Когда меня уговаривали впервые поехать в мертвые шахтерские поселки, где огромные пустующие кварталы полностью во власти какого-нибудь небольшого семейного клана, — мне было реально страшно. Позвал меня туда хороший знакомый, врач-стоматолог, который лечил кому-то из местных зубы. «За здоровьем следят, уже неплохо», — думала я, когда взвешивала все за и против. И рискнула. Я не ожидала, что именно «такая» Абхазия навсегда поселится в моем сердце. Если вы не любите массовые объекты показа с толпами и если вам неинтересны суррогаты под видом домашних вин на многочисленных дегустациях, то вам сюда!
Чтобы попасть в мертвые шахтерские поселки, нужно добраться до города Ткуарчал (грузинский Ткварчели). От Сочи это 230 километров. Если выехать максимально рано и быстро пройти границу, можно успеть одним днем. Лучше ехать на своем транспорте или арендовать авто.
В Ткуарчале проживает около 1,5 тысячи человек, и это будет последний цивилизованный пункт на пути, где, по крайней мере, есть магазин. Тут лучше купить побольше еды, воду вы найдете, если что, в местной реке, она там чистейшая.
Дальше вас ждет 20 километров бездорожья и захватывающие дух пейзажи. Самый ближний из мертвых поселков — Акармара.
Акармара основана в 1938 году, а в послевоенные годы превратилась в красивый поселковый центр. Поселок был исключительно шахтерским, практически «закрытым», и многие в Абхазии называли его «элитным». Для шахтеров и членов их семей там были созданы все необходимые условия. Отстроены жилые дома, больницы, школы, открыт Дом культуры, кинотеатр, ресторан, гостиница, пансионат, организована центральная площадь, парки, аллеи.
Возводили дома немецкие военнопленные в годы Великой Отечественной войны, 1941–1945 гг. Архитектура прекрасна, а утопая в бурной субтропической растительности, восхищает еще больше.
В конце 1980-х годов население поселка составляло 5 тысяч человек, в основном шахтеры и их семьи. Благополучную жизнь нарушил грузино-абхазский конфликт. Население, спасавшееся от военных действий, вынуждено было покинуть Акармару. В полуразрушенный поселок после окончания войны значительная часть беженцев не вернулась.
Из пяти тысяч здесь проживает сейчас около 15 человек. На туристов они реагируют спокойно, но к контактам не стремятся.
«Есть негласное правило, о котором предупредили заранее жители Ткуарчала, — не открывать закрытые двери!»
Там могут проживать люди, и им не понравится ваш бесцеремонный визит. В открытые помещения можно заходить беспрепятственно. На некоторых полуразрушенных пятиэтажках — абсолютно новые крыши. Это значит, что там кто-то проживает. Дом считается жилым, если занята хотя бы одна квартира.
В одном из домов по пути в Акармару, на втором этаже, жила женщина. А рядом в помещениях были полностью обрушенные полы и потолки.
За Акармарой есть еще два поселка: Поляна и Джамтуха, но, чтобы добраться туда, нужно позаботиться о ночевке. Для тех, кто предпочитает посещать Абхазию одним днем и возвращаться в цивилизацию — не подходит. Именно поэтому мертвые поселки снова и снова манят туристов, ведь остается недосказанность. Посмотрите видео.