Во время Первой Мировой войны случился неожиданный, хотя и недолгий бум отечественных курортов. В привычные заграничные места отдыха попасть публике стало невозможно (вот это уже очень надолго!).
В Сочи тут же появляется множество проектов строительства новых санаториев, гостиниц. Несколько крупных проектов было по устройству курортов в Красной Поляне (тогда — город Романовск). Предприимчивый владелец «Кавказской Ривьеры» Антон Витальевич Тарнопольский ходатайствовал, правда, безуспешно, об аренде казенной земли с минеральным источником Чвижепсе.
В декабре 1915 года обсуждается проект договора на отдачу в долгосрочную аренду ростовскому миллионеру Николаю Елпидифоровичу Парамонову разного рода земельных участков в районе городского поселения Романовска (Красная Поляна) и его окрестностях для устройства лечебных мест, приютов-гостиниц и дач, а также для возведения разного рода построек и сооружений — на Ачишхо, Аибге, на берегу озера Кардывач, на перевале Псеашхо и в других местах.
Арендатор обязывался построить в самом Романовске гостиницу не менее как на сто номеров, с залом, рестораном, читальней, электрическим освещением, ваннами, водопроводом, канализацией и со всеми служебными помещениями. Со дня открытия санатория при нем должна быть предпринимателем учреждена метеорологическая станция второго разряда. Он должен также построить соответствующий потребностям публики курзал, с танцевальным залом, эстрадой, рестораном, библиотекою, службами и проч. На удаленных от Романовска участках предприниматель обязуется устроить приюты-гостиницы. При таких масштабах развития Красной Поляны решено было проложить вдобавок к уже проложенному Краснополянскому шоссе и ветвь от строящейся Черноморской железной дороги.
6 августа 1916 года инженеры и техники отправляются из Петрограда на изыскания к месту строительства. Приступили к работам по съемке Романовской ветви 19 августа. Действовало 4 отряда. Один — общеизыскательский и три — тахеометрические (те, что определяют нужные размеры с помощью реек и дальномеров). Руководил изысканиями и составлением проекта железной дороги действительный статский советник инженер путей сообщения Филарет Николаевич Дроздов. Необычное имя он получил в честь своего знаменитого предка — митрополита Филарета (Дроздова). Но еще более знаменит его потомок — ученый и телеведущий Николай Николаевич Дроздов.
Изыскательские работы вели техники Константин Родионович и Николай Родионович Дьяченко, Павел Климентьевич Андреев, Филипп Пантелеймонович Клименко, пикетажист Георгий Николаевич Брак. В изысканиях принимала участие и одна из первых в России женщин-инженеров — Людмила Михайловна Протопопова. Съемки вели по правому берегу Мзымты. Сильно затрудняли работу густые заросли, мешавшие до такой степени, что в течение дня тахеометрический отряд мог снять по полуверсте, а всеми отрядами — около 1 ½ версты в день.
В начале 1917 года Филарет Дроздов представил руководству готовый проект. Согласно ему Романовская ветвь спроектирована нормальной колеи от станции Адлер Черноморской железной дороги до г. Романовска, расположенного в верховьях реки Мзымты. Общая длина ветви — 36,8 версты. Пропускная способность дороги назначена в 20 пар коммерческих поездов в сутки. Провозная способность определена в 1 пару пассажирских и 1 пару товарных поездов в сутки. Тоннелей было запроектировано 13, длиной от 10 до 394 саженей и общей длиной 1026 саженей. Полутоннелей проектировано 8, общей длиной 128 саженей, открытых галерей — 11, общей длиной 1047 саженей. Вся стоимость линии без подвижного состава, непредвиденных расходов и оборотного капитала составила — 9 153 047 рублей или 248 753 рубля на версту. Для представления в Управление по сооружению железных дорог экземпляр проекта Романовской железнодорожной ветви доставили в сентябре 1917 года. Но это было сделано всего за месяц до начала революции.