Туристка под ником Аленка 73 поделилась впечатлением от своей поездки в Абхазию. Она пишет, что отдыхала в Сочи и купила однодневную экскурсию. Однако поездка оставила у нее негативное послевкусие. Предлагаем вам ее рассказ.
— 10 августа 2024 года мы посетили экскурсию «Страна души». Водитель «Мерседеса» Роман и экскурсовод Руслан блестяще всё провели. Все были в восторге, пока под конец экскурсии нас не привезли в ресторан на абхазское застолье. Туристы с разных экскурсий ожидали у входа в заведение, где им рекомендовали экскурсоводы.
В 18:00 открылись двери, вышел молодой мужчина и сказал: «Почему вы каждый раз здесь все стоите? Может, вы еще в мой кабинет зайдете и там будете стоять?»
Толпа туристов опешила от такого начала. Когда позволили заходить, он опять начал говорить: «Куда вы все идете, вы сначала должны сдать входные билеты».
До этого момента никто не сказал нам, что визитки, которые раздали экскурсоводы, — это билеты, которые надо сдать.
После того как мы сели за столы, этот мужчина куда-то вышел. Люди посидели, подождали и начали есть. Вернувшись, этот мужчина представился хозяином всего этого заведения, назвался Науром и сказал: «Вы все находитесь в абхазском доме. Я — хозяин этого дома. Почему вы без разрешения хозяина начали застолье?» Все 250 гостей замерли от неожиданности, наступила гробовая тишина.
«Я хозяин, вы должны меня уважать»
Повышенным, приказным тоном, не допускающим возражений, мужчина продолжил: «Сегодня я вас буду учить абхазским традициям. Раз вы приехали в нашу страну, вы должны уважать хозяина дома и традиции Абхазии. Пока вы находитесь в моем доме, вы должны делать то, что я говорю. Если вы сели за стол, а потом вышли из-за него во время застолья, вы не имеете права снова вернуться за стол». Люди начали спрашивать, можно ли будет выйти в туалет, на что он ответил: «Я об этом и говорю, даже если вы вышли в туалет, вы уже не можете вернуться за стол».
Гости были в шоке. Если кто-то из сидящих за столом поднимал рюмку, Наур начинал ругаться, что это сделано без его разрешения. Всё это говорилось надменно, свысока, приказным тоном, без всякого намека на уважение к гостям.
Сказать, что такое обращение с гостями было неприятно, — это ничего не сказать. Мы испытали просто унижение.
Всë продолжалось в таком же духе, Наур пытался что-то рассказывать, но из-за того, что он был безграмотен, не умел строить предложения, повествования не получилось, диалога с залом — тем более. Когда он задал какой-то вопрос залу и люди начали отвечать, он закричал: «Замолчите все! Я хочу послушать вот этого парня!» Опять воцарилась гробовая тишина.
За нашим столом сидел именинник, которого мы начали поздравлять. Наур подошел к нашему столу и запретил нам это делать, пока он не разрешит.
Всё это мероприятие вызвало у меня противоречивые чувства, которые, видимо, отражались на моем лице, и, поскольку я сидела рядом с тем местом, где ходил Наур, он заметил мое выражение.
Во всеуслышание он обратился ко мне со словами: «Злая тетенька, что вас не устраивает? Скажите мне!» Я ему сказала: «Почему вы ко мне так обращаетесь? Я женщина, я старше вас, я ваш гость. Кто вам дал право так со мной разговаривать в присутствии 250 человек?»
Он попытался выкрутиться, сказав: «Я себя тоже называю злым мужиком». Я ему ответила: «Себя вы можете называть как хотите, а меня не имеете права оскорблять» — на что он сказал: «Я понял, я вам не нравлюсь, потому что я нерусский».
Страна есть, души — нет
В целом всë мероприятие прошло в гнетущем для большинства людей состоянии, под управлением не умевшего ясно выразить свои мысли, тянувшего время.
Вечер перемежался редкими танцами пяти парней и девушки и редкими песнями на абхазском языке.
На столах был стандартный набор абхазского застолья, но больше всего поразил холодный, заветрившийся, начинающий твердеть шашлык.
Уверена, что у многих людей, посетивших данное заведение, сложилось впечатление, что Апсны — это когда страна есть, а души нет.
Гостеприимство бывает разным
Год назад я ездила на экскурсию «Абхазское застолье», которое проводилось на частном подворье. Вел мероприятие пожилой мужчина — настоящий артист разговорного жанра, великолепный оратор с отличным чувством юмора, очень тактичный и деликатный. Гостей было 600 человек. Как он умело нас всех организовал, познакомился с каждым, рассказывал очень интересно про абхазские традиции, про русско-абхазскую дружбу.
Музыкальный репертуар был ориентирован на русскую аудиторию всех возрастов, огромный ансамбль танцевал блестящую лезгинку. Вино лилось рекой, и шашлык был с пылу с жару. Тогда мы получили истинное удовольствие, которое захотелось пережить снова. Но оказалось, что абхазское гостеприимство бывает разным, — резюмировала автор.