Абхазия — мечта любителей заброшек. Они есть в каждом городе. Сталкеры проводят специальные туры по заброшенным зданиям, где когда-то кипела жизнь. В них до сих пор находят винтажные вещи советского времени. Житель Ростова-на-Дону Алексей Негодин любит собирать в заброшках керамическую плитку, остатки черепицы, люстры и использовать их в дизайне своего дома. Есть у него несколько керамических плиток даже из дворца принца Ольденбургского. Оттуда же тащил два кирпича с оттиском 1870 года.
— В одной из заброшенных квартир в Акармаре я нашел архив фотографий, детские рисунки, одежду, игрушки, книги. Это было почти 10 лет назад, книги — редкие, были еще дореволюционные. Около года я искал семью, которой принадлежали эти вещи. И нашел — в Турции. В начале абхазо-грузинской войны семья уехала за рубеж с одним чемоданом, — рассказал Алексей. Он отправил им фотографии, которые не испортились от влаги и хорошо сохранились, несколько игрушек и книг. Люди были шокированы, получив привет из прошлого.
— У меня кровь в жилах стынет, когда я захожу в такие квартиры, всё ценное оттуда давно утащили. Но можно себе представить, как жили люди, обстановка вся осталась как есть. Там кухня, там спальня — кроватки железные, дети спали. В один прекрасный день они собрались и с котомкой убежали бросив всё, — рассказал Алексей.
Акармара
Раз уж Алексей начал рассказывать про шахтерский поселок Акармару, то и мы продолжим. Это самая эпичная заброшка Абхазии — целый город-призрак — мечта любителей романтики тлена. Тот же Чернобыль, но без радиации. Поселок городского типа Акармара, находится в нескольких километрах от районного центра — Ткуарчала, до распада СССР и войны абхазского народа 1992–1993 годов он назывался Ткварчели. Если вы хотите посетить Акармару, нужно закладывать на то день. Находится он далеко от границы, за Сухумом. И общественный транспорт туда не ходит. Лучше заранее искать водителя, который повезет вас в Ткуарчальский район. А можно доехать на маршрутке до Ткуарчала от автовокзала на границе, а потом уже искать местного, который отвезет и всё покажет.
От Сухума до Ткуарчала чуть больше 80 километров, на трассе установлены указатели, поэтому мимо поворота на Ткуарчал не проедешь. Бывший шахтерский город находится в горах вдали от моря. Почти сразу после поворота с основной трассы начинается совсем другая, горная и невероятно красивая Абхазия.
Поселок Акармара находится в нескольких километров от города, он строился также в 1942–1943 годах силами военнопленных немецких солдат для шахтеров и их семей. Он считался элитным поселком, в шикарных сталинских домах с арочными окнами и высокими потолками мечтали жить многие. В конце 80-х годов ХХ века здесь насчитывалось 5000 человек, сейчас не больше 30. Но жизнь по-тихоньку возвращается в эти края. Заброшенные жилые дома, школы, гостиницы, ресторан, кинотеатр, целые улицы и кварталы домов, на крышах которых уже выросли деревья. В первые же часы Отечественной войны абхазского народа 1992–1993 годов Ткуарчал оказался в осаде формирований Госсовета Грузии. Их удалось остановить на двенадцатом километре от города. Основная линия фронта прошла параллельно трассе Гал — Сухум, в двух километрах к северо-востоку от нее. Блокада продлилась 413 дней. Беженцев вывозили в первые часы войны. Теперь Акармара — как огромный памятник тем событиям — рухнувшим надеждам, прерванным жизням.
Сухум
В столице Абхазии заброшки на каждом шагу, куда не пойди. Мы расскажем о самых эпичных. В восточная часть Сухума есть прекрасная когда-то железнодорожная станция Кяласур. На ней можно доехать на троллейбусе № 2 до одноименной остановки «Кяласур», от нее нужно перейти Кодорское шоссе.
Станция Абхазской железной дороги открылась в 1944 году. Здание вокзала построили позже в 50–60-х годах XX века. В советское время через вокзал и станцию Келасури проходили десятки поездов в сутки. На станции останавливались пассажирские, багажные и почтовые поезда, имелась вся необходимая инфраструктура.
Сейчас станция не функционирует, но доступ к ней есть, можно зайти внутрь. Там сохранилась лепнина и другие остатки прежней роскоши.
Еще одна достопримечательность Сухума и главное место памяти о войне — здание Верховного совета Абхазской ССР. Находится оно в самом центре на площади Свободы. Комплекс состоит из многоэтажного центрального корпуса, построенного в 1985 году и двух боковых исторических — их возвели в 1936 году. В советское время площадь носила имя Ленина, на высоком постаменте стоял памятник Ильичу. Его обстреляли грузинские войска в 1992 году, а потом снесли, от него остался пьедестал.
27 сентября 1993 года во время абхазского контрнаступления на Сухум центральный корпус Парламента был обстрелян и сгорел в пожаре. С тех пор он заброшен и является самым заметным символом военного конфликта в Абхазии. Западное крыло используется для государственных учреждений.
Вопрос о сносе центрального корпуса поднимался властями несколько раз, но пока по-прежнему он остается на месте и доступен для посещения. С 12-этажного здания открываются красивые панорамы города.
За красивыми видами можно подняться на Сухумскую гору на фуникулер. Сухумская гора высотой 200 метров находится в северной части столицы. В советское время там был красивый парк с субтропической растительностью, монументальные лестницы, арки и колоннады, фонтаны, видовой ресторан «Амзу». Это место называют фуникулером, но самой канатной дороги там никогда не было.
— Взгляните, перед вами Сухумская долина! Это кусочек Сицилии, брошенный к ногам старика Кавказа, — говорят экскурсоводы.
Гагра
Гагра — самый близкий к российско-абхазской границе город, а заброшек там столько, что за день не обойти. О некоторых мы уже рассказывали.
Теперь о санаторий «Грузия» — когда-то он был одним из самых роскошных в Абхазии. Даже сейчас заброшенный и заросший буйной субтропической растительностью влечет к себе и манит. Здесь понимаешь, что такое роскошь на грани разорения, даже за гранью. Здравницу построили в 1960 году для партийных работников, простым смертным вход туда был закрыт.
Лепнина на потолках хоть и облупилась, но всё еще прекрасна, а мраморные полы, да что им будет. Винтовые лестницы, кстати, тоже из мрамора, а с панорамных окон открывается головокружительные морские виды.
После абхазо-грузинского конфликта санаторий переименовали в «Гагрипш» и забросили. Так он и стоял больше 20 лет, поражая любителей заброшек своей величественной красотой.
Однако за санаторий всё-таки взялись спустя 30 лет, там начались реставрационные работы, но можно договориться со сторожем и он пустит внутрь здания. Санаторий теперь называется «Жемчужина Абхазии».
Еще одна красивая заброшка Гагры — санаторий «Маяк» в стиле сталинский ампир. Первый корпус открылся в 1938 году, позднее было построено еще четыре корпуса. Сначала санаторий относился к министерству морского флота СССР и назывался просто Морфлот. Потом был передан в ведомство здравоохранения. Санаторий находится над Цихервским ущельем в заросшем парке. Река Цихерва разделяет Старую и Новую Гагру.
Рядом с бывшим санаторием «Грузия» находится дача Нестора Лакобы — председателю Центрального Исполнительного Комитета Абхазии. На третьем этаже расположены открытые веранды, где вождь любил играть в бильярд. Здание построили в начале XX века принцем Ольденбургским, по легенде для своей массажистки и любовницы Элеоноры Леонтьевны Картуковой. Дом выглядит, как вилла в средиземноморском стиле.
В советские годы виллу забрали в госсобственность и передали под дачу Нестору Аполлоновичу Лакобе. В 1935 году здесь произошла таинственная история самоубийства или убийства молодой девушки Елены Розенгольц — дочери наркома внешней торговли СССР А. П. Розенгольца. По официальной версии Елена застрелилась из револьвера Нестора. Говорят ее дух так и бродит по заброшенным комнатам... После смерти Лакобы дача принадлежала партии.
Добраться до дачи можно с улицы Гагрипшской, там, где поворот со светофором, его знают все, кто был в Гагре. Между гостевых домов есть волшебная лесенка, которая и приведет к трехэтажной даче.
Это самая малая часть эпичных заброшек Абхазии, о других мы вам обязательно расскажем.