В ЮНЕСКО не поверили, что территории Кавказского биосферного заповедника угрожает уничтожение
На очередной сессии ЮНЕСКО члены Экологической вахты по Северному Кавказу в очередной раз подняли вопрос о внесении Кавказского биосферного заповедника в список объектов «Всемирное наследие под угрозой уничтожения». Вопрос этот поднимался на сессиях организации неоднократно, но хранители мирового наследия каждый раз, включая и сессию в Камбодже, снова ограничились жесткими и условно жесткими рекомендациями в адрес российских властей.
В списке Организации Объединенных Наций – 22 российских объекта, которые получили статус «всемирного наследия». Около 10 из них – памятники природы мирового значения, в число которых входит объект «Западный Кавказ», включающий в себя обширную территорию Кавказского государственного биосферного заповедника (одна из границ заповедника проходит в окрестностях Сочи). Это самая большая природная особо охраняемая территория в России, одно из красивейших мест на планете, где обитает 89 видов млекопитающих, 165 видов деревьев и кустарников, 900 видов сосудистых растений и 720 видов грибов. Многие представители флоры и фауны являются древними кавказскими эндемиками, которые, кроме заповедника, не встречаются больше нигде в мире. Одна из главных задач заповедника - сохранить редкий вид кавказского зубра. Сейчас на его территории насчитывается около 100 животных, которые в свободной среде обитания не встречаются больше нигде в мире.
Одной из главных проблем в сохранении природного наследия, по мнению Эковахты, стало строительство на склоне горы Фишт «научного центра «Биосфера», который по неофициальной информации считается лыжным курортом Владимира Путина и автомобильной дороги к нему.
Еще в 80-е годы прошлого века сочинские спасатели организовали на склоне горы Фишт гостиницу для туристов, которую назвали «Лунная поляна». Долгие годы она была небольшой хижиной, лежавшей на пути туристических маршрутов. В ней находили приют путешественники и исследователи во время турпоходов по заповеднику. Так было до тех пор, пока сколоченная из подручных средств гостиница в горах не перешла в ведение комплекса «Дагомыс», принадлежащего Управделами президента. Уже через год, в 2003 году, там началось строительство метеорологической научно-исследовательской станции «Биосфера», которая по официальной версии предназначалась для наблюдений за окружающей средой, в народе же она получила название «дача Путина».
Спустя какое-то время после начала строительства было принято решение проложить через заповедные земли автомобильную дорогу к станции. Это вызвало большой резонанс среди экологов и представителей общественных организаций. Известный активист Сурен Газарян в своем блоге пишет: если следовать официальным методикам расчета, ущерб уникальной кавказской природе от строительства дороги составил около 500 миллионов рублей, хотя точную сумму ущерба подсчитать невозможно.
Представители общественных организаций и Экологическая вахта по Северному Кавказу неоднократно обращались к представителям ЮНЕСКО с предложением обратить внимание на нарушение природоохранного законодательства на территории заповедника и внести объект «Западный Кавказ» в список объектов «Всемирное наследие под угрозой уничтожения», ведь он находится под эгидой организации. (У объектов ЮНЕСКО может быть только два статуса – «Всемирное наследие», у которого высшая в мире охранная категория, и «Всемирное наследие, которое находится под угрозой уничтожения», этот статус означает повышенное внимание со стороны мирового сообщества и поиск путей для устранения угрозы).
С 2008 по 2013 год вопрос о придании этого статуса объекту «Западный Кавказ», обсуждался на сессиях ЮНЕСКО 6 раз. Представители организации объединенных наций каждый раз ограничивались рекомендациями к российскому правительству, которые в разные годы были разной «степени строгости». В 2008 году сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Квебеке был рассмотрен вопрос об угрозах сохранности объекта "Западного Кавказа" на основе отчета совместной миссии ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы, которая побывала в России в апреле того года. Принято решение №32 COM 7B.25: "Нынешние и потенциальные угрозы объекту Наследия исходят от развития олимпийской инфраструктуры, дорог, вырубок леса и отсутствия эффективного управления…". России выставлен обширный перечень рекомендаций, включая отказ от планов рекреационного использования плато Лагонаки, Фишт-Оштенского горного массива и поиск "альтернативных мест размещения горной Олимпийской деревни, санно-бобслейной трассы и биатлонного комплекса, а также сопутствующих дорог и инфраструктуры, расположенных в Сочинском национальном парке". Но, по факту ничего не изменилось.
Уже через год на сессии Комитета Всемирного Наследия ЮНЕСКО принята жесткая резолюция по "Западному Кавказу", в которой говорится: «неудача в осуществлении рекомендаций миссии должна привести к тому, что будет рассмотрен вопрос о включении объекта наследия в список "Всемирное наследие под угрозой!" Подобное решение не было принято до сих пор…
На официальном сайте Гринпис России его представитель Андрей Петров, побывавший на сессии ЮНЕСКО в Камбодже, описал подробности того, как обсуждался вопрос «Западного Кавказа». Вот, что он пишет: «Россия в этом году, несомненно, является неформальным лидером Комитета. Казалось бы, надо этому радоваться! Не получается. Обширная российская официальная делегация вездесуща. Она общается с делегатами, уговаривает, объясняет, доказывает, склоняет на свою сторону. При этом, к сожалению, все это делается отнюдь не ради сохранения объектов всемирного наследия. … обсуждение проблем Западного Кавказа превратилось в жонглирование словами. Долго обсуждались предложенные ЮАР (фактически - Россией) смягчающие поправки к проекту решения. Упор был сделан на том, какой термин следует употребить при описании объектов капитального строительства, которые нельзя возводить на территории плато Лагонаки. В результате из решения «выпал» важнейший пункт, касающийся строительства псевдоэкоцентра «Биосфера» в Кавказском заповеднике и дороги к нему. Да и в целом Решение стало гораздо более беззубым.
За включение в "Список под угрозой" выступали Германия, Швейцария и Эстония, а также неожиданно для меня присоединившаяся к ним Колумбия. Гиперактивная же индийская делегация в лице посла Индии в ЮНЕСКО «забалтывала» все разумные предложения. Так как все происходящее на сцене и в зале транслируется на больших экранах, мы все имели возможность наблюдать, как индийский посол после достаточно серьезных заявлений начинал задорно подмигивать, а при обсуждении российских объектов все время «подбегал» к российской делегации (видимо за инструкциями), после чего делал довольно громкие заявления».
Статус «наследие под угрозой» должен означать повышенное внимание к объекту не только мирового сообщества, но и местных властей. Хорошим примером того, как он сработал в пользу для наследия, являются Галапагосские острова, флора и фауна которых пострадала в результате массового нашествия туристов. После включения объекта в список правительству Эквадора пришлось предпринять множество усилий для того, чтобы улучшить ситуацию: регламентировать поток туристов, строго обозначить туристические тропы, ужесточить контроль за ввозимыми продуктами и животными. И в 2010 г. острова были исключены из этого «черного списка».
Что же касается Западного Кавказа, то его судьба по-прежнему под вопросом. Кстати, ничто не мешает государствам как включать, так и исключать объекты из списка всемирного наследия. Происходит это довольно редко. За всю историю ЮНЕСКО подобное случилось всего два раза. Никаких санкций, к государствам, принявшим решение вывести объект из-под бдительных взоров мирового сообщества, не применяется. Рискуют они разве что собственным престижем.