Страна и мир «Сочи на вкус» разошелся по миру. Переизданы два тома уникального гастрономического сборника — в работе четвертый

«Сочи на вкус» разошелся по миру. Переизданы два тома уникального гастрономического сборника — в работе четвертый

Издано уже 3100 книг, в проекте участвует около 200 авторов разных возрастов, профессий, национальностей

Два первых тома переизданы

Проект «Сочи на вкус» точно стал успешным. Его можно назвать брендом курорта. В августе 2024 года в Сочи из московского издательства привезли еще 1000 книг литературно-гастрономического сборника. На сегодня издано 3100 книг, в проекте участвует около 200 авторов разных возрастов, профессий, национальностей, они создали более 300 кулинарных историй, многие из которых с рецептами. География авторов охватывает более 25 городов России и 7 стран мира. В книгах представлены работы 7 профессиональных художников. У проекта несколько постоянных партнеров. Проведено около 10 презентаций. И намечены новые, в том числе в Красной Поляне в октябре.

— Читатели по всей стране и миру по-настоящему распробовали и вошли во вкус на третьем году существования проекта. Когда мы напечатали 3-й том этой весной, первого и второго томов уже не было, а интерес к ним, наоборот, увеличился. Стало понятно: хорошо бы переиздать. В этом оказал финансовую поддержку президент благотворительного фонда «Улучшим жизнь» Натан Раппопорт. И я поэтапно заказала в московском издательстве «Спутник +» печать обоих томов — оранжевого и зеленого. По оформлению они очень разные, а идея у всех книг серии одна. И мы все ее можем легко сформулировать — объединение людей через понятную и близкую всем тему — рассказывает автор идеи и издатель Анна Петросян.

— Всегда найдется кто-то, кому нужна и интересна та или иная книга. Как у Маяковского: «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?!» А пока находятся читатели, будут и писатели, и издатели. Почему поддерживаем издание книг сочинской тематики и как происходит отбор? Во-первых, книга должна быть интересна лично мне. Во-вторых, фонд работает в Сочи, и я живу в Сочи, значит, книга должна быть брендом Сочи, и тематика в ней должна быть в основном сочинская. Вот это главное, — говорит Натан Раппопорт.

Анна говорит, что все книги проекта она любит одинаково, у каждой своя история создания. Конечно, первая книга — зачин и искра для всего.

— Вспоминаю с теплотой, как мы ее делали три года назад. Большая находка и удача, кроме талантливых авторов, — художники-иллюстраторы. И первой была Ольга Бровка из Ростова-на-Дону, которая когда-то жила и работала в Сочи, — вспоминает Анна.

Иллюстратор 1-го тома «Сочи на вкус», дизайнер-декоратор Ольга Бровка, с удовольствием вспоминает работу на первом томом «Сочи на вкус».

— Лето, жара, юг — ленивое томление и оправдание прокрастинации! И вдруг — звонок Анны Петросян и для вдохновения первый рассказ про рыбу! О, это было как окунуться в морскую глубину и вынырнуть бодрым и полным сил! Для меня это была не просто работа с иллюстрациями, а погружение в рассказ, ведь я почти второй читатель родившейся истории! А в них и связь поколений, и вкусные рецепты, и большая любовь к Сочи! Всё это так завораживает и придает ответственности! Пояснения издателя: не перегружаем, сохраняем легкость и даем читателю самому домыслить зрительный ряд! Старалась как могла! Иногда легко, иногда тяжело — это рассказ о голоде в Сочи, но у меня всегда рядом была моя муза и фея-крестная — Анна Петросян, спокойно и вдумчиво поясняющая, как надо! Чудесный наш вдохновитель и дорогие авторы этих маленьких миров, я очень тепло вспоминаю это время, спасибо вам! — говорит Ольга.

Все авторы сборников уникальны. Они разных профессий, возрастов, национальностей, географии проживания, интересов. Среди них — дизайнеры, журналисты, пиарщики, архитекторы, экскурсоводы, скульпторы. Радиоведущая Maks FM, ведущая авторских курсов по голосу и речи, автор рассказа из 1-го тома Юлия Романовская взяла нетривиальную тему — поведать читателям историю выращивания в Сочи диковинного фрукта под названием азимина.

— Систематизация знаний — это всегда непросто, но именно это помогает нациям и городам формировать свою неповторимую, уникальную, ни на что не похожую культуру, в которой есть традиции, обычаи, где есть сезонность и есть свои, конечно же, особенные гастрономические привычки. И на самом деле такого труда еще никто в нашем городе никогда не создавал. И для меня это очень-очень близко с тем, что, например, делают за рубежом ребята, которые трудятся над книгами «Кинфолк». Там, правда, они собирают рецепты семей и таким образом показывают, что еда — это неотъемлемая часть жизни какого-то маленького сообщества людей, в данном случае ячейки под названием «семья». А здесь берется за основу даже не маленькая ячейка общества, а прям такая масштабная, как в составе Краснодарского края целый Сочи, и этот Сочи по своему культурному составу такой разношерстный, такой разнообразный, что объединить это всё в одной книге — это и смело, и очень интересно. Благодаря «Сочи на вкус» у меня случилась встреча с настоящим профессором-селекционером, таким профессором старой школы, у которого на столе стоит зеленая сталинская лампа, открыто одновременно очень много фолиантов. Человек, который работает не ради денег, а ради открытий. И он поведал мне про то, каким был город до того, как сюда пришли люди, мечтающие иметь дачи на море в советское время, как в 50-х годах здесь были просто настоящие сады, полные персиков, киви, азимины. И такой неведомый для меня фрукт, как азимина, приобрел в моих глазах фактурную, весомую историю. Я смогла ее ощутить, прожить. Было столько драмы и столько надежды на то, что однажды город станет с большим человеческим лицом, не с финансово-коммерческим, потому что сейчас кажется, что город разделен на квадратные метры, которые покупают по каким-то ставкам. А тот город, про который я писала в разрезе истории про азимину и Сочи, он был больше разделен на садовые участки, каждый метр которого был наполнен разнообразными фруктами, которые, конечно, создавали свой особый микроклимат пребывания в этом приморском южном городе, — рассказала Юлия.

Все книги совершенно разные

Второй том, его Анна называет «зеленый», — совсем другой по оформлению. Авторов и рассказов стало больше, в первом томе 45, а во втором — 57, поэтому не стали делать иллюстрации к каждому. Репродукциями картин известных художников Владимира Переверзева и Натальи Русиновой оформили некоторые страницы и обложку.

О том, что для него сотрудничество с проектом «Сочи на вкус», рассказывает дизайнер и художник Максим Заплатников, сочинец, который много лет живет и трудится в Санкт-Петербурге:

— Я увидел Анин проект в уже вполне сформировавшемся виде в соцсети, которую нельзя называть, еще тогда, когда ее еще можно было называть. Были рассказы, была обложка. И знаете что? Мне не понравилась обложка. Критикуешь —  предлагай, и вот я уже часть проекта. А сейчас эти книги — часть моей жизни. Еще одна ниточка, связывающая меня  с Сочи. Связь с моим прошлым, с городом детства, в котором пока нет унифицированного для всей страны ассортимента продуктовых магазинов, где работает молкомбинат, стоит гостиница «Приморская», а на кухне готовят еду из местных продуктов. Когда-нибудь я даже прочитаю всё то, что я сверстал. Может, даже перечитаю то, что написал. Возможно, приготовлю что-либо по рецепту из книги. Но это не точно. А вот точно то, что мне работа над этим проектом приносит удовольствие. То самое ощущение, что делаешь что-то полезное, нужное людям. В общем, не зря живешь, — говорит Максим.

Петр Пивоваров, президент и сооснователь Ассоциации дизайнеров Сочи, руководитель студии интерьеров Ijeca-Design, приглашенный лектор Русской академии дизайна:

— Очень трепетно наблюдать, как рядом с тобой рождается новое живое творение — Книга. У каждого тома «Сочи на вкус» свой характер и тематика. Анна максимально внимательно относится к оформлению, доверяет своей интуиции и сразу чувствует, какого художника (или художников) она хочет пригласить и какие работы эмоционально подойдут. Художники приглашают к себе в мастерскую, и мы едем в гости. Аня выбирает картины, сюжет, общается с хозяином. А сижу и радуюсь, как удивительным божественным проведением соединяются множества человеческих воспоминаний, эмоций и художественных произведений, чтобы в одном месте создать новое, — говорит Петр.

За три с половиной года существования «Сочи на вкус» оброс друзьями, единомышленниками, проект был представлен на Российской креативной неделе в Москве, участвовал в конкурсе коммуникаций. И так получилось, что некоторые партнеры одновременно стали и авторами этих книг. Первый том материализовался благодаря Симе Айвазян, эксперту антикризисных коммуникаций, сооснователю Didius production.

— С Анной Петросян нас связывает трепетная дружба длиною почти в 20 лет, и всё это время я не перестаю удивляться ее умению создавать по-настоящему ценное. Она человек с огромным сердцем и талантом созидателя. Такой особенной стала и ее книга «Сочи на вкус». Идея собрать воедино кулинарные традиции Сочи, рассказанные самими сочинцами (коренными или гостями), вызывает искреннее восхищение. Ведь это не просто сборник рецептов и историй про еду, а настоящая хроника города, сотканная из воспоминаний, ароматов и вкусов, бережно сохраняющая для будущих поколений наследие. Хрупкое, сиюминутное ощущение вкуса детства, ностальгия по ушедшей эпохе, бережно собранные фрагменты жизненных историй — всё это формирует уникальный образ Сочи. Такие книги бесценны, они становятся частью исторических архивов. Я очень рада, что смогла разделить с Анной радость рождения этой книги и быть рядом при издании первой части. Книга уже успела найти своих читателей и получить много поддержки, но я всегда буду рядом с Анной, если понадобится моя помощь, — отметила Сима.

Также с самого первого тома проект поддерживает Дмитрий Богданов, председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС, автор программы и слогана «Раз в год — в хороший санаторий»:

— Это важный и классный проект. И не только сам по себе, но и как пример того, как один человек, не имея огромных капиталов, выступает с хорошей идеей. Это и есть проявление креативных индустрий, которое меняет многих других людей, и все вместе они создают проект, с которым связаны сердца, души огромного количества людей и города Сочи, и вне Сочи. И по факту в плане книг сейчас, наверное, «Сочи на вкус» — это самый заметный проект на юге России. Более того, для очень многих людей в других городах — городах-миллионниках и маленьких городах — это самый заметный проект в принципе — книг о Сочи и сочинцах. И по факту это сохранение нематериального наследия, о котором говорил МОК, когда мы готовили Олимпиаду 2014 года. Сбор таких моментов, их оформление, сбережение, привнесение этих смыслов в жизнь огромного количества людей уже в наши времена — это великая задача, поэтому я лично стараюсь и словом, и делом всячески поддерживать этот проект. А многим другим людям, которые только подумывают о реализации своих проектов, привожу Анну Петросян и ее «Сочи на вкус» в качестве примера, — отметил Дмитрий.

Анна Петросян — член Союза журналистов России с 2010 года. Несколько авторов «Сочи на вкус» — ее коллеги и члены этой организации. Вот что говорит о проекте председатель Сочинского отделения Союза журналистов Краснодарского края Игорь Сизов, заслуженный журналист Кубани, лауреат творческого конкурса «Золотое перо Кубани», кавалер медали «Почет и уважение сочинцев»:

— Сочинская журналистка Анна Петросян выпустила серию прекрасных книг под общим названием «Сочи на вкус». Такого издания еще не было в нашей стране. Начиная с кулинарных рецептов традиционной кухни Черноморского побережья Кавказа, с описания блюд русской, грузинской, армянской, адыгской, греческой кухни, автор пришла к чудесному выводу — люди разных национальностей живут в Сочи в мире и дружбе, и их традиционные встречи за столом веселы и беззаботны! В своих литературных сборниках Анна Петросян смогла найти очень верные слова о многих явлениях нашей жизни — о любви и дружбе, о тяжелых испытаниях и победах, о людских мыслях, касающихся воспитания детей и внуков, — считает Игорь Сизов.

Как оказалось, «Сочи на вкус» сам себя эффективно продвигает — через истории и соцсети авторов и партнеров. Вот об этом и была презентация проекта на конкурсе коммуникаций «Серебряный лучник — Юг» в феврале 2024 года. Исполнительный директор премии в области коммуникаций «Серебряный Лучник — Юг» Анна Айзенштадт считает «Сочи на вкус» уникальным проектом.

— Что мы набираем в поисковике, когда приезжаем в другой регион? «Где вкусно поесть» и «что надо попробовать». Через местную кухню лучше всего знакомиться с традициями, культурой и климатическими условиями. Кулинарные традиции отражают природу местности и энергетику людей, преображающих ее своим трудом. Всё это с любовью, тактом и вкусом собрано в проекте Анны Петросян. «Сочи на вкус» стал одним из самых ярких финалистов премии в области коммуникаций «Серебряный Лучник — Юг». Жюри высоко оценило необычный формат рассказа о родном крае через местную кухню. Именно поэтому сборник был представлен в номинации «Продвижение территорий», — заключила Анна Айзенштадт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Мнение
«Многие не выдерживают и идут к частникам»: врач — о работе в городской поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже смотрел фильм
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
Отношение к русским, цены на жилье и тоска по дому: российский инженер перебрался в Барселону — как ему там живется?
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления