед, просчитывал траекторию. Здесь невозможно думать ни о чем, кроме трассы.
- Как настраивались на победу?
- Ничего необычного. Перед соревнованиями гулял. Отдыхал в номере. Смотрел телевизор. Приехал на трассу и уже здесь стал настраиваться на прохождение, на разбег, разминаться. А вообще самый лучший настрой - это атмосфера самих соревнований. Здесь все приходит само. Ведь Олимпиада – это особая энергетика, адреналин. Все это настраивает на нужную волну и на победу. Это чувствуется. Но для меня самого Олимпиада, по-настоящему началась только после окончания заездов. Теперь смогу смотреть матчи, соревнования. Постараюсь посетить их как можно больше. Буду болеть за «наших».
- Как проходила акклиматизация?
- Мы сюда приехали за месяц до Олимпиады из Германии. Тут, в горном кластере Красной Поляны высота, кстати, небольшая. А в Германии тоже было тепло, плюсовая температура. Так что разницы я не заметил. Проблем с акклиматизацией не было.
- На сочинской Олимпиаде отмечается особо высокая активность спортсменов в соцсетях: комментарии, фото выкладываются большом количестве. А Вы с соцсетями дружите?
- Да, у меня тоже есть страничка. Активно участвую. Делюсь впечатлениями. Но спортсмены не только в соцсетях высказываются. Много говорят между собой. Очень много положительных отзывов, в том числе от скелетонистов. Ребят все устраивает: организация, питание размещение – все на высоком уровне. Сравнивают с другими Олимпиадами, где были. По общему мнению, здесь самые лучшие условия и питание. Понятно, что есть мелкие недочеты. Не без этого, но общего впечатления от праздника они не портят.
- Скажите, кого стоит благодарить за то, что привел Вас в этот «безбашенный» вид спорта, и какими личностными качествами должен обладать скелетонист?
- Вообще пошел с другом за компанию в секцию бобслея. Там, правда, сказали, что слишком легкий и худенький. Отправили в скелетон. Потом понравилось, зацепило. Так и остался в этом спорте. Не знаю, кого благодарить. Вероятно, это судьба. А качествами, наверное, как и любой другой спортсмен: терпением упорством, трудолюбием.
- Планируете ли продолжить свои выступления на Олимпийских играх в Корее?
- Конечно. Я буду готовиться. По крайней мере, до Кореи я точно планирую заниматься.
- Александр, помимо золотой медали, Вы станете обладателем одной из 10 уникальных сувенирных медалей с осколками Челябинского метеорита, которые достанутся всем «золотым» призерам в день падения этого небесного тела. Что планируете делать с этой медалью?
- Пока не задумывался. Но самому очень интересно посмотреть и показать хочется родным, друзьям. Это отличный сувенир, но если, к примеру, попросят в меценатских целях передать музею - вполне возможно.
- На родине вас хотят наградить за «золото» тремя миллионами. Как планируете потратить эти деньги?
- Если честно, не успел подумать об этом. На соревнованиях было не до того. Не знаю. Как-то потратится. Там видно будет.
- С большой долей вероятности, сочинская трасса станет основной тренировочной базой для наших спортсменов. Лично Вы как оцените возможности и качество трассы в сравнении с другими, и насколько это поможет подготовке сильных спортсменов?
- Сочинская трасса существует 2 года и это уже принесло свои результаты при подготовке наших спортсменов, что и видно на Кубках мира, а теперь еще и на Олимпиаде. Благодаря этой трассе появилась возможность создать юниорскую команду и воспитать много молодых сильных спортсменов. Самое главное, не нужно для тренировок ехать за границу. Наша траса, в сравнении с другими ничуть не хуже, наоборот, больше подходит для нас. Она безопасная, скоростная, интересная - одна из самых лучших трасс в мире. До Сочи мы тренировались в Сигулде в Латвии – это старая советская трасса. Тоже неплохая, но сочинская лучше. Теперь сочинская трасса стала нашей основной уже как 2 года.
- Александр я знаю, что Вы пишете диссертацию и на время подготовки к Играм делали перерыв в своей научной работе. О чем Ваша диссертация и когда ее защита?
- Совершенно верно, я аспирант. Учусь в Новосибирском технологическом государственном университете. Тема диссертации связана со скелетоном. Посвящена она состоянию склона и разгону. Не знаю, насколько и кому будет полезна эта диссертация, но лично я бы не рискнул учиться по ней заезду на санях…(это шутка!)
- Известно, что большой спорт – это немалые затраты для родителей. Насколько скелетон - дорогой вид спорта?
- В Москве, в Красноярске, да и, наверное, в других городах, существуют секции по санным видам спорта: отделения бобслея и скелетона. Там принимают всех желающих. Ходят по школам, приглашают детей. Привлекают по-всякому. Все расходы оплачиваются из бюджета: экипировка, сани, участие в соревнованиях. Для начинающих, конечно, это все попроще, но когда появляются первые результаты, отношение тоже более серьезное.