Глобальное затопление Сочи не грозит, но последствия ливня могут быть катастрофическими
Ливневые дожди в течение двух дней практически захватили город, как вражеская армия. За день были заблокированы и парализованы все жизненно важные центры и артерии города (вокзал, аэропорт), медучреждения, центральная транспортная артерия – Курортный проспект и ряд центральных улиц: Гагарина, Красноармейская, Вишневая, Пластунская, Ленина, микрорайоны КСМ, Голубые Дали, Дагомыс. Движение на них практически прекратилось. Многочасовые пробки были зафиксированы на Курортном проспекте, начиная от «Зеленой рощи», на Бытхе, улице Транспортной, Ареде, на всех улицах в центре Сочи – Горького, Воровского, Роз, Северной, Юных Ленинцев.
Два основных вопроса, которые обсуждались все эти дни в Сочи: возможно ли глобальное затопление, как в Крымске или Приморье? И кто за это ответит? Если олимпийская столица России с новой инфраструктурой, которая обошлась федеральному бюджету в 50 млрд долларов российских налогоплательщиков, не выдерживает 2-дневного ливня, то что будет в феврале 2014? Ведь это - сезон дождей, в это время года дожди могут идти почти непрерывно в течение многих дней…
Как пояснил источник в ФКУ ДСД «Черноморье» («РосАвтоДор»), за прошедшие два дня выпала 2-месячная норма осадков. Если нагрузка на сети будет превышена в 5 раз, новая инфраструктура выдержит, даже в том случае, если ливневая система не будет функционировать. Это подтвердили и прошедшие ливни – инфраструктура цела. Но что будет, если объемы воды превысят норму в десятки и сотни раз? На этот вопрос сегодня вряд ли ответит самый компетентный специалист. По мнению источника в «РосАвтоДоре», вся проблема в рельефе местности города Сочи. Весь объем воды стекает сверху, с гор и основной бассейн сбора – на федеральной трассе. В настоящее время строительные работы на Курортном Проспекте – завершены, но осталось незавершенным устройство примыканий нескольких подъездных дорог, кроме того, ливневая система на большей протяженности забита и не работает.
В целях объективности, следует отметить, что ливневая система забита уже многие годы. ФГУП УБПР (Федеральное Управление берегозащитных и противооползневых работ), организованное в 1945 году, и создавшее ливневую систему в Сочи, не функционирует с 1997 года, архивы утеряны. Формально за эксплуатацию имущества должны отвечать те структуры, на балансе которых оно состоит. На сегодняшний день основная часть существующей ливневой сети вообще никому не принадлежит. Налог не ее содержание непомерно высок, муниципалитет разорится только на выплате этого налога, не говоря об обследовании и содержании сети. Мало того, новое строительство часто ведется без учета существующей ливневой системы, строят новые ливнестоки, разрушая старые: забивая их бетоном, строительным мусором. Тем не менее, небольшие средства на содержание и чистку ливневок все же выделялись эксплуатирующим организациям. Но последние годы эти выплаты значительно сократились. Как рассказывают сотрудники эксплуатирующих организаций, по нормативам 10-летней давности в каждом районе очисткой и содержанием ливнестоков занималась бригада из 40 человек, работала спецтехника, транспорт. С каждым годом финансирование и штаты сотрудников значительно сокращаются, в то время как состояние самой системы с каждым годом ухудшается. Например, на Центральный район в 2010 году выделялось 9,3 млн рублей, в 2012-м – 4,4 млн.
На сегодняшний день все функции контроля за водостоком возложены на муниципальную организацию «Водосток». Решение о его создании, принятое по инициативе мэра Сочи Анатолия Пахомова, утверждено Городским собранием Сочи в январе 2012 года. На создание МУП «Водосток» из городского бюджета было выделено несколько десятков миллионов рублей. На эти деньги планировалось арендовать офис, набрать штат сотрудников и закупить технику. Зачем нужно было создавать новое предприятие, привлекать новых специалистов, когда есть организации, многие годы эксплуатирующие и знающие эту систему? Вероятно, городским чиновникам виднее. Но полтора года прошло, а никаких серьезных действий со стороны этого предприятия так и не было зафиксировано. Это подтверждают и записи в группе МУП «Водосток» - в социальной сети http://vk.com/vodostok_sochi (своего сайта у «Водостока» нет). Результат работы - несколько локальных мероприятий по прочистке участков дорог и ливневых коллекторов. Последняя новость: «Водосток» отныне будет взимать плату с физических и юридических лиц за пользование ливневой сетью по тарифам, утвержденным Городским Собранием Сочи. «Все средства от них пойдут на восстановление существующих систем, а также развитие новых», - говорится в их официальном сообщении. Все или не все средства пойдут на восстановление, на самом деле сегодня трудно предсказать, дело-то новое и традиционных способов контроля за взиманием и расходованием средств в таких предприятиях не существует. А главное – будут ли в действительности чистить ливневки? По оценке специалистов по берегоукреплению и противооползневым работам, на комплексное обследование и прочистку всех ливневых сетей Большого Сочи требуется около 50 млрд рублей (для сравнения: годовой бюджет Сочи – около 14 млрд рублей). Сколько по факту это будет стоить, не знает никто, но очевидно - недешево. По логике муниципалитета, за все это должны заплатить землевладельцы Сочи. Но заплатят ли и как скоро это произойдет? Ливень с годовой нормой осадков может случиться в любой день, и что тогда?
«Глобального затопления в Сочи не будет, такая ситуация в условиях сочинского рельефа невозможна», - так считают многие специалисты-геологи. Несмотря на то, что небольшие наводнения в городе Сочи случаются довольно часто, большого потопа, приводящего к массовым разрушениям и человеческим жертвам, быть не должно. Сам рельеф города не позволит скапливаться большим объемам воды в одном месте. Основные потоки воды в любом случае будут стекать в русла рек. Но чем, на самом деле опасны нарушения в ливневой системе? По мнению Анатолия Кабина, генерального директора ЗАО «Управление берегозащитных и противооползневых работ», в первую очередь, для города Сочи ливни опасны в плане усиления оползневых процессов. «Подземные воды, не находящие естественного выхода, будут подмывать грунты и стимулировать оползни. Как показывает опыт последних лет, подвижки грунтовых масс площадью 20-25 Га и глубиной 40 м, могут спровоцировать массовые разрушения», - считает А. Кабин. Такое же опасение высказал и источник «Росавтодора». «Из-за ливней опасность схода селевых потоков и лавиноопасность значительно увеличивается, у нас есть специальная техника и опыт по ликвидации последствий таких катастроф», - говорит он, в то же время очевидно, что «РосАвтоДор» будет действовать лишь в зоне своей ответственности. А оползни могут произойти где угодно. Такая ситуация уже произошла в селе Барановка в районе КСМ, когда гигантский оползень разрушил сотни домов, в прошлом году «поползла» улица Бамбуковая в Адлере, обвалился участок дороги между санаториями «Мыс Видный» и пансионатом «Электроника», есть множество других локальных разрушений.
Связь между оползнем и забитой ливневой системой города в судах доказать будет почти невозможно, и вряд ли кто-то оплатит ущерб владельцам недвижимости. Остается надеяться, что прошедшие ливни позволят эксплуатирующим организациям выявить слабые места и заставят задуматься о способах предотвращения и ликвидации последствий в случае более серьезных потрясений.
Инесса Новикова