Черное море таит в себе много загадок, некоторые из них так и не были разгаданы. Сочинский краевед Владимир Костиников собрал в одном очерке удивительные события, о которых в разное время писали в газетах и до сих пор слагают легенды.
Бывает, что волны у Сочи приобретают необычный, яркий цвет. Так, 2 февраля 1967 года в море у морпорта плавал битый лед. Ночью замерзло устье реки, а утром лед был вынесен в море. Прибрежная часть моря приняла необычный молочно-голубой цвет. А через 20 лет, 21 сентября 1987 года, в Сочи наблюдали розовый прибой. К берегу пляжа сочинского санатория «Кавказская Ривьера» подошел огромный косяк молоди черноморской барабули. Из-за невероятного количества мелких рыбешек вода у самого побережья приобрела розовый цвет. Волны выбрасывали рыбу на берег, и она тут же погибала. Дело было в резком охлаждении воды у побережья Сочи. Температура резко упала с 20 до 10 градусов.
Из-за резкого изменения температуры воды произошла другая история. 5 сентября 1954 года городская газета «Красное знамя» сообщила про необычный «Случай на море». Журналист так его описал:
— Водитель морского глиссера Ф. Кондаков выехал в море с отдыхающими. Отойдя метров 800–900 от берега, он заметил небольшое бревно. Издали оно было похоже на кусок березы. Подойдя поближе, Кондаков увидел, что «бревно» ведет себя как-то странно: то уходит на минуту-две в глубь воды, то вновь появляется на поверхности. Кондаков подвел глиссер еще ближе: в прозрачной голубоватой воде плавала на боку рыба. Она старалась уйти вглубь, отплыть подальше. Но, видимо, у нее на это не хватало сил. Кондаков с трудом вытащил ее в глиссер. Как потом выяснилось, это была тринадцатикилограммовая белорыбица, — говорится в публикации.
Такой же величины белорыбицу выловил водитель глиссера Юрий Гнатенко. В тот же день водитель глиссера Борис Киршанский в семистах метрах от берега поймал руками трехкилограммового осетра. Это явление старые рыбаки объясняют так: за последнее время наблюдается очень резкое похолодание воды.
5 июня 1955 года газета «Красное знамя», даже не меняя заголовок, рассказала про еще одну встречу сочинцев с гигантской белорыбицей:
«Случай на море»
Поединок с белорыбицей.
— Рейсовый катер «Аметист», курсирующий между Сочи и Лоо, в районе Бочарова ручья внезапно сбавил ход. За кормой заметили огромную рыбу. Она была перевернута и находилась у поверхности воды. Это была полутораметровая белорыбица. Моторист катера Николай Рыжков прыгнул в море. Он тихо поплыл к рыбе и схватил ее за жабры. Она перевернулась и быстро пошла вниз, увлекая за собой человека. Каждая секунда грозила Н. Рыжкову опасностью. Глубина была большая, но рыба, стараясь избавиться от человека, шла еще глубже. Собрав все силы, Н. Рыжков, не отпуская руку, нырнул под рыбу и силой резко направил ее ход кверху. Рыба стремительно пошла вверх. Следившие за поединком матросы подхватили ее и Н. Рыжкова и вытащили на палубу. Белорыбица весила около тридцати килограммов, — говорилось в статье за подписью И. Игнатенко.
Белорыбица, или нельма — большая редкость для Черного моря. Редкость и осетры. 26 июля 1991 года в районе Ривьерского моста в реку Сочи заплыл осетр. Был хорошо виден в прозрачной воде. Рыбаки пытались поймать, но не удалось. А вот лосось в XX веке был вполне обычной рыбой для Сочи.
Осенний ход лосося
Ежегодно осенью лососи заходят из моря в горные реки и поднимаются на большую высоту к их истокам. Там они мечут икру. В реке Мзымте начался осенний ход лосося. Первые лососи отмечены в районе колхоза «Эдази». Самые крупные экземпляры, встречающиеся в Мзымте, достигают веса полутора-двух пудов»... Об этом писала «Курортная газета» 18 сентября 1940 года.
Но ловили в Черном море и совсем уже уникальные экземпляры морских обитателей. 2 ноября 1956 года газета «Адлерская правда» сообщила, что рыбаки рефрижератора «Снег» доставили на Адлерский рыбозавод выловленную в Черном море редкостную рыбу-меч. Общая длина ее — 3 метра 32 сантиметра, в том числе меча — 1 метр 13 сантиметров. Весила рыба 190 килограммов.
Сочинская газета «Красное знамя» в начале 1957 года добавила, что эту рыбу поймали в районе Батуми, а также что чучело меч-рыбы попало в Сочинский музей.
Сочинская «Курортная газета» еще 5 ноября 1940 года писала о пойманной анапскими рыбаками меч-рыбе, но она была размером поменьше той, которой посчастливилось попасть в Сочинский музей. Всего 36 килограммов.
Дельфины — привычные жители Черного море, были времена когда на них в Сочи был открыт промысел. 22 марта 1957 года семь сейнеров били дельфинов у берегов Хосты. Бригадир — дельфинер т. Цимбал. Только за один замет взяли 14 тонн дельфинов. Сейчас на фото с лодками, полными тушек дельфинов, смотреть страшно, а тогда в этом промысле не было ничего особенного.
19 сентября 1947 года на сочинском мясокомбинате открылся новый цех технических фабрикатов. Он производил обработку дельфиньих шкур для нужд промышленных предприятий. Лучшая стахановка цеха — строгальщица Матрена Белан систематически выполняла нормы на 138 процентов. К счастью, ловля дельфинов будет запрещена в 1965 году из-за стремительного уменьшения популяции, и уже к 1971 году их количество выросло вдвое.
В Адлере 18 октября 1985 года в 500 метрах от берега пляжа «Чайка» увидели… плывущего оленя. Спасатели на катере вытащили обессилевшее животное из воды. Предположили, что оленя в море вынесло течение реки Мзымты. Некоторые млекопитающие, случайно попавшие в сочинские воды, чувствовали себя намного лучше несчастного оленя.
Сивучи и аллигаторы в Черном море
29 апреля 1987 года дрессировщики Татьяна и Василий Тимченко, приехавшие на гастроли в Сочи, отправились на съемки для программы «Время» на городской пляж. Четыре сивуча, это крупнейшие представители семейства ушастых тюленей, с удовольствием отправились в море. Трое из них возвращаться не стали, очень уж им понравилось в морской воде. Они долго плавали от Сухуми до Аше. За их приключениями следили сочинцы по публикациям в газетах и сюжетам местного телевидения. Поймали зверей 7 мая сухумские рыбаки. Дрессировщики напрасно переживали за самочувствие животных. Сивучи поправились на сто килограммов каждый!
Самое невероятное известие про морскую добычу в Сочи разместила газета «Кавказ» 29 августа 1892 года:
— На днях возвратился в Симферополь офицер расквартированного в Симферополе бахчисарайского резервного батальона г. Годзе из своей поездки на восточный берег Черного моря и сообщил, что в порте Адлер пойман и убит аллигатор, — писало издание.
Развитие гидротранспорта на Черном море
В советское время на Черном море был развит гидротранспорт. Так, 3 апреля 1936 года сочинская «Курортная газета» сообщила о готовящемся открытии в середине апреля новой гидролинии: Одесса — Туапсе — Батум. Гидролиния создавалась для обслуживания курортных больных и отдыхающих, а также для перевозки почтовой корреспонденции и багажа. На линии протяженностью 1350 километров ежедневно летали 5 восьмиместных гидросамолетов МП-1. Черноморская гидролиния проходила через Севастополь, Ялту, Керчь, Геленджик, Туапсе, Сочи, Сухум и Поти. Этот участок гидросамолеты покрывали за одиннадцать часов.
Транзитные пассажиры гидролинии вполне могли перекусить, не отплывая далеко. 2 июля 1936 года Курснабторг пустил вдоль берега лодку-буфет. Сделали лодку в Адлерских мастерских, в следующем году — еще одну. Внутри установлен холодильник.
В мае 1940 года в Сочи открылась скоростная глиссерная линия катера «Экспресс». 9 августа 1940 года закончено устройство «плотов для плавания», которые будут спущены на воду в районе лечебного пляжа центральной курортной поликлиники. На плотах отдыхающие смогут загорать. Плоты закреплены на расстоянии 25 метров от берега, и от каждого из них к берегу протянутся растяжки. На водных дорожках, образуемых ими, можно будет проводить различные спортивные игры, соревнования. Такие плоты на пляжах Сочи-Мацестинского курорта устанавливаются впервые.
12 апреля 1958 года сочинская газета «Красное знамя» сообщила о создании работниками пляжа курортной поликлиники № 1 морского велосипеда. В. Ламский — зав. пляжем и врач Н. А. Попинако сделали проект. Вес гидровелосипеда получился около 120 килограммов.
28 апреля 1962 года состоялся первый рейс пассажирского судна на подводных крыльях «Комета-1». Создатель судов на подводных крыльях Ростислав Евгеньевич Алексеев получил звание лауреата Ленинской премии. У 118-местного судна было два двигателя по 1200 лошадиных сил. Скорость — до 67 км/ч. Капитан судна Георгий Александрович Кинтерая принял судно в Поти в январе 1962 года.
14 июня 1972 года на 26-й день проведения закончилась экспедиция «Планктон-II» болгарских мореходов Дончо Папазова и Юлии Гурковско на обычной спасательной шлюпке «Джу-III». Проплыли от Варны до Сочи без захода в промежуточные порты, ориентируясь только по компасу. Эксперимент включал в себя питание планктоном. В случае сбора красного планктона ели консервы, так как в Черном море красный планктон ядовит. Позже чета Папазова пересекала на шлюпке Тихий океан, а с дочкой Яной совершили и кругосветное путешествие.
28 мая 1987 года Сочинский парусный центр посетили три виндсерфера, на которых проплыли вокруг Черного моря болгарские путешественники. Парусные доски построены на софийском заводе холодильников имени Антона Иванова. Название доски — «Бораалипу».
И напоследок — самая загадочная история. 28 декабря 1990 года в сочинский порт пришло новое судно — катамаран «Сириус», построенный специально для Сочи в Норвегии. Современнейшее судно имело 292 места, два водометных двигателя, позволявших без труда обгонять «Кометы»! На корме была надпись — «порт Сочи». Но на следующий день «Сириус» покинул порт и больше никогда не появлялся.