Криминал летопись Поручик Петров и восемь городовых. Расскажем о забытой дате создания сочинской полиции

Поручик Петров и восемь городовых. Расскажем о забытой дате создания сочинской полиции

Публикуем полностью царский указ Николая II от 24 ноября 1902 года

Маленький посад Сочи обходился без полиции

Сочинский краевед Владимир Костиников в своем историческом очерке специально для читателей SOCHI1.RU подробно написал, как создавалась сочинская полиция. Официальная дата основания — 24 ноября (старого стиля) 1902 года. До этого в крохотном посаде обходились без полиции.

Полицию изображает «базарный пристав»

Сергей Федорович Шарапов, редактор-издатель газет «Русское дело», «Русский труд» и «Сеятель» в «Письмах из поездки в составе экспедиции министра земледелия осенью 1894 года» оставил любопытные наблюдения о Сочи: «В посаде есть аптека, крошечная больничка, повивальная бабка, доктор. Полицию изображает "базарный пристав" име­ретин, о собственной безопасности заботятся преимуществен­но сами жители. Правда, ни о каких худых делах не слышно».

Редактор-издатель Сергей Шарапов

Что же касается официальной даты, то в связи с совершенным забвением этого события впервые за многие десятки лет публикуем документ полностью:

«Высочайшее повеление.

Об утверждении штата полиции при посаде Сочи, Черноморской губернии. Государственный Совет, в соединенных департаментах законов и государственной экономии, в общем собрании, рассмотрев представление министра внутренних дел по проекту штата полиции в посаде Сочи, Черноморской губернии, мнением положил:

1. Проект штата полиции в посаде Сочи, Черноморской губернии, представить на Высочайшее Его Императорского Величества утверждение (штат напечатан в №13 «Собр. узак. и распор. правительства», 4-го февраля 1903 г.).

II. На покрытие исчисленного по означенному штату (отд.1) расхода отпускать, с 1-го января 1903 года, из государственного казначейства по три тысячи четыреста шестидесяти рублей в год, с возмещением казне части сего расхода в размере одной тысячи восьмисот рублей пособием в равной сумме из средств посада Сочи.

Его Императорское Величество изложенное мнение Государственного Совета, 24-го ноября 1902 года, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить».

До появления собственного сочинского полицейского начальника, из Новороссийска был временно командирован пристав Федор Иванович Яников.

10 января 1903 года вступил в отправление обязанностей начальника участка сочинского округа поручик Петров. В подчинение ему полагался штат городовых в 8 человек.

Жители Сочи тут же подали начальнику Черноморской губернии коллективное прошение об оставлении в Сочи командированного пристава Ф. И. Яникова: «Как полицейский чиновник, г. Яников за свое кратковременное пребывание, успел сделать очень много для внешнего благоустройства нашего города. Кроме того, благодаря тому же г. Яникову, мы избавились немного от воров и грабителей, оперировавших раньше даже днем».

Черноморский губернатор Евгений Николаевич Волков объявил Ф. И. Яникову благодарность: «Пристав 2 уч. г. Новороссийска Яников, командированный мною в Сочинский округ для исправления должности начальника участка и раскрытия преступной деятельности появившихся в том округе злоумышленников, исполнил возложенные мною на него поручения со свойственной ему энергиею и неутомимостью.

При выполнении моих указаний по улучшению санитарного состояния п. Сочи, пристав Яников в короткое время достиг серьезных результатов, действуя с должным, по отношению к домохозяевам и жителям посада, тактом и выдержкой.

Ставя в пример чинам полиции особенно последние указанную сторону деятельности Яникова, выражаю ему за отличное исполнение моих поручений искреннюю благодарность.

Подписал: и. д. черноморского губернатора, полковник Волков».

Черноморский губернатор Евгений Волков

После отъезда Ф. И. Яникова сочинский уголовный мир снова оживился. В ночь с 27 на 28 января была обокрадена в отсутствии хозяев квартира княгини Голициной.

11 февраля три злоумышленника забрались в подвал магазина Н. А. Айвазова, откуда намеревались проникнуть в магазин. Случайно проходившие два человека заметили свет в подвале и подняли крик.

А Ф. И. Яников, вернувшись тем временем в Новороссийск, удачно задержал в начале марта 1903 года шайку грабителей. Через полчаса после очередного преступления он оказался уже на месте в ограбленном магазине, вызвал команду городовых, которые под руководством пристава оцепили большой район Новороссийска и схватили преступников.

27 марта по дороге из Сочи в Дагомыс двумя неизвестными злоумышленниками было совершено взволновавшее всё население Сочи и окрестностей, ограбление. Рану в голову из пистолета при этом получил управляющий имением «Кучук-Дере» графа С. Шереметьева — Антон Осипович Моргайтис.

26 марта Моргайтис получил в казначействе 1000 рублей, как надо полагать, для расчета с рабочими, но, замешкавшись в Сочи, не успел выехать в тот же день к себе в имение. На следующий день кучер его запил и А. О. Моргайтис, торопясь в имение, попросил инженера И. И. Собещанского дать ему человека, который бы мог заменить ему кучера. Около 12 час. дня и выехал из Сочи. По дороге к «Кучук-Дере», за Дагомысом, к ним подошли два человека в одежде, как тогда говорили «туземцев» и, остановив лошадей, стали требовать у Моргайтиса денег. Один из грабителей с кинжалом в руке держал кучера, а другой с пистолетом требовал денег. В 160 саженях от места происшествия, с одной и другой стороны по шоссе, за крутыми поворотами работала в это время артель рабочих, почему Моргайтис, рассчитывая, что грабители не будут его преследовать, выскочил из экипажа и бросился бежать, но один из грабителей выстрелил два раза вдогонку из пистолета. Одна пуля попала Моргайтису в затылок, и он лишился чувств. Взяв имеющиеся у Моргайтиса 1000 р., преступники бросились бежать и пока оставленный ими кучер дал знать работавшим по шоссе, они успели скрыться. Рабочие, не имея при себе оружия, не решились преследовать их. Лицо и руки преступников, как передает кучер, были вымазаны сажей. Пострадавшего перенесли в имение «Дагомыс» в бессознательном состоянии, а кучера отправили в Сочи, чтобы дать знать о происшедшем начальнику округа. Последний вместе с нижними чинами охотничьей команды немедленно выехал в «Дагомыс», куда прибыл и врач Гордон, для оказания пострадавшему медицинской помощи.

В самом Сочи в течение марта произошли два случая воровства лошадей, один — из помещения на кирпичном заводе, в то время, когда рабочие находились в смежном отделении, а жертвой другого случая, сделались бедные рабочие, у которых украдены три лошади, находившиеся на месте работ по самой людной Пластунской улице.

Затем были два покушения на грабеж торговца и парикмахера, которые, однако, спаслись бегством. Злоумышленники спокойно подходили в ночное время к прохожим и требовали денег, уверенные в отсутствии поблизости полиции.

«Что касается последней, — писала газета "Черноморское побережье", — то она, состоя исключительно из новичков, заменивших старый штат, и не знакомая с местным и пришлым народонаселением, обстановкой, и имеющимися притонами, не в состоянии пока ничего сделать в ограждение безопасности жителей Сочи, давая невольно возможность любителям чужой собственности производить более или менее дерзкие грабежи и воровства.

Одновременно стали снова наблюдаться, выведенные было раньше, безобразия пьяной толпы на площади близ казенной винной лавки. Неприятные для глаз картинки, вроде бесшабашных танцев, объятия пьяных женщин, доходящих до омерзения, площадная брань, и валяющиеся в самых беззастенчивых позах пьяницы — все это снова вступило в свои права и требует естественно возможно скорого прекращения…»

Первые удачные операции

И всё же у сочинской полиции начались и первые удачные операции.

Из Адлера сообщали: «13-го сего марта нашему новому молодому уряднику удалось задержать 3–5 человек, занимающихся исключительно воровством, которые намеревались по окончании своей деятельности выехать на пароходе, идущем из Новороссийска в Батум. Когда он изолировал их в отдельном помещении, то узнал некоторые интересные сведения: задержанные лица оказались принадлежащими к организованной шайке воров, главный начальник которых имеет резиденцию в Батуме, а многочисленные его агенты проживают во всех небольших портах и проч.

Задержанные лица отправлены 15-го марта в Сочи».

Корреспондент газеты «Черноморское побережье» с забавным псевдонимом Адлерошвили писал: «Сообщаю о счастливом открытии грандиозной шайки громил и воров, оперирующих на Черноморье. По показаниям арестованных в Адлере 6 преступников, их ассоциация состоит из 200 туземцев, в большей части — мингрельцев и имеретин; называют также одного русского босяка. Воры смело отстаивают свою непогрешимость и повторяют софизм Прудона о том, что собственность есть воровство. "Богатый — говорят они — это вор" (Св. Василий Великий). "Богатый — это разбойник" (Св. Иоанн Златоуст). "Изобилие — это непременный продукт воровства" (Св. Иероним). Они приводят также изречения святых Амвросия, Климента и других иерархов. Как видно, это не простые воры, а обладающие известной эрудицией. Главари шайки — титулованные особы, ездят на пароходах в 1 классе. Конечно, организация их еще не известна. Это нечто похожее на знаменитое "сицилийское" общество, в котором участвовали именитые графы и князья, полиция и даже жандармы».

В ночь с 31 марта на 1 апреля, в Хосте, урядником Яцковым задержан один из предполагаемых участников в нападении на управляющего имением графа Шереметьева А. О. Моргайтиса. По предъявлении его кучеру, везшему Моргайтиса, задержанный был опознан, но он упорно отрицал свое участие в грабеже.

9 апреля на пароходе РОПиТ «Севастополь» возвратился в Сочи пристав 2 участка г. Новороссийска Ф. И. Яников, ездивший в Поти для поимки лиц, ограбивших А. О. Моргайтиса.

Пароход «Севастополь»

Во время своей поездки Ф. И. Яникову удалось задержать бежавшего из Сочинского арестного дома турецко-подданного Дурсуна, арестованного за кражу берданки нового образца у одного из нижних чинов Лазаревского отряда пограничной стражи и подлежащего, после суда, высылке за границу. Кроме того, в Поти г. Яников задержал и одного из участников в грабеже Моргайтиса. Человек же, задержанный в Хосте урядником Яцковым, оказался непричастным к грабежу.

В эти дни был отстранен начальник участка сочинского округа поручик Петров. На его место 22 марта был временно назначен начальник участка туапсинского округа штабс-капитан Неволя.

Причиной перевода поручика Петрова послужило следующее серьёзное происшествие. 17 марта ночью в арестном помещении умер поселянин деревни 3-я Рота Свиностригин, арестованный накануне в пьяном виде. Начальник участка и окружной врач произвели осмотр трупа, и врач определил смерть от опьянения.

Сочинский арестный дом

Около 12 час дня толпа, около 100 человек, остановила труп Свиностригина, который везли из арестного помещения, по распоряжению окружного врача, для предстоящего вскрытия. Прибывшему начальнику Сочинского округа Розалион-Сошальскому люди заявили, что опасаются похорон Свиностригина без вскрытия, так как последний был убит городовыми в арестном помещении.

Толпа после этого ворвалась в арестный дом, избила городовых, разбила камнями запоры и двери помещения и освободила всех арестованных. Один из брошенных толпой камней попал начальнику округа в руку, один городовой был сильно избит и через несколько дней умер. Это был Василий Атуганов. Он плетью избивал арестованных. Розалион-Сошальский лично искал эту плеть, но Атуганов успел ее спрятать в вещах одного из арестантов.

Прибывшая воинская команда рассеяла толпу. Скрылось 8 арестантов.

Произведенным вскрытием трупа Свиностригина констатировано, что смерть его действительно произошла от побоев, нанесенных ему при аресте, признаков же отравления алкоголем не найдено.

Виновные городовые были преданы суду. Привлечены к суду и виновные в учреждении беспорядков и самоуправства.

10 апреля прибыл из Ставрополя и вступил в исполнение обязанностей пристав г. Сочи Николай Алексеевич Залевский. Его стараниями с 1 июля 1903 года в Сочи введено обязательные подметание 2 раза в неделю и поливка 2 раза в день Пластунской и Бульварной улиц, по которым происходило усиленное движение, и где были расположены почти все торговые и промышленные заведения. Улицы эти были вымощены булыжником, и находящуюся на них пыль город обязался уничтожить к 1 июля; с этого же времени чистоту должны были поддерживать владельцы магазинов и жилых помещений, находящихся на этих улицах. Для этой цели все владельцы магазинов и домов обязались вносить от 25 коп. до 2 руб. 50 коп. в месяц, и на собранную сумму в 90 руб. пригласить подрядчика, на обязанности которого и будет лежать содержание улиц в чистоте.

Про удачи в расследовании уголовных дел пристава Залевского еще будет рассказ.

Позже Н. А. Залевский вернулся служить в Ставрополь, где дослужился до начальника сыскного отделения.

1 мая прибыла в Сочи для постоянного квартирования рота Куринского полка при ротном командире капитане Николаеве и двух офицерах. Первоначально рота расположится в палатках лагерем, а к осени городом будут выстроены для нее казармы. С прибытием этой роты, несение полицейской службы нижними чинами охотничьей команды Потийского полка прекратилось, и они вышли из Сочи.

23 мая 1903 года двенадцати сочинским городовым было повышено жалование до 20 рублей в месяц, так как было невозможно найти лиц, которые за 12 р. 50 коп. согласились бы на службу.

Полицейские начали наводить порядок на улицах Сочи

В ночь на 25 сентября 1903 года неизвестные лица, сделав пять дыр двухдюймовой перкой (разновидность сверла. — Прим. К. В. Н.) в задней двери магазина братьев Черномордик, отодвинули задвижку и, зайдя в магазин, забрали несколько серебряных часов, золотые кольца, цепки и прочие драгоценные вещи работающего в магазине золотых дел мастера Пеккери. Всего украдено вещей на сумму около 200 рублей. Воры не забыли осмотреть и конторку г. Черномордик, где перерыли все бумаги. Но так как денег в конторке оказалось лишь 4 коп., то воры оставили их нетронутыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем